Да, правомерно, если в формулировке договора пожертвования указано точно так как в вопросе "на содержание и ведение уставной деятельности". Так как спор с Минюстом возник в рамках уставной деятельности. Если же в договоре пожертвования указаны более конкретные направления использования денежных средств, то чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, внесите изменения в договор пожертвования, подписав дополнительное соглашение, а также внесите изменения в смету организации.
1. Из рекомендации
Павла Гамольского, президента Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»
Чтобы запланировать доходы и расходы в некоммерческой организации (далее – НКО), составляют финансовый план. Бухгалтеры еще называют такой документ сметой доходов и расходов, или бюджетом.
О том, как составить смету, есть ли к ее форме и содержанию какие-либо требования, кто ее утверждает и в каких случаях смету можно менять, вы узнаете из этой рекомендации.
Как составить и утвердить смету
Смету доходов и расходов можно составлять в свободной форме. Каждая НКО сама решает, что отразить в документе, исходя из своей специализации и потребностей. Никаких строгих требований для оформления сметы-бюджета нигде в законодательстве не прописано.
Состоит смета из доходной и расходной частей. В доходной части отражают предполагаемые в будущем году поступления. А в расходной – планируемые затраты.
Смета может быть очень подробной, а может быть и укрупненной. То есть в ней можно показать каждую статью расходов, а можно дать показатели лишь по группам. В качестве приложений могут быть расчеты, на основании которых составляли смету, но не обязательно. Смету можно составить в целом по организации. А можно еще и на какое-либо конкретное мероприятие.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
На какой период составлять смету
Можно разработать смету на год с разбивкой по кварталам и месяцам. А можно и не делать разбивки – просто дать планируемые показатели по каждой статье на год. Смета может быть даже на несколько лет вперед с разбивкой по годам.
Когда можно менять смету
Как правило, НКО придерживаются величины расходов, утвержденной сметой. Но если видите, что текущие затраты не укладываются в запланированные, то лучше смету изменить.
Изменять смету можно столько раз, сколько сочтет нужным руководство некоммерческой организации. Чем ближе фактические показатели к цифрам в статьях сметы, тем лучше в организации уровень финансового планирования. А значит, и меньше риски обвинений в нецелевом использовании средств со стороны налоговых органов.
Измененную смету утверждают те же органы управления НКО, что и утверждали ее первоначальный вариант. Например, в общественной организации это делает общее собрание ее участников. А само решение фиксируют в протоколе общего собрания.*
Система бухгалтерского учета НКО должна содержать информацию не только о состоянии активов и пассивов, наличии и объеме имущества организации, но и в отличие от коммерческой организации о том, как использованы полученные целевые средства.
Основным документом, отражающим получение целевых средств и их трату, является смета. Согласно п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ НКО обязаны составлять смету наряду с финансовым планом, который утверждается высшим органом управления.*
Смету составляют на календарный год, а также на выполнение каждой программы или проекта. Как составить смету? Унифицированной формы этого документа нет. НКО обычно исходят из опыта работы бюджетных учреждений или из опыта работы бухгалтера.
В частности, можно составлять смету и по статьям доходов и расходов, которые предусмотрены отчетом о доходах и расходах.
Зачастую в качестве основы для составления сметы бухгалтеры НКО используют Отчет о целевом использовании полученных средств (одна из форм бухгалтерской отчетности, подробнее о ней – в разделе «Бухгалтерская отчетность НКО»).
Форма сметы должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации. Как любой первичный учетный документ он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Утверждение финансового плана (сметы) некоммерческой организации и внесение в него изменений осуществляются высшим органом управления организации (п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ).
То есть, например, генеральный директор автономной некоммерческой организации утвердить смету не может, поскольку высшим органом управления этой разновидности НКО является коллегиальный высший орган управления. Подписанная им смета будет считаться недействительной. Ограничивать те или иные расходы некоммерческой организации при согласовании сметы могут лишь уставные документы организации либо жертвователи, грантодатели и учредители (члены, участники).
Единственное ограничение существует в части оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации. На нее отводится не более 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год. Это предусмотрено п. 3 ст. 16 Закона № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». При этом указанный лимит не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
Также в ст. 16 Закона № 135-ФЗ указано: если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
Для других НКО такое ограничение не предусмотрено. Однако на практике все остальные организации (даже те, которые не являются благотворительными) стараются в сметах учитывать указанные ограничения.
Законодательных требований для составления сметы, кроме как для благотворительных организаций, не предусмотрено. Однако всем НКО рекомендуется руководствоваться ограничениями, указанными в Законе от № 135-ФЗ, особенно если они получают пожертвования.
На конец года могут оставаться неизрасходованные средства. Это суммы, которые НКО может потратить и в следующих периодах. Главное, чтобы срок траты этих средств не иссяк. Остаток средств на конец года необходимо запланировать в смете следующего года входящим сальдо. Кстати, подтверждает такую позицию и Минфин России (см. письмо от 26.06.2007 № 03-03-06/4/75).
Также обратите внимание на следующий момент. Многие некоммерческие организации составляют смету доходов и расходов. Мы бы посоветовали во избежание недоразумений со стороны налоговой инспекции называть документ сметой поступлений и расходов, так как целевые средства доходами НКО не являются.
Смета НКО – это только план. Зачастую фактические поступления и затраты с ним расходятся. Поэтому целесообразно изначально, при утверждении сметы, указать возможный процент расхождений и прописать причины их возникновения.
Например, в протоколе учредителей (правления) по утверждению сметы может быть установлено допустимое отклонение от запланированных данных в 5% и указано, что такое расхождение может быть связано с повышением тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, арендной платы и пр. Тогда по окончании года при подведении итогов и утверждении сметы на следующий год необходимо будет обосновать все фактические расхождения по исполнению сметы. Конечно, они должны быть в пределах запланированных отклонений на начало года.
В настоящее время для обобщения информации по целевым доходам и расходам используют счет 86 «Целевое финансирование».
По кредиту счета 86 отражают вступительные и членские взносы от учредителей и участников, добровольные взносы и пожертвования от физических лиц и организаций, а также все иные целевые средства, поступившие на финансирование уставной деятельности организации.
При этом используют следующие записи:
Д-т счета 51 «Расчетный счет» (50 «Касса», 52 «Валютный счет») – К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
Д-т счета 76 – К-т счета 86.
При получении имущества, не являющегося денежными средствами, в бухгалтерском учете некоммерческой организации записывают:
Д-т счета 08 «Капитальные вложения» (10 «Материалы», 41 «Товары») – К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
Д-т 76 – К-т 86.
Обратите внимание!
Так как некоммерческие организации ведут учет методом начисления, они должны отражать не только полученные средства, но и начислять их на планируемую дату получения (согласно договору пожертвования, положению о членстве или иному документу). К примеру, если некоммерческое партнерство на основании положения о членстве должно было 1 числа какого-либо месяца получить членские взносы, то бухгалтер должен был их начислить в учете независимо от того, получены деньги или нет.
То есть на дату предполагаемого получения средств необходимо было сделать проводку:
Д-т счета 76 – К-т счета 86.
И только лишь при получении денег:
Д-т счета 51 – К-т счета 76.
К счету 86 открывают субсчета исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.
Так как в основе деятельности некоммерческой организации лежит смета, то и методику учета целевых средств отражают исходя из ее структуры: учитывая статьи доходов и расходов.*
Например, открывают к счету 86 следующие уровни субсчетов:
- первый: по видам финансирования (доходная часть сметы, например пожертвования, вступительные членские взносы, регулярные членские взносы);
- второй: по источникам финансирования (доходная часть сметы, указываются жертвователи, члены НКО и пр.);
- третий: по видам целевых проектов и программ (расходная часть сметы);
-
четвертый: по статьям расходов:
1 - заработная плата и социальные отчисления,
2 - аренда помещения для проведения целевого мероприятия,
3 - транспортные расходы,
4 - покупка оборудования по целевому проекту,
5 - ремонт оборудования целевого проекта,
6 - административные расходы и пр.
Причем аналитика по видам и источникам финансирования может вестись не обязательно на счете 86. Достаточно показать ее на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Также возможно дублирование части информации на обоих счетах.
Аналогично, в случае, когда аналитика по видам программ и статьям расходов отражена на счете 20, на счете 86 ее можно не вести либо дублировать.
Выбранные варианты учета необходимо закрепить в учетной политике НКО.