Можно учитывать в расходах такие платежи ежеквартально.
В Рекомендации авторов Системы указывается, что суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражаются в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99). И далее предлагаются проводки, из которых косвенно следует, что платеж сначала начисляется, а потом перечисляется (т.е. начисления производятся ежеквартально).
Также есть разъяснения по утилизационному сбору (который также не является налоговым платежом). Согласно Письму Минфина России от 12 марта 2014 г. № 03-03-10/10650 суммы утилизационного сбора при расчете налога на прибыль учитываются в составе расходов в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по уплате сбора. По аналогии с этим разъяснением в налоговом учете начислять экологические платежи нужно ежеквартально.
При этом отмечаем, что начисление всех платежей единовременно декабрем 2016 года не повлечет негативных последствий. Годовая бухгалтерская отчетность не будет искажена. Налог на прибыль за отчетные периоды 2016 года не будет занижен. Если вся сумма расходов на экологические платежи будет отражена только в годовой декларации по налогу на прибыль, не возникнет необходимость подавать уточненные декларации по налогу на прибыль за квартал, полугодие и 9 месяцев (см. Рекомендацию №2).
Обоснование
1. Из рекомендации Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды
Бухучет
В бухучете плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов является расходом по обычным видам деятельности. Отражайте ее с использованием счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 – в зависимости от вида деятельности организации (производственная, торговая) и принадлежности объекта загрязнения (объект производства, объект управления и т. д.). Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов является прочим расходом (счет 91-2). Об этом сказано в пунктах 5, 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.
О том, как рассчитать норматив данных платежей, см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99).
Расчет платы за загрязнение окружающей среды оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления данного вида платежей (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Ситуация: в корреспонденции с каким счетом в бухучете нужно начислить сумму платы за загрязнение окружающей среды – 68 или 76
Организация вправе самостоятельно выбрать любой из этих счетов, закрепив этот вариант в учетной политике.
Платежи за загрязнение окружающей среды являются составной частью доходов бюджета, и им присвоен код бюджетной классификации. Поэтому данные платежи могут быть учтены на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В то же время платежи за загрязнение окружающей среды не относятся к налоговым платежам (ст. 13–15 НК РФ, определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О). Поэтому их начисление целесообразнее отражать в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету можно открыть соответствующий субсчет – «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды». С точки зрения бухгалтерского законодательства данный вариант представляется наиболее корректным (Инструкция к плану счетов).
Выбранный вариант учета платежей за загрязнение окружающей среды закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).
В зависимости от сделанного выбора начисление платы отразите в бухучете следующими проводками:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых норм;
Дебет 91-2 Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды сверх допустимых норм.
Перечисление платы за загрязнение окружающей среды в бюджет отразите проводкой:
Дебет 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» Кредит 51
– перечислен платеж за загрязнение окружающей среды в бюджет.
ОСНО
При расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды включайте в состав материальных расходов. Эти расходы являются косвенными и списываются единовременно. При этом учитывайте, что налогооблагаемую прибыль уменьшают только суммы платы:
– за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – в размере предельно допустимых выбросов;
– за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – в размере предельно допустимых нормативов;
– за размещение отходов производства и потребления – в размере предельно допустимых лимитов.
Это следует из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 254, пункта 1 статьи 252, пункта 4 статьи 270, пункта 1 статьи 318 и статьи 320 Налогового кодекса РФ.
Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов является день их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то расходы отразите в периоде, в котором фактически перечислен платеж в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не уменьшает налогооблагаемую прибыль, поэтому при определении налоговой базы эта часть расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ). В результате в бухучете образуется постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).
Если утвержденных нормативов и лимитов у организации нет, то все образовавшиеся в хозяйственной деятельности отходы будут сверхлимитными. Учесть их в расходах при расчете налога на прибыль организация не вправе. Об этом сказано в письме Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403.
2. Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
По каким налогам можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде обнаружены ошибки, допущенные в прошлых периодах и повлекшие переплату
Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.
Это объясняется следующим.
Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.
Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.
В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.
Однако это правило не относится к случаям, когда организация не приняла к вычету НДС в том периоде, в котором были выполнены все условия для этого. Применение налогового вычета в более поздних периодах не является ошибкой. Положения подпункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ позволяют воспользоваться вычетом в течение трех лет с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг). Соответственно, «поздний» вычет просто отразите в текущей декларации за налоговый период. Сдавать уточненный отчет не нужно.
При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.
В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу, по ЕСХН и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.
3. Утилизационный сбор: учтите особенности
Из статьи журнала «Учет в производстве» № 5, Май 2014
М.Г. Воропаева, заместитель главного бухгалтера ЗАО «Дормаш»
Суммы утилизационного сбора при расчете налога на прибыль учитываются в составе расходов в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по уплате сбора*. Есть и иные нюансы...
* Письмо Минфина России от 12 марта 2014 г. № 03-03-10/10650.
Сбор уплачивается не всегда
За каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое на таможенную территорию РФ или изготовленное в России, уплачивается утилизационный сбор (ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ). Правила его взимания, исчисления, уплаты (далее – Правила), а также размеры установлены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291. Этим же документом утвержден перечень видов колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых применяется утилизационный сбор.
В пункте 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ перечислены случаи, когда сбор платить не нужно.
Например, если колесное транспортное средство старше 30 лет и не предназначено для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
Перечень такого транспорта тоже установлен постановлением № 1291.
В связи с вступлением в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 278-ФЗ, с 1 января 2014 года список льготных транспортных средств значительно уменьшился.
Плательщики сбора
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):
- ввозят транспортные средства в РФ;
- производят их на территории РФ;
- приобрели транспорт в РФ у лиц, не уплативших сбор.
При ввозе транспортных средств в РФ утилизационный сбор взимает Федеральная таможенная служба. В остальных случаях эта обязанность возлагается на налоговиков (п. 3, 4 Правил).
Нужно представить расчет
Утилизационный сбор рассчитывается и уплачивается предприятием самостоятельно.
В течение трех рабочих дней со дня перечисления средств компания должна представить в налоговую инспекцию по своему местонахождению расчет суммы сбора. Рекомендуемая форма расчета приведена в письме ФНС России от 25 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23318@.
Кроме того, с 1 июля 2014 года расчет нужно сдавать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (письмо ФНС России от 22 января 2014 г. № ГД-4-3/749).
К расчету прилагаются следующие документы:
- бланки паспортов (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых взимается утилизационный сбор;
- сертификаты соответствия или декларации о соответствии;
- свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства или копии заключений технических экспертиз;
- копии товаросопроводительных документов (при наличии);
- документы, подтверждающие приобретение транспортного средства на территории РФ, если оно было куплено без уплаты утилизационного сбора;
- копии платежных документов об уплате сбора;
- копия документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика.
После проверки расчета суммы сбора и его уплаты налоговики проставляют на бланках паспортов специальную отметку и возвращают их компании. Аналогичную отметку в ПТС делают таможенники (п. 11–13 Правил).
Как учесть в расходах
В бухучете расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а не на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Объясняется это тем, что данный платеж не отвечает понятию сбора, приведенному в статье 8 Налогового кодекса РФ, и не обладает обязательными элементами налогообложения (письмо ФНС России от 19 июля 2013 г. № ЕД-18-3/810@).
Суммы утилизационного сбора включаются в состав расходов в период, когда возникла обязанность его уплаты в бюджет. Это объясняется тем, что он не является налоговым платежом.
При расчете налога на прибыль утилизационный сбор нужно учитывать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Такое мнение специалисты Минфина России высказали в письме от 12 марта 2014 г. № 03-03-10/10650. При этом финансисты считают, что датой начисления утилизационного сбора признается день, когда возникла обязанность его уплаты в бюджет.
Чиновники объясняют свою позицию тем, что в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ расходы отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Крупнейшие производители, например, должны уплатить утилизационный сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет. Следовательно, утверждают финансисты, предприятие имеет право учесть его в расходах в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по его уплате.