Никакие, и данный код не считается льготой, так как не соответствует условиям статьи 56 Налогового кодекса РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .
1.Ситуация: Как отразить в декларации по НДС предоставление процентного денежного займа
Руководствуйтесь пунктами 44.2–44.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.
Операции по предоставлению денежных займов, в том числе проценты по ним, не облагаются НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ)*. Для отражения операций, освобожденных от налогообложения, в декларации по НДС предусмотрен раздел 7. В этом разделе укажите стоимость финансовой услуги по предоставлению займа, которой является сумма начисленных процентов (письмо Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-07-07/40).
Все операции в разделе 7 отражаются с указанием кодов, которые приведены в приложении 1 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н. Операциям по предоставлению займов в денежной форме и ценными бумагами, а также финансовым услугам по их предоставлению присвоен код 1010292*.
Таким образом, по строке 010 раздела 7 декларации по НДС за те налоговые периоды, в которых организация-заимодавец начисляла проценты по займу, нужно указать:
- в графе 1 ? код операции 1010292;
- в графе 2 ? сумму процентов по займу, начисленных (причитающихся к получению) за налоговый период.
В графах 3 и 4 проставьте прочерки.
Такие правила предусмотрены пунктами 44.2–44.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 8 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18637.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В коммерческих организациях
Пример отражения в декларации по НДС операций по предоставлению процентного займа*
ЗАО «Альфа» 17 февраля 2014 года выдало ООО «Торговая фирма "Гермес"» денежный заем в размере 500 000 руб. За пользование заемными средствами взимается плата в размере 12 процентов годовых. «Гермес» вернул заем в срок, установленный договором, – 14 апреля 2014 года.
Доход «Альфы» от операции по предоставлению займа составил 9534 руб., в том числе:
- 1808 руб. (500 000 руб. ? 11 дн. ? 12% : 365 дн.) в феврале;
- 5096 руб. (500 000 руб. ? 31 дн. ? 12% : 365 дн.) в марте;
- 2301 руб. (500 000 руб. ? 14 дн. ? 12% : 365 дн.) в апреле.
Срок действия договора охватывает два налоговых периода, поэтому операции по предоставлению займа бухгалтер «Альфы» отразил в декларациях по НДС за I и II кварталы 2014 года.
По строке 010 раздела 7 декларации за I квартал 2014 года бухгалтер «Альфы» указал:
- в графе 1 ? код операции 1010292;
- в графе 2 ? сумму начисленных процентов в размере 6904 руб. (1808 руб. + 5096 руб.).
По строке 010 раздела 7 декларации за II квартал 2014 года бухгалтер «Альфы» указал:
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:*
- если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
- если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
- если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
- если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ).
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:*
- первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 иот 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12,подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3.Рекомендация: Комментарий к статье 56 Налогового кодекса РФ
Статьей 56 Налогового кодекса РФ дано определение льгот по налогам и сборам*.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере*.
Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:*
- в более низкой налоговой ставке;
- в переносе сроков уплаты налогов и сборов;
- в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);
- в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);
- в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров (работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;
- в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).
Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах*.
Исходя из смысла пункта 2 этой статьи льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях. Так как установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления*.
Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам – инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедура предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот)*, не могут носить индивидуального характера.
06.05.2014 г.
С уважением,
Геннадий Винников, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом горячей линии БСС «Система Главбух».