Индивидуальный предприниматель может получить допуск СРО для выполнения строительных работ, которые включены в перечень, утв. приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 (ст.52, ст.55.8 ГрК РФ). При наличии допуска СРО, присутствует возможность принимать участие в гос. контрактах, для исполнения которых требуется допуск СРО (см. Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2015. № Д28и-893).
Непосредственный исполнитель строительных работ, обязан иметь свидетельство о допуске к выполняемым им работам, выданное саморегулируемой организацией. Это требование пункта 2 статьи 52 и пункта 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Для получения такого свидетельства непосредственный исполнитель строительных работ должен быть участником саморегулируемой организации (п. 6 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).
Перечень работ по строительству, для выполнения которых необходимо свидетельство о допуске, установлен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624. Работы, которые не включены в перечень, может выполнить любое лицо без специального свидетельства или разрешения (п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Если у застройщика (подрядчика) есть свидетельства о допуске только на определенные виды работ по строительству, то для выполнения иных работ (на которые соответствующие свидетельства отсутствуют) он может привлечь подрядчика (субподрядчика), имеющего необходимое свидетельство (п. 3.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Если застройщик (подрядчик) ведет строительные работы без свидетельства о допуске, территориальное отделение Ростехнадзора может его оштрафовать.
Размер штрафа составляет от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ).
Кроме того, за осуществление деятельности без соответствующего разрешения (свидетельства о допуске) строительная организация может быть ликвидирована по решению суда (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ). Об этом говорится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. № 23.
Также за осуществление строительной деятельности без соответствующего разрешения (свидетельства о допуске) к виновным в этом лицам (например, к руководителю организации) может быть применена уголовная ответственность. Это возможно, если деятельность без свидетельства связана с извлечением дохода в крупном (более 1 000 000 руб.) или особо крупном (более 6 000 000 руб.) размерах.
Если строительная деятельность без свидетельства о допуске связана с извлечением дохода в крупном размере, то уголовная ответственность за это предусмотрена в виде:
- штрафа до 300 000 руб. (или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до двух лет);
- обязательных работ на срок от 180 до 240 часов;
- ареста на срок от четырех до шести месяцев.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 171 Уголовного кодекса РФ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если строительная деятельность без свидетельства о допуске связана с извлечением дохода в особо крупном размере, то уголовная ответственность за это предусмотрена в виде:
- штрафа от 100 000 до 500 000 руб. (или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от одного года до трех лет);
- лишения свободы на срок до пяти лет с дополнительным штрафом или без него.
Это следует из положений пункта 2 статьи 171 Уголовного кодекса РФ.
Следует отметить, что Перечень не включает в себя виды работ по строительству, в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1-4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении ряда объектов, напр. - объектов индивидуального жилищного строительства. Это правило следует из п.2 Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»
1. Какие функции выполняет застройщик в ходе строительства и как их передать заказчику
«Застройщик обеспечивает строительство на принадлежащих ему земельных участках (п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В функции застройщика входит организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухучета затрат (п. 1.4 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160).
Застройщик может организовать строительство за счет:
- привлеченного инвестора;
- собственных или заемных средств, и тогда он выполняет еще функции инвестора.
Независимо от того, за чей счет застройщик организует строительство, в его обязанности входит выполнение следующих функций:
Организационные функции
В организационные функции застройщика входит:
- выполнение инженерных изысканий на принадлежащей ему территории;
- разработка проектной документации;
- получение разрешения на строительство;
- непосредственно организация и координация строительства объекта (своими силами или силами сторонних организаций).
Это следует из положений пункта 3 статьи 47, пункта 5 статьи 48, пункта 1 статьи 51 и пункта 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
Застройщик должен иметь архитектурный проект. Этот документ необходим для получения разрешения на строительство.
Проект нужно выполнить в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (п. 1 ст. 3 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ).
Архитектурно-планировочное задание получает застройщик на основании следующих документов:
- заявки на строительство;
- документов, удостоверяющих его право собственности на земельный участок, где планируется строительство объекта. Построить объект застройщик может и на арендованной территории. В этом случае вместе со свидетельством о регистрации права собственности на землю необходимо подать разрешение от собственника этого участка на разработку проектной документации. Наличие такого разрешения подтвердит, что собственник участка не возражает против строительства на его территории нового объекта арендатором.
Разрешение на строительство выдадут только в том случае, если его архитектурный проект будет соответствовать требованиям градостроительного плана земельного участка.
Это следует из положений пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешение на строительство выдают федеральные, региональные или местные власти (п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Помимо архитектурного проекта, для получения разрешения требуются правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, а также иные документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Внимание: если застройщик организует строительство без соответствующего разрешения, территориальное отделение Ростехнадзора может оштрафовать его или приостановить его деятельность.
Размер штрафа составляет от 500 000 до 1 000 000 руб. Приостановление деятельности организации возможно на срок до 90 суток.
Кроме того, за указанное нарушение к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица организации (например, ее руководитель). Размер штрафа составляет от 25 000 до 50 000 руб.
Об этом говорится в части 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Причем, несмотря на то что обязанность получить разрешение на строительство лежит на застройщике, к административной ответственности могут привлечь и организацию (технического заказчика, подрядчика или субподрядчика), которые непосредственно выполняли строительно-монтажные работы на объекте без разрешения на строительство. Дело в том, что перед выполнением таких работ они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к строительным работам, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Об этом говорится в постановлении Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11.
Объект строительства, созданный без соответствующего разрешения, признается самовольной постройкой. Право собственности на него нельзя будет зарегистрировать. Это следует из положений статьи 222 Гражданского кодекса РФ. Более того, такой объект подлежит сносу за счет застройщика (п. 3 ст. 25 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ).
Однако есть случаи, при которых получать разрешение на строительство не нужно. К ним относятся:
- строительство объектов, которые не являются объектами капитального строительства (например, киосков, навесов);
- строительство сооружений вспомогательного использования (например, временных бытовых построек);
- иные случаи, предусмотренные законодательством (например, если строительные работы, которые планируются застройщиком, не повлекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и не затронут характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций).
Об этом говорится в пункте 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и пункте 2 статьи 3 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ.
В состав организационных функций также входит принятие решения о том, кто непосредственно будет вести строительные работы. Вести строительство может сам застройщик (своими силами), а могут привлеченные им сторонние организации – подрядчики (п. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, объект может быть построен одним из двух способов:
- подрядным – когда строительство объекта полностью осуществляют подрядчики;
- собственными силами застройщика – когда строительство объекта ведет сам застройщик с привлечением или без привлечения субподрядчиков.
Для строительства объекта подрядным способом застройщик заключает с подрядчиками договор строительного подряда. Неотъемлемыми частями такого договора являются:
- техническая документация, в которой указан состав и объем строительных работ, а также требования, предъявляемые к этим работам;
- смета, которая определяет стоимость подрядных работ, если стоимость работ не определена в твердой договорной цене.
Это следует из положений статей 740, 743, 746 Гражданского кодекса РФ.
Подробное руководство по составлению договоров подряда на строительство приведено в письме Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 10 июня 1992 г. № БФ-558/15.
Если в договоре строительного подряда между застройщиком и подрядчиком не предусмотрена обязанность подрядчика выполнить строительные работы самостоятельно, то для выполнения отдельных строительных работ подрядчик может привлечь третьих лиц. В этом случае подрядчик признается генеральным подрядчиком, а привлекаемые им третьи лица – субподрядчиками. При этом ответственность перед застройщиком за выполнение всего комплекса работ по строительству объекта, включая работы, выполненные субподрядчиками, несет генеральный подрядчик. Об этом говорится в статье 706 Гражданского кодекса РФ.
Непосредственный исполнитель строительных работ, будь то застройщик, генеральный подрядчик или субподрядчик, обязан иметь свидетельство о допуске к выполняемым им работам, выданное саморегулируемой организацией. Это требование пункта 2 статьи 52 и пункта 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Для получения такого свидетельства непосредственный исполнитель строительных работ должен быть участником саморегулируемой организации (п. 6 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).
Перечень работ по строительству, для выполнения которых необходимо свидетельство о допуске, установлен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624. Работы, которые не включены в перечень, может выполнить любое лицо без специального свидетельства или разрешения (п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Если у застройщика (подрядчика) есть свидетельства о допуске только на определенные виды работ по строительству, то для выполнения иных работ (на которые соответствующие свидетельства отсутствуют) он может привлечь подрядчика (субподрядчика), имеющего необходимое свидетельство (п. 3.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Внимание: если застройщик (подрядчик) ведет строительные работы без свидетельства о допуске, территориальное отделение Ростехнадзора может его оштрафовать.
Размер штрафа составляет от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ).
Кроме того, за осуществление деятельности без соответствующего разрешения (свидетельства о допуске) строительная организация может быть ликвидирована по решению суда (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ). Об этом говорится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. № 23.
Также за осуществление строительной деятельности без соответствующего разрешения (свидетельства о допуске) к виновным в этом лицам (например, к руководителю организации) может быть применена уголовная ответственность. Это возможно, если деятельность без свидетельства связана с извлечением дохода в крупном (более 1 000 000 руб.) или особо крупном (более 6 000 000 руб.) размерах.
Если строительная деятельность без свидетельства о допуске связана с извлечением дохода в крупном размере, то уголовная ответственность за это предусмотрена в виде:
- штрафа до 300 000 руб. (или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до двух лет);
- обязательных работ на срок от 180 до 240 часов;
- ареста на срок от четырех до шести месяцев.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 171 Уголовного кодекса РФ.
Если строительная деятельность без свидетельства о допуске связана с извлечением дохода в особо крупном размере, то уголовная ответственность за это предусмотрена в виде:
- штрафа от 100 000 до 500 000 руб. (или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от одного года до трех лет);
- лишения свободы на срок до пяти лет с дополнительным штрафом или без него.
Это следует из положений пункта 2 статьи 171 Уголовного кодекса РФ.*
Контрольные функции
Застройщик независимо от способа ведения строительства (своими силами или подрядным способом) должен осуществлять контроль за ведением строительства. Цель такого контроля – проверка соответствия строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, а также обеспечение безопасности в ходе строительства и для дальнейшей эксплуатации объекта.
В частности, застройщик проводит следующие контрольные мероприятия:
- проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
- проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования результатов этих мероприятий;
- проверка соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов (совместно с подрядчиком);
- контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта и конструкций;
- контроль за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- иные мероприятия строительного контроля, предусмотренные договором и законодательством.
Застройщик (совместно с подрядчиком) освидетельствует скрытые работы и проводит промежуточную приемку строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Полный перечень контрольных мероприятий, возложенных на застройщика, а также порядок их проведения указан статье 53 Градостроительного кодекса РФ и Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468.
Привлечение технического заказчика
Для выполнения своих функций застройщик может привлечь посредника по договору – технического заказчика. Передать свои функции техническому заказчику застройщик может как в полном объеме, так и частично.
В функции технического заказчика могут входить:
- организация мероприятий по подготовке к строительству;
- привлечение к выполнению строительных работ подрядчика;
- приемка результатов выполненных работ;
- строительный контроль;
- иные функции, переданные застройщиком.
Конкретный перечень функций, возложенных на технического заказчика, определяется условиями договора с застройщиком.
Такой вывод следует из положений пункта 3 статьи 47, пункта 5 статьи 48, пункта 1 статьи 51, пункта 3 статьи 52, пункта 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ».
2. Как оспорить штраф за выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к ним (ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ)
«За выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к ним, предусмотрена ответственность по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.
При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности, вынесенное административным органом или судом первой инстанции. Например, когда:
- суд установил отсутствие события правонарушения;
- административный орган не смог доказать нарушение закона;
- лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом.
При этом, даже если само нарушение действительно было, в ряде случаев постановление о привлечении к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если истек срок давности привлечения к ответственности.
Какие меры ответственности и за какие действия грозят по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ
За выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к ним (если такое свидетельство является обязательным) предусмотрен штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Под работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, закон предусматривает виды работ по:
- инженерным изысканиям;
- подготовке проектной документации;
- строительству;
- реконструкции;
- капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Такая ответственность установлена в части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.
Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены в следующих актах:
- Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624);
- Перечень видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства (приложение к письму Минрегиона России от 27 сентября 2010 г. № 33838-КК/08).
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является обязательным для работ, перечисленных в этих актах (ч. 2, 4 и 5.1 ст. 48, ч. 2 ст. 52,ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ). Его выдает саморегулируемая организация (ч. 9 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).*
131.79743 (11,17)
Какие лица будут, а какие не будут субъектами ответственности по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ
Субъектами ответственности могут быть исключительно предприниматели и юридические лица (ч. 2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ), которые выполняют работы, оказывающие влияние на безопасность объектов строительства, без свидетельства о допуске к таким работам (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2012 г. по делу № А56-56730/2011).
Субъектом ответственности не может быть застройщик при выполнении им работ по организации строительства, поскольку свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно иметь лицо, привлекаемое застройщиком или заказчиком к выполнению таких работ на основании договора и имеющее статус генерального подрядчика (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2013 г. по делу № А26-1446/2013).
Кто рассматривает дела о нарушениях по части 1 статьи9.5.1 КоАП РФ
Дела рассматривают:
1. Судья арбитражного суда (при привлечении к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), если административный орган передал дело для рассмотрения ему (ч. 2, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Например, если проверку проводила прокуратура, то прокурор выносит постановление о возбуждении дела о правонарушении (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ). А поскольку прокурор сам не может выносить постановление о привлечении к ответственности, то он обращается с заявлением в суд, который уполномочен рассматривать дело (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). См., например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2014 г. по делу № А05-15836/2013.
См. подробнее: Как обжаловать решение арбитражного суда о привлечении к ответственности.
2. Органы, осуществляющие федеральный государственный строительный надзор (ч. 1 ст. 23.56 КоАП РФ), в лице:
- Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- Министерства обороны РФ;
- Федеральной службы безопасности РФ;
- Федеральной службы охраны РФ;
- Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (п. 31 ст. 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»);
- иных федеральных органов исполнительной власти, на которых указами Президента РФ может быть возложено проведение государственного строительного надзора (ч. 3.1 ст. 54 ГрК РФ).
3. Органы, осуществляющие региональный государственный строительный надзор (ч. 1 ст. 23.56 КоАП РФ).
Конкретного списка таких органов нет, как правило, это управления, комитеты или службы субъектов РФ, полномочия которых указываются в положениях о них. Например, в Москве это Комитет государственного строительного надзора города Москвы, в Московской области – Главное управление государственного строительного надзора Московской области, в Санкт-Петербурге – Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в лице Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) (ч. 1 ст. 23.69 КоАП РФ).
Постановление о привлечении организации или предпринимателя к ответственности можно обжаловать в арбитражном суде в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ). См. подробнее: Как обжаловать в арбитражном суде постановление административного органа о привлечении к ответственности.
Постановление о привлечении должностного лица к ответственности можно обжаловать в суде общей юрисдикции в порядке, установленном в главе 30 КоАП РФ. См. подробнее: Как обжаловать в суде общей юрисдикции постановление административного органа о привлечении к ответственности.
Суд установил отсутствие события правонарушения
Если суд установит, что событие правонарушения объективно отсутствовало, вне зависимости от доказательств, представленных административным органом, то он признает постановление незаконным и отменит его.
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за проведение работ на особо опасном и технически сложном объекте капитального строительства без свидетельства о допуске к ним, поскольку в действительности объект не являлся особо опасным и технически сложным
Управление Ростехнадзора (далее – Управление) провело проверку строительства алюминиевого завода (далее – Завод). Управление установило, что ЗАО «М.» (далее – Общество) согласно договору подряда ведет строительство путепровода для устройства подъездного железнодорожного пути, который входит в состав Завода. Управление установило, что Завод являлся особо опасным и технически сложным объектом капитального строительства, на котором получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов. У Общества было свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Однако в графе свидетельства стояла отметка «кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии».
Исходя из этого, Управление посчитало, что Общество не имело допуска к выполнению работ на Заводе. Управление вынесло в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 40 тыс. руб.
Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку установил отсутствие события правонарушения. Он исходил из того, что Общество строило путепровод, который входил в проект строительства Завода. Однако путепровод являлся самостоятельным объектом строительства и не был связан непосредственно с получением расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов. Поэтому он не являлся особо опасным и технически сложным объектом. Он не располагался на территории Завода, и его эксплуатация была возможна без взаимосвязи с ним (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 г. по делу № А33-8239/2012).
Административный орган не смог доказать нарушение закона
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Доказательствами по делу о правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ). Если у административного органа таких доказательств нет, то суд отменит постановление.
Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к ответственности за осуществление строительного контроля без свидетельства о допуске, поскольку административный орган не доказал факта правонарушения
Инспекция государственного строительного надзора края (далее – Инспекция) провела проверку в отношении ООО «Т.» (застройщик, далее – Общество). По ее итогам Инспекция установила, что Общество как застройщик проводило строительный контроль при выполнении работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на его безопасность, без свидетельства о допуске к таким видам работ. В связи с этим Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.
Суд отказал в удовлетворении заявления Инспекции, поскольку она не доказала, что Общество действительно выполняло строительный контроль. Инспекция не представила суду акты освидетельствования скрытых или иных работ, которые бы подтверждали их выполнение. Она не доказала, что Общество назначило своего представителя для ведения строительного контроля и оформления актов на выполненные работы. Инспекция зафиксировала лишь факт выполнения работ по реконструкции объекта и указала на условия договора подряда, из описания которого сделала вывод, что Общество возложило на себя функцию по строительному контролю (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2014 г. № 17АП-2429/2014-АКу по делу № А50-23604/2013).
См. также постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 г. по делу № А84-578/2014(919/578/14-РФ), Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 г. по делу № А33-8239/2012.
Лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом
Субъект правонарушения – это один из элементов состава правонарушения наряду с его объектом, объективной и субъективной стороной. Если наличие какого-либо из элементов не установлено, то нет и правонарушения. Поэтому если лицо не являлось субъектом правонарушения, то его нельзя привлечь к ответственности.
Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к ответственности за организацию строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ, поскольку общество не являлось субъектом ответственности
Министерство строительства республики (далее – Министерство) провело проверку в отношении строительства многоквартирного дома. Застройщиком являлось ООО «Н.» (далее – Общество). Министерство установило, что Общество занималось организацией строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ. Оно исходило из того, что Общество самостоятельно без привлечения генерального подрядчика заключало договоры подряда на выполнение отдельных видов строительных работ. В связи с этим Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.
Суд отказал в удовлетворении заявления Министерства, поскольку Общество не являлось субъектом ответственности. Он исходил из того, что «... свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно иметь лицо, привлекаемое застройщиком или заказчиком к выполнению таких работ на основании договора и имеющее статус генерального подрядчика. Данное лицо и является субъектом ответственности по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ». Общество как застройщик было вправе самостоятельно:
- проводить работы по организации строительства;
- заключать договоры подряда на выполнение определенных видов работ по строительству объекта капитального строительства;
- выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Такие правила установлены в части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2013 г. по делу № А26-1446/2013).
См. также постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2012 г. по делу № А56-56730/2011; Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2014 г. № 15АП-20984/2014 по делу № А32-25530/2014.
Истек срок давности привлечения к ответственности
Постановление по делу о правонарушении по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), а при длящемся правонарушении – со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к ответственности (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за монтаж и пусконаладочные работы лифтов при отсутствии свидетельств о допуске к работам, поскольку истек срок давности привлечения его к ответственности
Управление Ростехнадзора (далее – Управление) в ходе проверки установило, что ЗАО «Ц.» (далее – Общество) производит монтаж и пусконаладочные работы лифтов при отсутствии свидетельств о допуске к работам. В связи с этим Управление вынесло в отношении Общества постановление о привлечении к ответственности по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 50 тыс. руб.
Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку истек срок давности привлечения его к ответственности. Непосредственно работы по монтажу лифтов и пусконаладочные работы Общество выполняло в 2009–2010 годах. Последний акт о выполненных работах по монтажу лифтов датирован 31 августа 2010 года. Постановление вынесено 19 сентября 2011 года. Суд указал, что двухмесячный срок давности (в редакции, действовавший на момент совершения нарушения) необходимо исчислять с последнего дня, когда нарушение совершалось. Этим днем будет считаться день выполнения Обществом работ по монтажу и пусконаладке лифтов, а именно 31 августа 2010 года. Поэтому к моменту вынесения Постановления срок давности истек (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2012 г. по делу № А12-17843/2011).
В примерах выше срок давности привлечения к ответственности составлял два месяца со дня совершения правонарушения. Этот срок исчислялся в соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения нарушения.
В настоящее время срок давности привлечения к ответственности составляет один год за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. Этот срок установлен в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях» (вступил в силу 3 июля 2013 года). Этим положением законодатель внес изменения, в том числе в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2014 г. № 17АП-2429/2014-АКу по делу № А50-23604/2013)».