В данном случае можно порекомендовать обратиться в суд с целью подтверждения того, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством. В суде необходимо настаивать на том, что инспекция пропустила срок взыскания без уважительных причин.
В отношении уплаты налогов (штрафов, пеней) срок давности как таковой не установлен. Однако подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность списания налоговой задолженности, если судом подтверждено, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством. Для этого надо в судебном порядке признать, что налоговая инспекция пропустила сроки взыскания пени и штрафа.
Чтобы восстановить пропущенный срок, налоговики должны не только сослаться на причину такого пропуска, но и доказать ее уважительный характер (постановления ФАС Уральского от 22.10.09 № Ф09-8164/09-С3 ,Северо-Кавказского от 13.05.08 № Ф08-2527/2008 и Поволжского от 18.10.07 № А49-4670/2006-205А/8 округов).
Как показывает арбитражная практика, в качестве уважительной причины суды принимают, в частности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.11.09 № А56-7953/2009 ):
— применение обеспечительных мер по взысканию санкций на период рассмотрения иска судом;
— наличие иных судебных разбирательств между инспекторами и налогоплательщиком, связанных с применением штрафных санкций;
— подачу налогоплательщиком иска в суд о признании недействительным решения налоговиков о начислении штрафа, в удовлетворении которого ему впоследствии было отказано.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Может ли организация признать безнадежной и списать кредиторскую задолженность по налогам (сборам, штрафам, пеням), срок взыскания которой истек
Да, может. Но только после того, как эту задолженность признает безнадежной налоговая инспекция. Это объясняется так.
Обязанность по уплате налога (сбора, штрафа, пеней) организация должна исполнить самостоятельно (ст. 45 НК РФ). Закрытый перечень оснований, при наличии которых у организации эта обязанность прекращается, приведен в пункте 3статьи 44 Налогового кодекса РФ. Истечение срока взыскания задолженности в этом перечне прямо не поименовано. Однако подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога (сбора) может быть прекращена при возникновении других обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность списания налоговой задолженности, если судом подтверждено, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством.
Таким образом, если утрата права налоговой инспекции на взыскание задолженности подтверждена судебным решением (в т. ч. определением об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании задолженности), такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию с лицевого счета организации. Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.
С момента вступления судебного решения в законную силу пени на недоимку, срок взыскания которых истек, не начисляются.* Объясняется это тем, что пени применяются для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после того, как задолженность по налогу была признана безнадежной, основания для начисления пеней на эту задолженность отсутствуют. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 ноября 2010 г. № 03-02-08/70.
Принимать решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании могут налоговые инспекции и таможенные органы (в отношении недоимок по налогам, уплачиваемым при ведении внешнеэкономической деятельности). Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция может признать задолженность организации безнадежной в следующих случаях:
- при ликвидации организации (в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации);
- судом принято решение, согласно которому налоговая инспекция утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания;
- через пять лет с даты образования недоимки размер недоимки и задолженности по пеням и штрафам не превышает 300 000 руб. (подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ, п. 2 ст. 6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). В этом случае судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскать недоимку. При этом решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании принимает инспекция по месту учета налогоплательщика (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393);
- через пять лет с даты образования недоимки прекращается судебное дело по признанию организации банкротом в связи с отсутствием денежных средств для покрытия судебных расходов (подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ);
- налоги (сборы, пени, штрафы, проценты) были списаны с банковского счета организации, но не перечислены в бюджет (при условии, что банк, в котором был открыт счет организации, ликвидирован).
Основания для признания задолженности безнадежной к взысканию перечислены в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ.
Внимание: если за недействующей организацией числится недоимка или задолженность по пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2015 года, недоимка или задолженность признается безнадежной к взысканию. При условии, что инспекция не может установить местонахождение должника или сведения о его денежных средствах и имуществе, которые можно взыскать в счет задолженности (ст. 4 Закона от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ).
После того как инспекция (таможня) исключит сведения о списанной задолженности из данных внутреннего учета, основания для списания этой задолженности появятся и у организации.
Порядок списания недоимки организаций, которые имеют признаки недействующих юридических лиц, указанные впункте 1 статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392.
Из статьи журнала «РНК», № 15, июль 2012
От исчисления сроков давности зависит, должна ли компания платить налоговые штрафы
Какие сроки давности установлены НК РФ и КоАП РФ
Срок давности привлечения к налоговой ответственности — это процессуальный срок, в течение которого налоговики вправе вынести решение о применении налоговых санкций к лицу, совершившему налоговое правонарушение. По общему правилу этот срок составляет три года ( п. 1 ст. 113 НК РФ ).
Срок давности взыскания штрафов представляет собой срок, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании штрафа с нарушителя, уже привлеченного к налоговой ответственности. Этот срок равен шести месяцам ( п. 1 ст. 115 НК РФ ).*
В отличие от Налогового кодекса в КоАП РФ предусмотрен лишь один срок давности — срок давности привлечения к административной ответственности. Под ним понимается тот временной отрезок, в течение которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении ( ст. 4.5 КоАП РФ ). По большинству правонарушений, в том числе за нарушения в сфере налогообложения, он составляет один год со дня его совершения.
Пропущенный налоговиками срок давности привлечения к ответственности не восстанавливается
В Налоговом кодексе предусмотрена лишь возможность приостановления срока давности привлечения к налоговой ответственности. Восстановление же истекшего срока давности нормами НК РФ не допускается.
Таким образом, трехлетний срок давности привлечения к налоговой ответственности является пресекательным. Его окончание однозначно свидетельствует о невозможности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по истечении этого срока.
Даже если налоговики в подобной ситуации оштрафуют организацию, суд признает их решение недействительным и отменит штрафы (постановления ФАС Северо-Западного от 24.02.11 № А56-24867/2010 и от 15.04.08 № А56-9310/2007 , Волго-Вятского от 21.11.09 № А17-695/2009 и Северо-Кавказского от 06.02.08 № Ф08-55/2008-16А округов).
Несмотря на то что по истечении срока давности инспекторы не могут применить штрафные санкции к налогоплательщику, он не освобождается от обязанности уплатить саму недоимку по налогу и пени (постановления КС РФ от 14.07.05 № 9-П и ФАС Уральского округа от 30.01.12 № Ф09-9502/11 , определение ВАС РФ от 16.01.08 № 14142/07 ). Ведь положения статьи 113 НК РФ о сроке давности привлечения к налоговой ответственности не распространяются на доначисление налогов и пеней.*
Срок давности взыскания штрафов через суд может быть продлен
Несмотря на то что по истечении срока давности налоговики не могут оштрафовать налогоплательщика, он не освобождается от обязанности уплатить саму недоимку по налогу и пени
Налоговики вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя штрафа, если они не смогли взыскать с них штраф в бесспорном порядке ( п. 3 ст. 46 НК РФ ). Срок на подачу такого иска в суд составляет шесть месяцев со дня окончания срока, указанного в требовании об уплате штрафа ( абз. 1 п. 3 ст. 46 ,подп. 5 п. 11 ст. 46 и абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).
В отличие от срока давности привлечения к ответственности пропущенный срок давности взыскания штрафа может быть восстановлен судом. Но только при условии, что он был пропущен налоговиками по уважительной причине ( абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ ).
Однако в Налоговом кодексе не указано, какие именно причины признаются уважительными при пропуске срока давности взыскания штрафа. Поэтому, чтобы восстановить пропущенный срок, налоговики должны не только сослаться на причину такого пропуска, но и доказать ее уважительный характер (постановления ФАС Уральского от 22.10.09 № Ф09-8164/09-С3 ,Северо-Кавказского от 13.05.08 № Ф08-2527/2008 и Поволжского от 18.10.07 № А49-4670/2006-205А/8 округов).
Как показывает арбитражная практика, в качестве уважительной причины суды принимают, в частности ( постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.11.09 № А56-7953/2009 ):
—применение обеспечительных мер по взысканию санкций на период рассмотрения иска судом;
—наличие иных судебных разбирательств между инспекторами и налогоплательщиком, связанных с применением штрафных санкций;
—подачу налогоплательщиком иска в суд о признании недействительным решения налоговиков о начислении штрафа, в удовлетворении которого ему впоследствии было отказано.*