Бухгалтерский учет индивидуальные предприниматели не ведут. Им достаточно вести лишь налоговый учет. При упрощенке со ставкой 6 % это значит, что бизнесмен должен будет в книге учета доходов и расходов отражать свою выручку. Предприниматели должны соблюдать порядок ведения кассовых операций. Но делать это можно в упрощенном порядке. При продаже товаров бизнесмены должны оформлять первичные документы. Если товары будут продаваться за наличный расчет, надо будет пробивать кассовые чеки. В налоговую инспекцию придется ежегодно сдавать декларацию по “упрощенному” налогу, а также по всем остальным налогам, от которых не освобождает упрощенка. Обязательные страховые взносы надо будет платить на общих основаниях (и отчитываться по ним).
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как вести учет хозяйственных операций при упрощенке
Организации на упрощенке все хозяйственные операции должны отражать в бухгалтерском и налоговом учете.
При этом предприниматели, в том числе и на упрощенке, от ведения бухучета полностью освобождены. Они должны вести только налоговый учет.
Налоговый учет
Организация на упрощенке должна вести налоговый учет доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ). Для этого используйте книгу учета доходов и расходов. Подробнее об этом см.:
В отдельных случаях организация на упрощенке должна разработать учетную политику для целей налогообложения.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Кассовые операции
Организации, которые применяют упрощенку, должны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому при наличных расчетах применяйте ККТ, ведите кассовую книгу и соблюдайте установленный лимит.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как соблюдать порядок ведения кассовых операций
Все организации независимо от их организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11, п. 5 ст. 346.26 НК РФ).
В упрощенном порядке кассовые операции могут вести:
Это следует из пункта 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Упрощенный порядок заключается в следующем. Малые предприятия и предприниматели вправе не устанавливать лимит остатка кассы. Ко всему прочему предприниматели могут не вести:
Такие правила установлены в абзаце 10 пункта 2, абзаце 2 пункта 4.1, абзаце 9 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Главбух советует: индивидуальным предпринимателям все же лучше вести кассовую книгу и оформлять документы. Ведь обеспечить сохранность и контролировать движение наличности в интересах самого предпринимателя. Например, в спорной ситуации подтвердить выдачу денег под отчет или зарплаты можно будет кассовыми документами.
Кассовые операции
Кассовые операции и работа с наличностью включают в себя:
Свободные деньги хранят на банковских счетах. Непосредственно в кассе можно хранить ограниченную сумму наличных – в пределах установленного руководителем организации лимита. Такой порядок установлен абзацами 1–9 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
На что можно расходовать наличную выручку
Наличную выручку от реализации можно расходовать на следующее:
На эти цели можно расходовать выручку только от реализации собственных товаров, работ и услуг. Наличные, принятые от граждан в оплату другим лицам, в полном объеме сдавайте в банк. Например, поступать так надо при посреднических договорах, оплате услуг мобильных операторов или комиссионной торговле.
Об этом сказано в пунктах 2 и 3 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
В каких случаях надо применять ККТ
Кто должен применять ККТ
Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны все те организации и предприниматели, которые ведут расчеты наличными или же принимают к оплате банковские карты. Данное правило работает, когда речь идет о реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. При этом неважно, с кем происходят расчеты. Это могут быть просто граждане, предприниматели или представители организаций. Правило установлено в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Обязанность применять ККТ не зависит и от вида организации. К слову, некоммерческие организации (в т. ч. организации госсектора) должны использовать кассовые аппараты наравне со всеми. Тот факт, что деятельность не приносит прибыли, роли не играет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).
Правда, все же есть несколько исключений, когда применять ККТ не обязательно. Лишь платежные агенты обязаны применять ККТ в любом случае. Никакие исключения для них не действуют (п. 4 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Когда ККТ можно не применять
В ряде случаев ККТ можно не применять. А именно:
- Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке;
- Как отражать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов при упрощенке.
- малые и микропредприятия;
- индивидуальные предприниматели.
- прием и выдачу наличных, для чего оформляют приходные и расходные кассовые ордера;
- хранение наличных в кассе;
- соблюдение лимита расчетов наличными;
- ведение кассовой книги;
- сдачу наличности в банк.
- выдачу зарплаты;
- социальные выплаты;
- оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдачу сотрудникам под отчет, в том числе командировочных;
- выплату денег при возврате товаров, отказе от выполнения работ или оказания услуг, если ранее они были оплачены наличными;
- выплату страховых возмещений по договорам страхования граждан, когда страховую премию платят наличными;
- выплату денег банковским платежным агентом (субагентом);
- на личные нужды предпринимателя.
- при оказании услуг населению. Только если вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
при ведении отдельных видов деятельности. Полный перечень таких исключений и условия их применения приведены в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. При этом выдавать покупателю какие-либо платежные документы не обязательно.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке
От каких налогов освобождены организации на упрощенке
Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:
- налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество;
- налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ, письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).
Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:?– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;?– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.
Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Из статьи журнала « Бухгалтерия ИП», ноябрь 2015
Какие первичные документы бизнесмену нужно разработать самостоятельно
Несмотря на то что вы, будучи предпринимателем, бухучет не ведете, в своей работе вы все равно обязаны использовать первичные документы. Так, «первичку» вы должны выдавать своим контрагентам в подтверждение той операции, что совершили. Например, когда выполнили работы, оказали услуги и пр.
Кроме того, «первичка» вам нужна для того, чтобы подтвердить свои доходы и затраты, если вы работаете на «упрощенке» или общем режиме. А также для расчета вычета по налогу — если применяете ЕНВД, и для контроля за поступлениями (60 млн. руб.) — если вы на патенте.
Но не всегда для требуемой хозяйственной операции есть унифицированные бланки документов. Бывает, что их нет или же они не содержат тех сведений, которые необходимы для отражения всей сути операции. В таком случае вы должны будете разработать документы самостоятельно. Что это за документы, которые приходится разрабатывать самостоятельно и как это сделать, мы расскажем в статье. ?
Сразу хотим обратить ваше внимание, что если какой-то бланк вы разрабатываете самостоятельно, то его образец нужно закрепить в качестве приложения к учетной политике. Либо утвердите их своим
отдельным приказом, а в учетной политике сделайте ссылку на этот приказ. Формулировка может быть следующей: «Для учета операций по продаже товаров применять формы первичных документов, утвержденные приказом № ___ от ___».
Какую «первичку» нельзя разрабатывать самому
Некоторые бланки документов бизнесмен не может разработать самостоятельно. И должен применять только их унифицированные образцы. К числу таких относятся:
1. Банковские документы. В частности, платежные поручения, аккредитивы, инкассовые поручения. Они утверждены Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П.
2. Кассовые документы. Это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.
3. Перевозочные документы. В частности, это транспортная накладная, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.
4. Платежные документы. Это расчетно-платежная ведомость (форма Т-49) и платежная ведомость (форма Т-53), утвержденные постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.