По нашему мнению можно брать численность 20 человек, при этом нужно расчетным путем определить дополнительно долю управленческого персонала.
Многопрофильные организации должны рассчитывать среднюю численность сотрудников отдельно по каждому виду деятельности, для которой необходимо определить этот показатель. Такой порядок установлен пунктами 6 и 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 25 октября 2011 г. № 03-11-11/265 и от 26 октября 2010 г. № 03-11-06/3/148. Например, распределение сотрудников по видам деятельности можно оформить приказом либо закрепить в штатном расписании.
При таком подходе есть риск споров с налоговыми органами, т.к. существует позиция о том, что для расчета ЕНВД численность сотрудников, которые одновременно заняты в нескольких видах деятельности (в частности, административно-управленческий и вспомогательный персонал), нужно учитывать в полном объеме. Распределять численность таких сотрудников по разным видам деятельности нельзя.
Обоснование
Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как для расчета ЕНВД определить численность сотрудников, одновременно занятых в нескольких видах деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД
Если организация занимается несколькими видами бизнеса и совмещает общую систему налогообложения с ЕНВД, численность сотрудников, которые одновременно относятся к разным сферам деятельности, можно распределить. Но не исключено, что такое решение придется отстаивать в суде. Дело в том, что единой позиции по данному вопросу контролирующие ведомства пока не выработали.
В некоторых письмах Минфин России и налоговая служба поясняют, что при расчете величины физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» организации вправе распределять между разными видами деятельности численность сотрудников, которые одновременно заняты в каждом из них. Такой подход основан на двух факторах. Во-первых, для расчета ЕНВД организации обязаны вести раздельный учет показателей по каждому виду деятельности (п. 6 и 7 ст. 346.26 НК РФ). А во-вторых, запрет на распределение численности административно-управленческого и вспомогательного персонала влечет за собой завышение физического показателя (количества сотрудников) и, как следствие, двойное налогообложение многопрофильных организаций.
Распределять численность административно-управленческого и вспомогательного персонала следует пропорционально средней численности сотрудников, непосредственно занятых в каждом виде деятельности (письмо Минфина России от 25 октября 2013 г. № 03-11-06/3/45218). Но если приказом или штатным расписанием организации сотрудники не закреплены за конкретными видами деятельности, определить среднюю численность по каждому из них невозможно. В этом случае у организации не будет базы для распределения численности административно-управленческого и вспомогательного персонала. Поэтому при определении физического показателя (количества сотрудников) нужно будет учитывать весь личный состав организации, включая внешних совместителей и сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам. Такие выводы содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-11-06/3/80, от 6 октября 2009 г. № 03-11-09/335, от 25 июня 2009 г. № ШС-22-3/507, от 8 мая 2009 г. № 3-2-16/49.
Пример распределения сотрудников по видам деятельности. Организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Организация занимается производством обуви. Часть продукции реализует через торговую сеть, а часть изготавливает по индивидуальным заказам населения (бытовые услуги). С деятельности по производству и реализации обуви через торговую сеть организация платит налоги по общей системе налогообложения. Деятельность по оказанию бытовых услуг переведена на ЕНВД.
Учетной политикой организации для целей налогообложения установлено, что средняя численность сотрудников, одновременно занятых в обоих видах деятельности, распределяется пропорционально средней численности сотрудников по каждому виду деятельности.
В сентябре средняя численность сотрудников составила 40 человек, в том числе:
- в деятельности, облагаемой ЕНВД, – 7 человек;
- в деятельности на общей системе налогообложения – 28 человек;
- в обоих видах деятельности (управленческий персонал) – 5 человек.
Соотношение средней численности сотрудников, которые заняты в деятельности, облагаемой ЕНВД, и средней численности сотрудников, занятых в обоих видах деятельности, равно:
7 чел. : (28 чел. + 7 чел.) = 0,2.
Доля средней численности управленческого персонала, которая включается в среднюю численность сотрудников для расчета ЕНВД, составляет:
5 чел. ? 0,2 = 1 чел.
Общая средняя численность сотрудников, которая включается в расчет ЕНВД в качестве физического показателя, равна:
7 чел. + 1 чел. = 8 чел.
Однако в других разъяснениях контролирующие ведомства высказывают противоположную точку зрения. Она сводится к тому, что для расчета ЕНВД численность сотрудников, которые одновременно заняты в нескольких видах деятельности (в частности, административно-управленческий и вспомогательный персонал), нужно учитывать в полном объеме. Распределять численность таких сотрудников по разным видам деятельности нельзя: Налоговым кодексом РФ это не предусмотрено. Об этом сказано в письмах Минфина России от 26 июля 2012 г. № 03-11-06/3/55, от 7 октября 2010 г. № 03-11-06/3/139, от 20 апреля 2010 г. № 03-11-11/109, от 6 марта 2009 г. № 03-11-09/88, от 3 октября 2008 г. № 03-11-04/3/451, от 28 августа 2008 г. № 03-11-04/3/404, от 13 августа 2008 г. № 03-11-04/3/384, от 4 апреля 2008 г. № 03-11-05/83, от 31 мая 2007 г. № 03-11-04/3/184 и ФНС России от 2 февраля 2010 г. № 3-2-11/1.
Учитывая, что единый подход к решению данного вопроса не выработан, не исключено, что распределение численности административно-управленческого и вспомогательного персонала для расчета ЕНВД приведет к разногласиям с проверяющими. В этом случае организации придется отстаивать свою позицию в суде.
Арбитражная практика по данному вопросу тоже неоднородна.
Некоторые арбитражные суды считают распределение численности административно-управленческого и вспомогательного персонала для расчета ЕНВД неправомерным (см., например, определение Верховного суда РФ от 25 февраля 2015 г. № 307-КГ15-318, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2008 г. № Ф04-7728/2008(17505-А03-19), Северо-Западного округа от 12 ноября 2014 г. № А26-7013/2013, от 21 июня 2010 г. № А52-5477/2009, от 25 мая 2006 г. № А05-18809/2005-34, от 6 марта 2006 г. № А05-11622/2005-18, Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2008 г. № А33-7538/07-Ф02-3350/08, от 21 февраля 2007 г. № А10-2869/06-Ф02-537/07).
Вместе с тем, есть примеры судебных решений, подтверждающих обоснованность таких действий (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2009 г. № А33-11555/08-Ф02-1726/09, Поволжского округа от 7 июля 2006 г. № А65-25565/2005, Уральского округа от 26 июля 2007 г. № Ф09-5876/07-С3, от 27 марта 2007 г. № Ф09-1941/07-С3, от 19 апреля 2005 г. № Ф09-1484/05-АК и от 13 октября 2005 г. № Ф09-4588/05-С1). Принимая такие решения, суды исходят из того, что налоговым законодательством не определен порядок распределения численности персонала, одновременно занятого в разных видах деятельности. Поэтому в качестве базы для распределения они признают не только среднюю численность сотрудников, занятых в конкретном виде деятельности, но и доли доходов, полученных от разных видов деятельности. Более того, в арбитражной практике есть прецеденты, когда судьи приходили к выводу, что в расчет физического показателя (количество сотрудников) административно-управленческий и общехозяйственный персонал вообще включать не нужно (см., например, определение ВАС РФ от 12 января 2007 г. № 15816/06, постановления ФАС Уральского округа от 24 июня 2010 г. № Ф09-4708/10-С3, Поволжского округа от 9 октября 2008 г. № А65-9343/2007-СА1-7, от 26 июня 2007 г. № А65-27513/2006-СА2-41).
Ответ утвержден Александром Родионовым, заместителем руководителя экспертной поддержки |
8 800 333-01-13 |