Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 декабря 2015 97 просмотров

Подскажите,пожалуйста, может ли УФМС (миграционная служба) инициировать проверку ООО трудовой инспекцией? Спасибо.

Нет, один контролирующий орган не вправе инициировать проверку другого контролирующего органа.

Но важно учесть, что государственные органы сотрудничают между собой и вправе передавать информацию о выявленных нарушениях государственному органу, ответственному за соблюдение нарушенных правовых норм.

Поэтому если при проверке организации миграционная служба выявит нарушения трудового законодательства, она не вправе будет самостоятельно привлечь юридическое лицо к административной ответственности за это. Но сведения о выявленных нарушениях будут переданы трудовой инспекции в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений. А если будут обнаружены признаки уголовного преступления, то материалы отправятся в полицию незамедлительно. Получение данных о нарушениях позволят трудовой инспекции инициировать внеплановую проверку организации.

Причем важно учесть, что получив сведения даже об одном факте нарушения ТК РФ, инспекторы Роструда вправе будут проверить любые документы, необходимые для осуществления контроля, за любые периоды (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФч. 1 ст. 11ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ), а не только по эпизоду, выявленному ФМС.

О внеплановой проверке организации должны будут сообщить за 24 часа до ее начала. При этом проверяющие заранее укажут, какой перечень документов они хотят увидеть у работодателя.

Обоснование

Из рекомендации И.И. Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как трудовая инспекция проводит внеплановую проверку

Виды проверок

Как трудовая инспекция может проверить работодателей

В целях соблюдения всеми работодателями трудового законодательства трудовая инспекция проводит плановые и внеплановые проверки (ч. 1 ст. 353ч. 2 ст. 360ТК РФ). Порядок их проведения регулируется положениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Основания проведения

Что может стать основанием для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

Провести внеплановую проверку инспекция может только в ограниченных законодательством случаях:

  • Истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований трудового законодательства.
  • В трудовую инспекцию поступили:
  • заявления от граждан, организаций или информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства (в т. ч. требований охраны труда), повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • обращения или заявления сотрудника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запрос сотрудника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Издано распоряжение руководителя трудовой инспекции о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ, либо на основании требования прокурора в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.

Это следует из положений части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ,части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ, пункта 10 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

По общему правилу внеплановые проверки, проводимые госорганами по поступившим заявлениям и информации о нарушениях со стороны работодателя, проводятся только по предварительному согласованию с прокуратурой (ч. 5 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Вместе с тем, указанное правило не касается проверок в области трудового законодательства. При поступлении соответствующего заявления или информации сотрудники трудовой инспекции могут провести внеплановую проверку незамедлительно без предварительного согласования. Инспекторам по труду требуется лишь уведомить прокуратору о проводимой внеплановой проверке. Об этом говорится в части 8 статьи 360 Трудового кодекса РФ и части 4 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Следует отметить, что анонимные заявления и обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (ч. 3 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Совет: информацию обо всех проводимых плановых и внеплановых проверках бизнеса, их результатах, а также о принятых мерах можно будет узнать из Единого реестра проверок.

Формат проведения

В какой форме трудовая инспекция может провести внеплановую проверку

Внеплановая проверка может быть проведена в двух формах: выездной и документарной (ч. 11 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Общая характеристика каждой из форм проверки приведена в таблице.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки она может быть переквалифицирована в выездную, если трудовому инспектору потребуется оценить по местонахождению организации соответствие ее деятельности обязательным требованиям трудового законодательства (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти в областях обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, управления использованием атомной энергией, могут проводиться только выездные проверки (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Уведомление о проверке

На основе какого документа трудовая инспекция проводит внеплановую проверку

Чтобы провести внеплановую проверку в организации (и выездную, и документарную), руководитель территориального отделения трудовой инспекции (его заместитель) должен издать соответствующее распоряжение (приказ) (ч. 1 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Его форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить организацию заранее. Сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала проведения проверки (ч. 16 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Вместе с тем, предварительное уведомление не требуется, если:

  • известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
  • основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Предмет проверки

Что проверяет трудовая инспекция во время внеплановой проверки

В ходе внеплановой проверки трудовые инспекторы проверяют:

  • соблюдение организацией требований трудового законодательства;
  • выполнение предписаний трудовой инспекции;
  • принятые меры для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и т. п.

Об этом сказано в части 1 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, части 6статьи 360 Трудового кодекса РФ.

Если основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление, то проверяющие анализируют факты, которые послужили причиной такого обращения.

Для достижения целей и задач внеплановой проверки трудовые инспекторы вправе проверить любые документы и сведения, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФч. 1 ст. 11ч. 1 ст. 12п. 8 ч. 2 ст. 14Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Участники проверки

Может ли трудовая инспекция привлекать к проведению внеплановой проверки сторонних лиц

К проведению внеплановой выездной проверки трудовая инспекция может привлекать экспертов и экспертные организации, которые не состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией и не являются с нейаффилированными лицами. Об этом сказано в части 6 статьи 12 Закона от 26 октября 2008 г. № 294-ФЗ.

Права и обязанности проверяющих и работодателя

Какие права и обязанности есть у организации и у трудовой инспекции при проведении внеплановой проверки

В ходе проведения внеплановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12 и 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 и 358 ТК РФ, ст. 21 и 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Их подробный перечень приведен в таблице.

Обратите внимание, что трудовой инспектор не может проводить внеплановую выездную проверку во время отсутствия руководителя организации (иного уполномоченного представителя работодателя). Исключение составляют случаи, когда имеются факты:

  • причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • угрозы безопасности государства;
  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.

Это следует из положений пункта 2 статьи 15 и подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

При этом доступ трудовых инспекторов в организации, подведомственные органам обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и органам управления использованием атомной энергии, осуществляется в порядке, определяемом этими органами по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости.

Доступ в указанные организации откладывается на время:

  • маневров или учений;
  • проведения контртеррористической операции;
  • ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера;
  • других чрезвычайных ситуаций.

Такие правила установлены подпунктами «б» и «в» пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Срок проведения

Сколько может длиться внеплановая проверка трудовой инспекцией

Срок проведения внеплановой проверки (как документарной, так и выездной) не должен превышать 20 рабочих дней. Если организация осуществляет свою деятельность в разных субъектах РФ, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу или представительству организации. Такой порядок установлен частями 1 и 4 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

По истечении срока внеплановой проверки трудовой инспектор оформляет ее результаты и сообщает о них организации (ч. 1 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗп. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). Если организация не согласна с выводами проверяющих, а также с действиями инспекторов в ходе проверки, то она может обжаловать их (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Журнал «Главбух» № 11, Июнь 2008

Рейтинг неналоговых проверок

<…>

Проверки Роструда – по жалобам сотрудников и не только

Основной повод для трудовой проверки – это жалоба, поступившая от гражданина – бывшего или настоящего сотрудника. Однако проверить предприятие могут не только из-за поступившей жалобы, но и в соответствии с собственным планом.

Что проверяют. Обычно проверка инспекции Роструда начинается с ревизии трудовых договоров. Далее инспекторов могут заинтересовать трудовые книжки, табеля учета рабочего времени, штатное расписание, график отпусков – всего около 50 документов.

Как часто проходят проверки. Как мы уже сказали, есть два основных типа проверок. Плановые и внеплановые – по жалобам, поступившим от граждан.

По статистике, больше всего чиновники Роструда проводят внеплановых проверок. Кроме того, они гораздо неприятнее для бухгалтера. Так как инспекторы, проводящие такую проверку, приходят на предприятие без предупреждения. И количество этих проверок в принципе не ограничено.

О плановых проверках компанию всегда предупреждают заранее – не меньше чем за месяц. Плановую проверку предприятия могут проводить не чаще одного раза в два года.

Отметим, что есть еще контрольные ревизии. В ходе этих проверок инспекторы проверяют, устранены ли нарушения, которые были выявлены ранее.

Более подробную информацию о проверках Роструда можно найти в статье «Чего ожидать от трудовых инспекций».

<…>

Проверки ФМС: под прицелом ревизоров нелегальные мигранты и компании, где они работают

Федеральная миграционная служба входит в структуру МВД и занимается узким направлением. А именно проверкой соблюдения миграционного законодательства. ФМС проводит как собственные проверки, так и совместные: с представителями правоохранительных органов, Роструда и налоговой службы. Число проверок ФМС увеличилось после ужесточения миграционного законодательства в прошлом году.

Что проверяют. Инспекторы могут потребовать у работодателя уставные документы, штатное расписание, разрешение на использование иностранных рабочих, а также другие документы. У сотрудников ревизоры ФМС проверяют удостоверения личности. Если в компании трудятся работники-иностранцы, то у них проверят регистрацию по месту пребывания, разрешение на работу, миграционную карту и трудовые договоры.

Как часто проходят проверки. ФМС проводит проверки в соответствии с заранее утвержденным планом. В этот план попадают и те компании, где иностранцы трудятся на законных основаниях, и те, кто подозревается в нелегальном использовании иностранной рабочей силы. Кроме того, инспекторы могут прийти на предприятие и с внеплановой проверкой, например по сигналу от граждан.

<…>

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 1, Январь 2010

Проверку проводит миграционная служба...

Сельхозорганизации зачастую берут на работу иностранных граждан. Однако при этом важно соблюдать все требования миграционного законодательства и быть готовым к проверкам ФМС России. В статье мы расскажем о правилах их проведения и о том, на что обращают внимание проверяющие.

Какими бывают проверки

Проверками организаций, принимающих на работу иностранцев, занимается ФМС России в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России, ФМС России от 30 апреля 2009 г. № 338, № 97.

Следует иметь в виду, что проверки миграционного законодательства осуществляются не реже одного раза в течение календарного года. Такая регулярность установлена приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1, № 4, № 1, № 2. По общему правилу днем начала проверки считается дата издания распоряжения о ее проведении. Типовая форма такого документа утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Проверки могут быть документарными и выездными.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится в следующих случаях:
– при получении миграционной службой информации о возможных нарушениях миграционного законодательства;
– при наличии в уже имеющихся сведениях признаков административного правонарушения. Она проводится без выезда на проверяемый объект на основании документов, полученных как от самого проверяемого, так и из других источников.

Документарная проверка проводится в срок до одного месяца. Однако срок может быть продлен назначившим проверку должностным лицом еще на один месяц.

Проведение документарной проверки включает в себя:
– направление проверяемой организации запроса о предоставлении документов и информации;
– направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о предоставлении дополнительно документов и информации, связанных с деятельностью проверяемого;
– анализ полученных документов и информации;
– составление акта;
– ознакомление проверяемой организации с актом.

Выездная проверка

В отличие от документарной, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.

Чаще всего проверки проводятся по плану. План составляется на основании имеющейся у ФМС России информации о наличии в штате организаций иностранцев и утверждается руководителем территориального подразделения службы. Плановые проверки могут носить тематический характер.

Если же организация или ее иностранный работник будут заподозрены в нарушениях миграционного законодательства, то миграционная служба может провести проверку внепланово. Решение об этом вправе принять руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель.

Выездная проверка проводится в срок до 7 дней. Но и этот срок может быть продлен еще на 7 дней. Проверка может быть совместной. Так, при выявлении признаков нарушений, находящихся вне компетенции миграционной службы, к ее проведению привлекают сотрудников других контролирующих структур (милиции, подразделений Росздравнадзора, трудовой инспекции и др.). Для этого составляется совместный план, который подписывают руководители заинтересованных ведомств.

Права и обязанности проверяющих

Итак, если миграционная служба пришла на сельхозпредприятие с проверкой, необходимо затребовать у контролеров:
а) подлинник распоряжения на проведение проверки. При этом копия распоряжения вручается руководителю организации в день выезда на проверяемый объект с отметкой о вручении;
б) служебное удостоверение сотрудника миграционной службы.

В отсутствие данных документов проверка будет считаться незаконной.

До начала проверки представители проверяемой организации должны быть под расписку ознакомлены с порядком проведения проверки, с их правами и обязанностями.

Какие документы проверят сотрудники ФМС России

В ходе проверки инспекторы могут проверить любого иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые находятся на территории организации. Поэтому следует позаботиться, чтобы такие работники всегда имели с собой:
– паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
– миграционную карту;
– вид на жительство или временное пребывание на территории РФ;
– документ, подтверждающий постановку на миграционный учет.

Другой документ, который обычно интересует контролеров, – трудовой (или подрядный) договор и разрешение на работу.

Помимо этого проверяются:
– разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы (если оно обязательно);
– уведомление о привлечении иностранных работников (из стран СНГ, за исключением Туркменистана);
– соответствие численности и профессионального состава иностранных рабочих установленной квоте;
– соответствие заявленной цели въезда в РФ фактически выполняемой работе или роду занятий.

Контролеры также могут запросить:
– уставные документы;
– штатное расписание;
– договоры аренды помещений;
– сведения об иных юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте, и др.

Оформление результатов и итоги проверки

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. Первый направляется с уведомлением о вручении представителю сельхозпредприятия, второй – остается в материалах проверки.

Представитель проверяемой организации имеет право не согласиться с содержанием акта и направить в орган ФМС России мотивированные возражения.

Если организация нарушила миграционное законодательство, представитель ФМС России составляет протокол об административном правонарушении.

В протоколе должны быть указаны (ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– дата и место его составления;
– должность и Ф.И.О. сотрудника службы;
– сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;
– данные потерпевших и свидетелей (если таковые имеются);
– место, время совершения и событие правонарушения;
– объяснения правонарушителя и другие данные.

Имейте в виду: должностные лица, которые имеют право оформить протокол, установлены приказом ФМС России от 3 июня 2008 г. № 137. Если протокол составлен и подписан любым другим сотрудником, он может быть признан незаконным.

Копия протокола вручается под роспись лицу, в отношении которого он составлен. При этом руководитель (представитель) сельхозпредприятия вправе дать свои объяснения по поводу происшедшего и высказать замечания к содержанию протокола. Все объяснения и замечания оформляются в виде отдельного документа, который прилагается к протоколу.

Если в ходе проверки выявлены нарушения, не подконтрольные ФМС России, материалы направляются в компетентные ведомства в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений. А если будут обнаружены признаки уголовного преступления, то материалы отправляют в органы милиции незамедлительно.

<…>

Л.П. Зуйкова, финансовый директор ГК «ICJ Consult»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка