Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете учитывать детские новогодние подарки

Подписка
Срочно заберите все!
№24
4 мая 2016 141 просмотр

Есть Индивидуальный предприниматель у которого в ОАО "Сбербанк РФ" открыт расчётный счёт.Какое то подразделение финансового мониторинга Центра КОМПЛАЕНС от имени Сбербанка запрашивает пакет документов и большой объём информации у данного ИП, руководствуясь при этом п.14 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма", дескать что клиенты обязаны представлять в Банк информацию, необходимую для исполнения Банком требований указанного Федерального закона. При этом, не выдавая письменного документа, заморозили расчётный счёт.Я, отношусь довольно скептически к данному запросу.Что это за новинки такие?Так в соответствии со статьёй 3 данного ФЗ блокирование(замораживание) безналичных денежных средств осуществляется в отношении физических и юридических лиц включённых в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму...либо в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности... при отсутствии для включения в указанный перечень. Основания для включения в перечень указаны в статье 2.1. ФЗ №115.Данного ИП в указанном перечне сроду не было. Оснований для проведения проверки в запросе Центра КОМПЛАЕНС также отсутствуют.Что это за новый бред, быть может Сбербанк дуркует.Вопрос №1. Законны ли действия Сбербанка по замораживанию счёта ИП?Вопрос №2. Законны ли действия Центра КОМПЛАЕНС, в связи с поступившим запросом о предоставлении документации и информации?Вопрос №3. Что это вообще за организация Центр КОМПЛАЕНС?

Вопрос №1. Сбербанк вправе не замораживать счет предпринимателя, а отказаться производить операцию с денежными средствами по переводу со счета предпринимателя, или выдаче ему их наличными.

В соответствии с Законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», банк обязан потребовать у своих клиентов некоторые сведения. Во-первых, кредитная организация должна идентифицировать компанию и, во-вторых, собрать информацию о проводимых операциях (сделках).

Кредитная организация идентифицирует клиентов, находящиеся у них на обслуживании, требуя следующую информацию: наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). При этом банки будут самостоятельно определять в каких случаях и какие документы запрашивать у клиента для подтверждения легальности операции. Банки могут требовать предъявить соответствующие документы, как при открытии вклада, так и при его закрытии, а также проведении исходящей операции. Мера будет применяться в отношении физических и юридических лиц.

Кроме того, действует положение ЦБ РФ от 15.10.2015 № 499-П п. 2.1. которого сформулирован таким образом, чтобы банк имел право запрашивать и иные сведения: «В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя... кредитной организацией осуществляется сбор... иной необходимой информации и документов».

Пункт 2.3 предполагает возможность обновления сведений путем получения документов и сведений непосредственно от клиента.

Таким образом, перечень информации и документов, которые кредитные организации вправе или, что встречается чаще, обязаны запрашивать у своих клиентов, достаточно широк. Более того, список не ограничен. Банки вправе запрашивать и иную информацию, необходимую для идентификации клиента, выгодоприобретателя. Отказ организации предоставить подобного рода информацию может квалифицироваться банком как признак легализации доходов, полученных преступным путем (п. 1.1. приложения 2 к рекомендациям ЦБ по разработке правил внутреннего контроля).

Поэтому, если предприниматель планирует и в дальнейшем сотрудничать с данной кредитной организацией, требуемые документы лучше предоставить.

Кроме того, с 1 июля 2016 года российские банки на основании поправок в Закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будут требовать от вкладчиков подтверждения источника денежных средств. Если вкладчик не представит соответствующие документы, банк может отказать в выдаче вклада или проведении исходящей операции. Право требования подтверждающих документов происхождения денежных средств банки получили еще в июне 2015 года, однако многие из них данную меру не применяли ввиду разрешения Банка России не требовать с клиентов подтверждения источника денежных средств, пока не завершится процедура амнистии капитала.

При этом Закон № 115-ФЗ является приоритетным для банка, и отказ выдать денежные средства клиенту не будет являться нарушением договора и п.2 ст. 837 ГК РФ, согласно которому банк обязан вернуть денежные средства по первому требованию вкладчика, оспорить отказ клиент сможет только в Конституционном суде.

Вопрос №2. Закон № 115-ФЗ предоставляет полномочия требовать у клиента документы только непосредственно кредитным организациям, в которой у предпринимателя открыт расчетный счет. У его партнеров права их требовать нет. Однако в данном случае документы требует не сторонняя организация, а сам Сбербанк (http://2013.report-sberbank.ru/ar/corporate-governance/management-committees/index.php?sphrase_id=5329, http://2013.report-sberbank.ru/sr/contributing-to-economic-development/business-management/).

Вопрос №3. Комплаенс-центр – это не отдельная организация, а специальное подразделение ПАО «Сбербанк России», созданное специально для отслеживания и контроля сомнительных операций. Фактически – это тоже Сбербанк.

Комплаенс-контроль – это внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в банке. Комплаенс-контроль является частью системы внутреннего контроля Банка и организуется в соответствии с Положением ЦБ РФ ОТ 16.12.2003 № 242-П4 «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

Обоснование

Из Гражданского кодекса РФ

«Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

<…>

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем*. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя*.

<…>

Статья 24. Имущественная ответственность гражданина

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.*

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством».

<…>

Статья 845. Договор банковского счета

1. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

2. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

3. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.*

4. Правила настоящей главы, относящиеся к банкам, применяются также и к другим кредитным организациям при заключении и исполнении ими договора банковского счета в соответствии с выданным разрешением (лицензией).

<…>

Статья 848. Операции по счету, выполняемые банком

Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.*

Статья 854. Основания списания денежных средств со счета

1. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.*

<…>

Статья 858. Ограничение распоряжения счетом

Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается*, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

<…>

Закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

<…>

«Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

организация и осуществление внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

<…>

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;

<…>

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

<…>

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи;

отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.*

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

<…>

3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.*»

<…>

5.2. Кредитные организации вправе:

отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи

<…>

ПОЛОЖЕНИЕ ЦБ РФ ОТ 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

<…>

«2.1. При идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1и 2 к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок. С учетом требований настоящего Положения кредитная организация вправе осуществлять сбор иных сведений (документов), самостоятельно определяемых ею в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. В случае привлечения кредитной организацией к сбору сведений и документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, третьих лиц идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца осуществляется непосредственно кредитной организацией либо лицом, которому в случаях, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, поручено проведение идентификации (упрощенной идентификации).

2.2. При идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате их идентификации, кредитная организация использует информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в том числе:

сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;

информацию о наличии в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Для установления сведений, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта, кредитная организация использует соответствующие информационные сервисы, размещаемые на официальном сайте Федеральной миграционной службы в сети "Интернет" либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Кредитная организация также вправе использовать иные источники информации, доступные кредитной организации на законных основаниях.

2.3. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца осуществляется кредитной организацией в соответствии с порядком, установленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (представителя клиента) и (или) путем обращения к источникам информации, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения.

2.4. Кредитная организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, повторную упрощенную идентификацию клиента - физического лица при наличии в совокупности следующих условий:идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца ранее проведена, и клиент находится на обслуживании;у кредитной организации отсутствуют сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации;к сведениям об этом клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме в порядке, установленном кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

2.5. При установлении корреспондентских отношений с банком-нерезидентом, за исключением банка, являющегося государственным (национальным) банком иностранного государства или межгосударственным банком, кредитная организация осуществляет сбор сведений, предусмотренных пунктом 1 и подпунктами 2.52.6 и 2.8 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению, а также сведений о принимаемых таким банком-нерезидентом мерах по ПОД/ФТ.При установлении корреспондентских отношений с государственным (национальным) банком иностранного государства или межгосударственным банком кредитная организация осуществляет сбор сведений, предусмотренных подпунктами 1.11.2 и 1.5 пункта 1 иподпунктами 2.5 и 2.6 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению, а также сведений о принимаемых таким банком мерах по ПОД/ФТ.Решение об установлении корреспондентских отношений с банками, указанными в настоящем пункте, принимается при наличии согласия единоличного исполнительного органа кредитной организации или уполномоченного им сотрудника кредитной организации».

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право»№47, 13–19 декабря 2011

Документы, которые банк может запросить в любой момент

При общении с банками чаще всего требуется специфический набор документов. В одних случаях он определен законом, в других банк сам решает, какие бумаги запросить у клиента.

Открытие счета. Точный перечень документов, которые банк вправе затребовать при открытии счета, нигде четко не прописан. Есть лишь стандартный набор: свидетельство о регистрации, выписка из ЕГРЮЛ, копия устава. Но на практике при открытии расчетного счета банки требуют и другие бумаги. Например, договоры аренды офиса, факт временной регистрации учредителей, свежее письмо с кодами статистики. Игнорировать или нет требования банка, решать компании, но отказ компании может привести к тому, что банк просто не откроет счет.

Платежи. Если у банка возникают сомнения в законности операций компании, он вправе затребовать дополнительные бумаги. Как правило, в этом случае банк возвращает платежку с пояснением «не ясен экономический смысл операции». Некоторые компании в этом случае ограничиваются письмом в банк с пояснениями, но проще всего представить в банк «первичку». Например, договор с контрагентом или счет.*

Кредиты. Если компания берет кредит, банкиры могут проверить соответствие бухгалтерской отчетности компаний через налоговиков. В обязательном порядке будут запрашивать сведения, если заподозрят, что компания, которая взяла кредит на сумму более 60 млн рублей, представила недостоверный отчет. Но для этого самому банку нужно письменное согласие компании. Его банк получает по форме, которое приведено в приложении 2 к письму от 25.08.11 ЦБ РФ № 119-Т и ФНС России № ММВ-17-2/4@.

<…>

Анна Алексашина, эксперт «УНП»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка