Не правомерно.
Если гражданин рассчитывается картой, а не наличными, организация-агент не считается платежным агентом, поскольку Закон № 103-ФЗ не распространяется на безналичные расчеты (п. 4 ч. 2 ст. 1 закона № 103-ФЗ).
Соответственно, использовать специальный расчетный счет в этом случае не следует.
Однако не установлена ответственность за перечисление денежных средств на расчетный счет, если организация не обязана это делать. Административная ответственность для платежных агентов установлена по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, за неиспользование специального счета или неполное перечисление на него наличных денежных средств.
Обоснование
Закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
«Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона "О национальной платежной системе" применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.
Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как вести кассовые операции платежным агентам
Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).
Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).
Применение ККТ
Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:
- использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
- регистрировать ККТ в налоговой инспекции;
- применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
- выдавать кассовый чек;
- вести и хранить документацию по ККТ;
- обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.
Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 1, 3статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.
Модели ККТ, которые можно применять, включены в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.
Перечень ККТ, которые вправе применять платежные агенты (субагенты) приведен в письме ФНС России от 31 января 2014 г. № ЕД-4-2/1600.
Правила ведения кассовых операций
Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:
- при определении лимита остатка наличных средств по общей кассе принятые от граждан платежи учитываться не должны (п. 1.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
- принятые от граждан платежи приходуются в кассу отдельным приходным кассовым ордером по форме № КО-1 (п. 3.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
- для учета платежей граждан нужно вести отдельную кассовую книгу по форме № КО-4(п. 5.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, письмо ФНС России от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794).
Ситуация: может ли платежный агент сдавать в банк полученные от населения платежи за вычетом своего комиссионного вознаграждения
Нет, не может.
Платежные агенты могут оказывать услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг за вознаграждение (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). В таком случае сам платежный агент может рассматриваться как поставщик в части оказываемых им услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).
Все принятые платежи платежный агент обязан сдавать в банк для зачисления на специальный счет (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, можно, в частности, перечислять на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.
Таким образом, платежный агент должен сдать в банк все полученные от населения платежи для зачисления на специальный банковский счет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.
Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).
За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:
- для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
- для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.
Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984, Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).