Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 февраля 2016 38 просмотров

Как правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды в 2016 году.Наша организация занимается продажей горячих и холодных напитков, а также продуктов питания через торговые автоматы (являемся МП). Мы арендуем склад, где хранятся продукты, ингредиенты, а также торговые автоматы и аппараты, и офис для сотрудников. Согласно договору аренды в арендную плату включена плата за вывоз и сбор ТБО, т.о. бытовой мусор мы выбрасываем в контейнеры арендодателя, поэтому определить фактическое количество образовавшихся ТБО нет возможности. Так же у нас нет установленного лимита на размещения отходов, поэтому мы самостоятельно рассчитывали массу образовавшихся ТБО по формуле: норма накопления ТБО на 1 сотрудника х среднегодовая численность сотрудников. Данный расчет мы отправляем по почте ежегодно в Росприроднадзор и ежеквартально платим и сдаем расчет за негативное воздействие на окружающую среду с учетом всех коэффициентов (территориальный, инфляция, сверх. уст.лимит) Правильно ли мы поступаем? Обязаны ли мы получать паспорт на размещение отходов?И какой норматив накопления ТБО на 1 человека действует в 2016 году? Какие еще отчеты и в какие сроки мы должны сдавать в Росприроднадзор?

Плата за мусор взимается при размещении отходов производства и потребления. При этом размещением считается не просто складирование отходов в обычные мусорные баки, а их содержание в специальных объектах для последующего захоронения, например на специальных полигонах или свалках (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ, далее — Закон № 89-ФЗ).

Соответственно, если вы просто выбрасываете офисный мусор в контейнер, стоящий на улице, а вывозит его уже ваш арендодатель или нанятая им фирма, вы занимаетесь только складированием, а не размещением. Если в договоре аренды сказано, что право собственности на офисный мусор, образующийся у арендатора, переходит к арендодателю, то арендатор не должен начислять плату и отчитываться по ней. Если же такой оговорки нет, то безопаснее перечислять плату. На этом настаивают чиновники (письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04–09/169).

Рассчитывается плата по каждому виду отходов исходя из нормативов, их количества, а также поправочных коэффициентов и коэффициента инфляции. Формула такая: Экологическая плата за размещение отходов в течение года (квартала) = Норматив платы для вида отходов* Количество размещенных отходов данного вида* Территориальный коэффициент* Коэффициент инфляции.

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Кроме того, необходимо будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы), утвержденную приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

Если в процессе деятельности образуются отходы I-IV классов опасности, то нужно составлять паспорт отходов.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), которые ведут в России деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.*

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Это следует из пункта 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ,статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632,определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-Опостановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные платежи.

Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О. В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.
Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995.

<…>

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению или нейтрализации.*

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

<…>

Из рекомендации

Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

<…>

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов* (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗп. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Форма отчета приведена в письме Ростехнадзора от 8 июня 2010 г. № 00-07-12/2968. Сдать его нужно не позднее 15 января года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30).

Кроме того, необходимо будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы), утвержденную приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.*

Пример заполнения отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов и формы 2-ТП (отходы)

ООО «Альфа» находится в г. Дзержинске Нижегородской области и является субъектом малого предпринимательства.

В течение 2015 года у компании образовалось 4,93 тонны мелкогабаритного несортированного мусора от офисных и бытовых помещений (4 класс опасности).

Все эти отходы были переданы на захоронение специальной организации – ООО «Бета» по договору от 12 мая 2013 г. № А-7984 с отчуждением права собственности.

14 января 2016 года бухгалтер «Альфы» составил и сдал в департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год.

27 января 2016 года бухгалтер «Альфы» составил и сдал в территориальную службу государственной статистики по Нижегородской области форму 2-ТП (отходы) за 2015 год.

<…>

Из Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»

<…>

Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности.

2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

3. Паспорт отходов I-IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

4. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).*

5. Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

6. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.

<…>

Из статьи журнала «Упрощенка» № 11, ноябрь 2015

Кто из «упрощенцев» должен перечислять экологическую плату за мусор?

<…>

По общему правилу плата за мусор взимается при размещении отходов производства и потребления. При этом размещением считается не просто складирование отходов в обычные мусорные баки, а их содержание в специальных объектах для последующего захоронения, например на специальных полигонах или свалках (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ, далее — Закон № 89-ФЗ). Соответственно, если вы просто выбрасываете офисный или торговый мусор в контейнер, стоящий на улице, а вывозит его уже ваш арендодатель или нанятая им фирма, вы занимаетесь только складированием, а не размещением. А значит, перечислять экологическую плату вам не нужно, ведь она взимается только за размещение отходов производства и потребления (постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344).*

<…>

Вопрос №2 Как рассчитать и когда вносить экологическую плату

Рассчитывается плата по каждому виду отходов исходя из нормативов, их количества, а также поправочных коэффициентов и коэффициента инфляции. Формула такая:*

Экологическая плата за размещение отходов в течение года (квартала) = Норматив платы для вида отходов ? Количество размещенных отходов данного вида ? Территориальный коэффициент ? Коэффициент инфляции

Норматив платы за размещение отходов определите на основе класса их опасности. Узнать класс вы можете из каталога отходов, который утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445. Всем указанным в этом каталоге отходам присвоен свой код. И последняя цифра данного кода как раз и соответствует классу отхода. Уже исходя из класса определите норматив платы для своего вида отходов — его посмотрите в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Там же возьмите территориальный коэффициент. А вот коэффициент инфляции в 2015 году будет следующим: 1,98 — к отходам V класса и 2,45 — ко всем остальным (постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219). Количество отходов посчитайте в тоннах.*

Так вот, если вы являетесь субъектом малого или среднего бизнеса (а большинство «упрощенцев» являются малыми), то плату за экологию вы просто рассчитывайте по приведенной выше формуле. *

<…>

Вопрос №4 Кому придется разрабатывать паспорта отходов

Есть еще одна обязанность, связанная с отходами. Так, если у вас имеются отходы, относящиеся к I—IV классам опасности, то вам придется составлять на них паспорта (п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ). И обязанность эта не зависит от того, перечисляете вы экологическую плату или нет. То есть составлять паспорта должны все, у кого в процессе работы образуются опасные отходы.* Наиболее распространенные виды опасных отходов и их классы опасности даны в таблице, которая дана ниже.

Таблица Самые распространенные виды опасных отходов*

Виды отходов Код Класс опасности
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства 4 71 101 01 52 1 I
Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 4 81 201 01 52 4 IV
Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства 4 81 202 01 52 4 IV
Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные 4 81 203 02 52 4 IV
Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 4 81 204 01 52 4 IV

На неопасные отходы, относящиеся к V классу, паспорта не нужны. Например, они не потребуются для таких отходов, как лампы накаливания, остатки бумаги и картона от канцелярской деятельности, растительные отходы, которые образуются при уходе за газонами, цветниками. Следовательно, на эти виды мусора паспорта оформлять вам не придется.* Как уже упоминалось, для классификации отходов вы можете воспользоваться каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445. И класс отхода — это последняя цифра кода.

<…>

Из статьи журнала «Главбух» № 23, декабрь 2014

Ответы на ваши частые вопросы об отчетности по экологическим платежам

<…>

Должен ли начислять плату за загрязнение и отчитываться по ней арендатор офисного помещения?

Это зависит от условий договора аренды. Если в нем сказано, что право собственности на офисный мусор, образующийся у арендатора, переходит к арендодателю, то арендатор не должен начислять плату и отчитываться по ней. Если же такой оговорки нет, то безопаснее платить экологический сбор. На этом настаивают чиновники (письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04–09/169).* Если же компания-арендатор готова к спору с ревизорами из Росприроднадзора, можно использовать те же аргументы, которые приведены в предыдущем вопросе. То есть настаивать, что платить экологический сбор должны только компании, вывозящие и размещающие мусор. А арендатор сам мусор не размещает.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка