Да, может.
Ярмарки организуются с разрешения местных властей в соответствии с законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». При этом прежде чем организовывать ярмарку, нужно определить, где и в какой период она будет проводиться, какие товары будут на ней продаваться, кто будет ее участниками и организатором. Для получения разрешения нужно подать заявление в администрацию муниципального образования, на имя главы муниципалитета. Возможно потребуется явится в администрацию и обсудить вопросы открытия ярмарки лично.
Важно учесть, что форма заявления и порядок разрешения обычно устанавливается правовым актом МО, нужно изучить местное законодательство, чтобы выяснить порядок его подачи.
При этом с большой долей вероятности разрешение властей будет получено, поскольку власти заинтересованы в подобных потребительских акциях, так как они привлекают жителей.
Важно также учесть, что кроме местных властей предприниматель должен получить и разрешение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), поскольку вид осуществляемой деятельности содержится в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (Розничная торговля в палатках и на рынках).
Сообщение необходимо направить в Управление Роспотребнадзора по месту предполагаемого фактического осуществления деятельности. В заявке изложить просьбу об открытии, указать желаемое месторасположение, ассортимент товаров, вместимость, необходимое оборудование. Подать заявку нужно не позже, чем за два месяца до предполагаемого открытия, сроки рассмотрения заявления зависят от многих факторов, и не исключено, что потребуется внести коррективы в план.
Роспотребнадзор разработал алгоритм действий для заполнения уведомлений: http://egov.rospotrebnadzor.ru.
В случае верности заполнения проекта уведомления, заявителю по электронной почте будет сообщено о том, что уведомление может быть направлено в Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ в порядке, установленном законодательством (непосредственно, либо заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя). В случае неправильного заполнения проекта уведомления, заявитель будет проинформирован о необходимости внесения соответствующих поправок. Дополнительную информацию и статистику подачи уведомлений в Управление Роспотребнадзора можно посмотреть тут - http://rospotrebnadzor.ru/gosserv/for/11/category/88/120/.
При этом не будет нарушением, если предприниматель зарегистрирован в другом городе. ИП регистрируется и отчитывается в налоговую инспекцию по месту прописки, но это не означает запрета вести деятельность за пределами муниципального образования. Уплата налогов и дополнительная регистрация зависит от применяемой системы налогообложения. Если ИП на ОСНО или УСН, он отчитывается в «домашнюю» инспекцию. Если по осуществляемому в другом городе виду деятельности планируется применять ЕНВД или патентную УСН, нужно регистрироваться в инспекцию по месту нахождения будущей ярмарки.
Обоснование
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
«Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности
1. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
3. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности
1. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
1) установления требований к ее организации и осуществлению;
2) антимонопольного регулирования в этой области;
3) информационного обеспечения в этой области;
4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
2. Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:
1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;
3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;
4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
5) разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
2. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
«Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
1. Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
2. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
3. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
4. Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
5. Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
6. Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований».
закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
«Статья 8. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора) (далее в настоящей статье - уполномоченный орган государственного контроля (надзора).
2. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:
1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
2) предоставление бытовых услуг;
3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
3. Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.
4. В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
5. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.
6. Дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:
1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
3) реорганизация юридического лица.
7. Сведения об указанных в части 6 настоящей статьи изменениях представляются в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр, в том числе в форме электронных документов, а также порядок их учета.
9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют виды деятельности, указанные в части 2 настоящей статьи, в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.07.2009 № 584 Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
«Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) уведомлений о начале своей деятельности (далее - уведомление), а также порядок учета указанными органами поступивших уведомлений.
2. Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) (далее - заявитель) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению № 1 (далее - перечень работ и услуг).
3. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 1-18,22-53, 56-64, 69, 75-77, 79-81 перечня работ и услуг, за исключением осуществления деятельности на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган).
4. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 3 настоящих Правил, на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в это Агентство (его территориальный орган).
5. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 19-21, 70-74 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган).
5.1. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 65 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по труду и занятости (ее территориальный орган).
5.2. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 54 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальный орган).
5.3. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 55и 66 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (его территориальный орган).
5.4. Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1132, утратил силу со 2 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 516. - См. предыдущую редакцию.
5.5. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 67и 68 перечня работ и услуг, представляет уведомление в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.
5.6. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 78 перечня работ и услуг, представляет уведомление в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный ветеринарный надзор.
5.7. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 82-89 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
5.8. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 90 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
6. Уведомление составляется заявителем по форме согласно приложению № 2 и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в пунктах 3-5 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).
II. Порядок представления уведомлений
7. Заявитель представляет уведомление в 2 экземплярах в уполномоченный орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.В случае представления уведомления непосредственно в уполномоченный орган днем его подачи считается день регистрации уведомления в уполномоченном органе. При направлении уведомления по почте днем его подачи считается день отправки почтового отправления. При направлении уведомления в виде электронного документа днем его подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа.
8. Пункт утратил силу с 1 января 2011 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 2010 года № 854. - См. предыдущую редакцию.
9. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день получения уведомления регистрирует его и проставляет на обоих экземплярах уведомления отметку с указанием даты его получения и регистрационного номера.Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю.В случае подачи уведомления в виде электронного документа должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день его регистрации обязано направить заявителю подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного органа.
10. В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, сведения о следующих изменениях:
а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;
в) реорганизация юридического лица.
11. В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сведения об указанных в пункте 10 настоящих Правилизменениях представляются в уполномоченный орган в течение 10 дней со дня внесения соответствующих изменений посредством представления (направления) в уполномоченный орган заявления в произвольной форме с приложением копий документов, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений, или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.
Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление
Наименование видов деятельности и выполняемых в их составе работ и услуг | Код по общероссийскому классификатору |
IV. Розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, свободный оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами) | ||
13. | Розничная торговля в неспециализированных магазинах | 52.1* |
14. | Розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах | 52.21-52.24, 52.27* |
15. | Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами | 52.33* |
16. | Розничная торговля в палатках и на рынках | 52.62* |
Из статьи журнала «Бухгалтерия ИП», №6, ноябрь-декабрь 2010
Когда начинать бизнес необходимо с уведомления властей
Самое важное в этой статье:
– О чем нужно уведомлять
– Кого следует извещать
– Ответственность за неуведомление
Согласно положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) прежде чем начать заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности, коммерсанты обязаны известить об этом соответствующие органы. Порядок уведомления властей прописан в Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (далее – Правила). О нем и расскажем в данной статье.
Когда потребуется уведомление
Перечень работ и услуг, о начале которых индивидуальные предприниматели должны уведомлять органы власти, приведен в приложении № 1 к Правилам:*
• розничная торговля в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 52.1);
• розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах (коды ОКВЭД 52.21–52.24 и 52.27);
• розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (код ОКВЭД 52.33)
Куда и когда нужно подавать уведомление
Согласно положениям Правил индивидуальный предприниматель должен подать уведомление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)*. Однако если коммерсант планирует вести деятельность на территории, обслуживаемой Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА), то известить следует именно это агентство. Иной порядок действует в отношении услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов. В этом случае индивидуальному предпринимателю необходимо обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Уведомление представляется в уполномоченный орган по месту осуществления работ (оказания услуг). Конкретные сроки подачи законодательством не установлены. В пункте 5статьи 8 Закона № 294-ФЗ лишь сказано, что уведомление индивидуальный предприниматель должен представить после государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах, но до фактического начала выполнения работ или предоставления услуг.*
Уведомление коммерсанты должны составить в двух экземплярах по форме, которая приведена в приложении № 2 к Правилам. Один экземпляр остается в уполномоченном органе, а второй – вручается (направляется) заявителю с отметкой о получении и регистрационным номером. Заметим, что Закон № 294-ФЗ предусматривает подачу уведомления в электронном виде.
В уведомлении индивидуальный предприниматель обязательно должен указать ведомство, в которое оно предоставляется, свои фамилию, имя, отчество и ИНН, вид деятельности и выполняемые в его составе работы или услуги, почтовый адрес места осуществления заявленного вида деятельности и дату начала выполнения работ (оказания услуг) (см. образец заполнения уведомления).
К уведомлению предприниматель должен приложить копию выписки из ЕГРИП и свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.
Согласно пункту 7 Правил индивидуальный предприниматель может представить уведомление лично или переслать его заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. В первом случае днем его подачи будет день регистрации уведомления в уполномоченном органе, а во втором – день отправки почтового отправления.
Неуведомление властей грозит штрафом
За непредставление сведений или подачу уведомлений с недостоверной информацией индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.7.5-1 КоАП РФ. Об этом сказано в пункте 9 статьи 8 Закона № 294-ФЗ).
Так, непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности может обернуться для коммерсанта штрафом в размере от 3000 до 5000 руб., а подача уведомления, содержащего недостоверные сведения, – от 5000 до 10 000 руб.
М. Иванова
эксперт журнала «Бухгалтерия ИП»
Из статьи журнала «Главбух», № 23, Декабрь 2009
Уведомление, без которого нельзя начинать новую деятельность
Почему этот документ важен: Теперь, чтобы начать многие виды деятельности, не придется собирать массу разрешений и согласований. Но понадобится подать уведомление – только после этого можно начинать новый бизнес.
В чем часто ошибаются: Важно помнить, что уведомление не отменяет госрегистрацию юридических лиц и предпринимателей в налоговых органах.
Кто подает уведомление
Те организации и предприниматели, которые решат открыть, к примеру, химчистку, магазин, кафе, парикмахерскую или заняться грузовыми и пассажирскими автоперевозками, должны теперь подать уведомление о фактическом начале такой деятельности. Подчеркнем, что составить такой документ – это обязанность, от которой компании и предприниматели отказаться не вправе. Такое правило прописано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ1. Там же в пункте 2 приведен полный список тех видов деятельности, к которым данное требование относится. Конкретный Перечень работ и услуг* (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584) мы привели в статье «Когда для начала нового вида бизнеса требуется уведомить чиновников».
Куда направлять документ
Уведомление необходимо представить в территориальное подразделение того ведомства, под контролем которого находится новый вид деятельности (подробные сведения – в рубрике «Для справки»). В частности, это могут быть:
– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
– Федеральное медико-биологическое агентство;
– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.*
Допустим, компания собирается заниматься перевозками и торговлей. Тогда отдельно по каждому виду деятельности нужно направить уведомления в территориальные отделения Ространснадзора и Роспотребнадзора соответственно.
Также не стоит забывать: если компания занимается сразу несколькими видами деятельности и какие-то из них не вошли в утвержденный Правительством РФ Перечень, для таких направлений бизнеса, если это предусмотрено законодательством, придется получать разрешения.
В какие сроки нужно уведомить
Конкретные сроки подачи бумаг законодательством не установлены. Главное сделать это до того, как организация фактически начнет работать в новом направлении. И значит, крайний срок – это день, предшествующий дате начала деятельности.
Важная деталь
Крайний срок для подачи уведомления - это день, предшествующий дате начала нового вида деятельности, входящего в утвержденный Перечень.*
При этом днем подачи считается дата, когда у заявителя непосредственно в ведомстве приняли документы, либо день почтового отправления. Но еще раз отметим: в последнем случае есть риск, что документы затеряются в дороге, и тогда придется доказывать ревизорам своевременность отправки. Как только сотрудник уполномоченного органа получит в руки два экземпляра уведомления, на обоих он проставит отметку с текущей датой. Один из экземпляров будет направлен (или отдан лично) заявителю. При этом никакого разрешительного документа от чиновников ждать не придется.
Что указать в бланке уведомления
Уведомление нужно подавать в двух экземплярах строго по форме, утвержденной тем же постановлением Правительства РФ № 584. К нему обязательно надо приложить:
– копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
– копию свидетельства о постановке юридического лица или предпринимателя на учет в налоговых органах.
Такой набор документов предусмотрен пунктом 8 Правил представления уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ № 584. В бланке потребуется указать данные заявителя: наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, почтовый адрес, а также место, где будет осуществляться планируемый вид бизнеса. Далее нужно вписать наименование этого вида деятельности и выполняемые в его составе работы, услуги так, как это прописано в Перечне. А затем дату, с которой компания начнет всем этим заниматься (см. образец заполненного документа ниже).
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Образец
Подписывает уведомление руководитель компании или его уполномоченный представитель (в последнем случае стоит указать реквизиты доверенности). Подпись надо заверить печатью заявителя. Предприниматель же должен расписаться и поставить печать, если она у него есть.
Что еще важно
Если в ходе работы компания (или предприниматель) сменит свое местонахождение (или место жительства), будет вести ранее заявленный вид деятельности по новому адресу либо пройдет реорганизацию, обо всем этом нужно известить чиновников (п. 6 ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ). Это значит, что в тот же госорган, в который изначально подавалось уведомление, необходимо представить или направить по почте заявление в произвольной форме. К заявлению приложить копии документов, подтверждающих факт внесения изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Важная деталь
При смене адреса или в случае реорганизации об изменениях необходимо сообщить в то же ведомство, куда ранее подавали уведомление.
Срок для подобного заявления – 10 рабочих дней с того момента, как была сделана запись в соответствующем Государственном реестре.
Рекомендации дает Андрей ШКАДОВ, ведущий юрисконсульт «ФБК-Право»
Уведомление о начале нового бизнеса не отменяет обязательную госрегистрацию в налоговой
– Уведомительный порядок начала некоторых видов деятельности – на наш взгляд, весьма робкий шаг на пути к упрощению жизни малого и среднего бизнеса. Ведь новый порядок ни в коей мере не отменяет обязательную госрегистрацию юридических лиц или предпринимателей в налоговой инспекции. Так, если компания еще не зарегистрирована в ЕГРЮЛ, простым уведомлением о начале новой деятельности дело не обойдется – необходимо будет пройти все регистрационные процедуры. При этом не стоит забывать о том, что если новый бизнес будет осуществляться в другом регионе, необходимо дополнительно встать на учет в местной ИФНС. Таким образом, послабление реально смогут ощутить только те организации, которые начинают новый бизнес, поименованный в Перечне, по месту своего налогового учета. Им действительно теперь не придется ждать от чиновников разрешений и согласований для начала работы. Остальным придется обращаться за необходимыми документами в государственные органы – как минимум, к налоговым инспекторам.
По вопросу оформления договора аренды с гражданином
Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Можно ли организации-арендатору заключить договор аренды имущества с гражданином
Да, можно.
Положения Гражданского и Налогового кодексов РФ этому не препятствуют. Однако гражданину нужно доказать, что имущество, которое он сдает в аренду, принадлежит ему на праве собственности или ему доверено сдавать его в аренду (например, путем предоставления документов, подтверждающих право собственности). Такой вывод позволяет сделать статья 608 Гражданского кодекса РФ.*
Эту позицию подтверждает и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 3 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/231).
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как заключить договор аренды
Форма заключения договора аренды (устная или письменная) зависит от срока его действия и статуса арендатора (гражданин или организация).
Форма договора
Договор аренды на срок более года должен быть заключен в письменной форме. Однако если хотя бы одной из сторон договора является организация, то письменная форма договора необходима в любом случае. Таковы требования пункта 1 статьи 609 Гражданского кодекса РФ.
Содержание договора
В тексте договора аренды укажите условия сделки:
- данные арендодателя и арендатора;
- объект аренды (арендуемое имущество);
- срок действия договора аренды;
- цену договора аренды (сумму арендной платы) и порядок ее внесения;
- условия ремонта, содержания и улучшения арендуемого имущества (если применимо);
- возможность сдачи имущества в субаренду (если применимо);
- условия продления (пролонгации) договора аренды;
- основания расторжения договора аренды;
- условие о выкупе арендуемого имущества (если он предусмотрен);
- иные существенные условия договора.
К отдельным видам договоров аренды (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда) указанные положения применяются, только если другое не установлено специальными положениями законодательства об этих договорах (ст. 625 ГК РФ).
Регистрация договора
Если организация сдает в аренду недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).
Главбух советует: для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ). По окончании этого периода продолжите исполнять условия договора (если нет возражений со стороны арендодателя или арендатора). Тогда соглашение будет пролонгировано на неопределенный срок (п. 2 ст. 621, п. 2 ст. 610 ГК РФ).
Ситуация: нужно ли регистрировать в отделении Росреестра договор аренды нежилого помещения в здании. Договор заключается на год и более
Да, нужно.
Несмотря на то что нежилые помещения в зданиях не относятся к зданиям или сооружениям, они неразрывно с ними связаны. Поэтому данные объекты также являются недвижимостью. В Гражданском кодексе РФ нет особых правил для регистрации договоров аренды нежилых помещений в зданиях. Следовательно, к ним применяются общие правила. Поэтому если срок аренды нежилого помещения в здании превышает или равен году, то его нужно зарегистрировать (п. 2 ст. 651 ГК РФ).
Необходимость госрегистрации договоров аренды нежилых помещений подтверждает информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53.
Ситуация: нужно ли регистрировать договор аренды в Росреестре, если он был заключен на срок менее года, а затем пролонгирован на неопределенный срок
Нет, не нужно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ государственной регистрации подлежат договоры аренды, заключенные на срок не менее одного года. То есть от года и выше. Соглашения, пролонгированные на неопределенный срок, под данный порядок не подпадают. Поэтому в госрегистрации не нуждаются (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59).
Порядок госрегистрации договоров аренды прописан в Законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ. С заявлением о регистрации договора в территориальное отделение Росреестра (по местонахождению недвижимости) имеет право обратиться любая из сторон (как арендодатель, так и арендатор). Форма заявления о регистрации прав на недвижимость законодательством не установлена. Поэтому территориальные отделения Росреестра разрабатывают такие бланки самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма). Если в аренду сдается земельный участок, то заявитель дополнительно должен приложить кадастровый план участка. Если предметом договора аренды являются здания, сооружения (их части) – представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем следует выделить те помещения, которые передаются арендатору, и указать их площадь.*
Такой порядок следует из положений статьи 26, пункта 4 статьи 2 и пункта 1статьи 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и пункта 5.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.
В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Стороны могут представить иной документ, содержащий графическое и (или) словесное описание передаваемого в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).
За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 1000 руб., для организаций – 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Никаких правил относительно того, кто должен оплачивать госпошлину за госрегистрацию договора аренды недвижимости (арендатор или арендодатель), ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит. Поэтому данный вопрос нужно оговорить заранее – в момент заключения договора аренды (например, путем внесения условия об оплате госпошлины в содержание самого договора) (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями также могут быть лица, которым право сдавать имущество в аренду предоставлено законом или его собственником. Например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, владеющие государственным имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ). Это предусмотрено в статье 608 Гражданского кодекса РФ.