Да, может. Сама по себе выдача займов не запрещена, в том числе и беспроцентных. Порядок оформления договора займа подробно описан в рекомендациях: Как составить договор займа, Как оформить выдачу займа.
Но при выдаче займов необходимо учитывать три основных момента.
1. Если займодавец и заемщик являются взаимозависимыми лицами, то при предоставлении беспроцентного займа возникает риск включения налоговой инспекцией при проверке дохода, недополученного организацией в сделке с взаимозависимым лицом, в налоговую базу и доначисления налогов. Позиция финансового ведомства по этому поводу отражена в письме от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15: в частности, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях. Подробнее см. Принцип сопоставления доходов.
2. Если этот вид деятельности будет вестись на постоянной основе. Новый вид деятельности необходимо внести в ЕГРЮЛ, при этом, в устав его вносить не требуется. Иначе возможны санкции – может быть выписано предупреждение или наложен штраф в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Причем, санкции предусмотрены не только за непредставление, но и за несвоевременное представление сведений.
3. Если этот вид деятельности будет вестись на постоянной основе. Если организация соответствует критериям микрофинансовой, то она должна приобрести статус микрофинансовой организации. Для этого нужно подать заявление о внесении сведений о ней как о микрофинансовой организации в единый государственный реестр микрофинансовых организаций. Перечень документов для регистрации в реестре предусмотрен в п. 4 ст. 5 Закона о микрофинансовой деятельности. Критерии отнесения организации к микрофинасовой разъяснил Минэкономразвития России в своем письме от 18.10.2011 № Д05-3137 (см. ниже). Ответственность за неполучение статуса микрофинансовой организации предусмотрена ст. 15.26.1 КоАП РФ.
Также есть риск, что такие действия будут признаны незаконной банковской деятельностью, что повлечет за собой уголовную ответственность по ст. 172 УК РФ.
Обоснование
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);
2) микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;*
3) микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей;*
4) договор микрозайма - договор займа, сумма которого не превышает сумму, установленную пунктом 3 настоящей части;
Статья 12. Ограничения деятельности микрофинансовой организации
Микрофинансовая организация не вправе:*
1) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:
а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;
б) предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем;
2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;
3) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на десять и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);
4) выдавать займы в иностранной валюте;
5) в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;
6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
8) выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей».
Письмо Минэкономразвития РФ от 18.10.2011 № Д05-3137
«Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении правил деятельности микрофинансовой организации, созданной в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 5.10.6 Приказа Минэкономразвития России от 20.05.2011 № 227 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» (далее - Приказ) субсидии микрофинансовым институтам за счет бюджетов всех уровней на компенсацию части затрат по уплаченным процентам по кредитам российских кредитных организаций предоставляются в размере две третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более двух третьих фактических затрат на уплату процентов по кредиту.
Для получения данного вида поддержки микрофинансовая организация, в соответствии с пп. 5.10.3 - 5.10.9 Приказа, должна соответствовать следующим критериям:
а) опыт работы по предоставлению займов субъектам малого и среднего предпринимательства - не менее 1 года;
б) предоставлено положительное аудиторское заключение и (или) ревизионное заключение по итогам работы за предыдущий год;
в) размер совокупного портфеля займов составляет не менее 2 млн руб.;
г) количество действующих заемщиков не менее 100;
д) наличие специальной программы микрофинансирования малых и средних предприятий и микропредпринимательства;
е) принято обязательство по проведению оценки эффективности микрофинансовой деятельности или рейтинговой оценки до 31 декабря текущего года.*
Микрофинансовые институты вправе получать данную субсидию в случае, если сумма обязательств по договорам микрозайма, выданных микрофинансовым институтом субъектам малого и среднего предпринимательства, составляет более 75% от общего объема обязательств по договорам микрозайма на последнюю отчетную дату.
Дополнительно сообщаем, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденными данным Постановлением».
Письмо Минфина России от 11.03.2012 № 03-11-11/73
«Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». Наряду с основным видом деятельности индивидуальный предприниматель систематически предоставляет процентные займы юридическим и физическим лицам. В соответствии с Письмом Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67 индивидуальный предприниматель вправе предоставлять займы, но должен указать соответствующий вид деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Применение УСН предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате в том числе НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). По мнению налогового органа, если физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, получены иные доходы вне рамок осуществляемой им предпринимательской деятельности, то такое физическое лицо производит исчисление и уплату НДФЛ в отношении полученных им сумм дохода не как индивидуальный предприниматель, а в порядке, установленном ст. 228 НК РФ. При этом налоговые органы признают доходами от предпринимательской деятельности только те доходы, которые подпадают под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений в ЕГРИП (Письма Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67, от 27.01.2011 № 03-11-11/16, от 19.05.2011 № 03-11-11/131). В ОКВЭД такой вид деятельности, как предоставление процентных займов юридическим и физическим лицам, не поименован.* Какой код вида деятельности в соответствии с ОКВЭД необходимо указать индивидуальному предпринимателю при госрегистрации для целей признания доходов, полученных от деятельности по выдаче процентных займов, при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и исходя из информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и формой заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, определение кода вида деятельности, подлежащего указанию при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, возлагается на физическое лицо.
Согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (далее - Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов.
Таким образом, по вопросам, касающимся применения классификаторов, следует обращаться в Росстандарт*».