Минфин в своих разъяснениях отказывает компаниям и в учете таких расходов, и в вычете НДС по ним.
Минфин России считает, что подобные расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (письма от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 19.06.08 № 03-03-06/1/362). Поэтому чиновники чаще всего утверждают, что в налоговом учете организация не может признать расходы на благоустройство прилегающей территории.
Поэтому при учете таких расходов и вычета НДС свою позицию вероятно придется отстаивать в суде.
Вы как арендаторы при возникновении спора можете сослаться на то, что очистка дорог, поддержание их в исправном состоянии за счет арендатора является условием договора аренды (постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.06 №А55-1288/05).
Так, в решении Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.07 №А40-25127/07-20-140 (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 02.06.08 №КА-А40/4667-08) указано следующее. Согласно статьям 616 и 622 ГКРФ арендатор обязан за свой счет содержать арендованное имущество в исправном состоянии и возвратить его арендодателю в том состоянии, в котором он его получил. Земельный участок, на котором расположены зеленые насаждения и газоны, заасфальтированные дорожки, находится у организации в аренде. Таким образом, арендатор в силу закона обязан поддерживать имущество в исправном состоянии и соответственно проводить работы по озеленению и благоустройству.
По уборке снега и вычету НДС существуют решения суда в пользу как налогоплательщиков (постановление ФАС Поволжского округа от 30 ноября 2010 г. № А55-8205/2010), так и налоговиков (постановление ФАС Московского округа от 19 февраля 2010 г. № КА-А41/800-10).
В подтверждение производственного характера затрат на уборку снега налоговики требовали путевые листы с указанием маршрута передвижения транспорта со снегом, товарно-транспортные накладные. Кроме того, они хотели увидеть расчет потребности количества снегоуборочной техники, заявки на вывоз бункеронаполнителей и документы, свидетельствующие, что уборка снега входит в обязанности заявителя, а не городской коммунальной службы.
Поэтому для налоговых органов скорее всего будет недостаточно договора и акта выполненных работ. Чтобы признать расходы экономически обоснованными, нужно запрашивать у арендодателя ежемесячный расчет доли расходов, приходящейся на Вашу организацию, и подтверждение общей суммы расходов.
Обоснование
1. Журнал «Российский налоговый курьер» № 16, Август 2011
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Какие доводы помогут убедить инспектора в том, что расходы на благоустройство территории обоснованны
И.В. Боровская, эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
Сегодня все чаще организации с целью улучшения имиджа компании и привлечения клиентов стремятся улучшить внешний облик прилегающих к зданию территорий. И тогда возникают вопросы: как расходы на такое благоустройство учитываются в налоговом учете и можно ли по ним заявить вычет НДС?
Понятие «благоустройство территорий» отсутствует в налоговом и бухгалтерском законодательстве, поэтому следует руководствоваться его общепринятым значением. Минфин России приводит такое определение расходов на внешнее благоустройство. Это расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории (письма от 15.03.11 №03-03-06/1/136 и от 04.12.08 №03-03-06/4/94).
Расходы на благоустройство могут быть капитальными и текущими. Асфальтирование, бетонирование, мощение участков, на которых ранее твердое покрытие отсутствовало, устройство ограждений, систем освещения приводит к созданию новых объектов основных средств либо к изменению первоначальной стоимости уже имеющихся.
Текущие затраты связаны непосредственно с поддержанием используемых объектов основных средств в рабочем состоянии. К подобным затратам можно отнести посев травы и цветов на газонах, стрижку кустарников и газонов, уборку территории, очистку от снега.
Какие факторы могут помочь обосновать расходы на внешнее благоустройство
Приведенное в письмах Минфина определение благоустройства территории четко характеризует позицию контролирующих органов о невозможности признания таких расходов в налоговом учете. Ссылаясь на то, что затраты на благоустройство не имеют никакого отношения к деятельности, направленной на получение дохода, они делают вывод об их необоснованности. Однако это утверждение справедливо не во всех ситуациях.
Производственная необходимость. Благоустройство территории может рассматриваться как действие, направленное на получение дохода, если оно напрямую с ним связано. Например, с обеспечением нормальных условий отдыха у организации, оказывающей санаторно-курортные услуги. Данные расходы могут учитываться как затраты на создание объекта амортизируемого имущества или отражаться в составе прочих текущих затрат (письмо Минфина России от 07.07.09 №03-03-06/1/443).
Другой пример — в постановлении ФАС Московского округа от 12.10.10 №КА-А40/12233-10 указано, что затраты компании по устройству автомобильных дорог с площадками для стоянки автомашин и озеленению территории были вызваны производственной необходимостью. А именно: связаны с обеспечением доступа к складским помещениям, сдаваемым в аренду. Ведь территория имущественного комплекса, принадлежащего организации, была отдалена от автодороги и другие подъездные пути отсутствовали.
Кроме того, вполне очевидно, что устройство стоянки перед магазином или офисом продаж и ухоженная зеленая территория вокруг летнего кафе способствуют привлечению клиентов. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 14.02.06 №20-12/11368 согласилось с тем, что гостевая парковка, предназначенная для обслуживания торгового центра и находящаяся в границах предоставленного в аренду земельного участка, может быть отнесена к объектам амортизируемого имущества. А ФАС Уральского округа в постановлении от 14.01.10 №Ф09-10855/09-С2 посчитал, что устройство бесплатной автостоянки напротив офисного здания необходимо для удобного размещения личного автотранспорта его посетителей.
Вместе с тем подобные аргументы могут сработать далеко не всегда. Так, Минфин России не разрешил аквапарку учесть в расходах стоимость искусственных пальм и травы, малых архитектурных форм, бетонирования площадок вокруг бассейнов (письмо от 30.01.08 №03-03-06/1/63). Хотя в этом случае перечисленные расходы напрямую связаны с коммерческой деятельностью организации.
В другом письме от 30.05.06 №03-03-04/1/487 Минфин России указал, что стоимость асфальтирования (включая подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для грузового и легкового автотранспорта, тротуары и пешеходные дорожки) и озеленения территории вокруг магазина не подлежит амортизации в целях налогообложения прибыли.
Требования нормативно-правовых актов. Бывает, что благоустраивать территорию компанию обязывают местная администрация или требования строительных или санитарных норм, законов или иных нормативно-правовых актов.
Например, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» создание защитных зон обязательно для автозаправочных станций. Поэтому расходы на озеленение таких территорий являются обоснованными (постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.09 №А12-15054/2008).
Затраты на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими правилами и нормативами учитываются на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НКРФ. При этом организация должна иметь следующие документы:
—санитарно-эпидемиологическое заключение; —акт исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления) или решение суда об установлении санитарно-защитной зоны; —проект создания санитарно-защитной зоны (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.06 №Ф04-3131/2006 (23037-А67-10)).
В отношении затрат на озеленение, произведенных по требованию нормативных актов, существует судебная практика, которая подтверждает их обоснованность и возможность признания на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НКРФ. К примеру, когда обязанность благоустраивать территорию предусмотрена Федеральным законом от 10.01.02 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также актами местного самоуправления (постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.05.08 №Ф03-А73/08-2/1322 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 03.09.08 №11051/08)).
Выводы о необходимости работ по внешнему благоустройству в силу действующего законодательства и градостроительной документации изложены в постановлении ФАС Московского округа от 25.05.11 №КА-А41/4670-11. В данном случае автостоянку для посетителей и работников, асфальтирование подъездов, стоянок, площадок с устройством бортового камня и освещение на территории торгового комплекса было предписано предусмотреть положениями градостроительного заключения, архитектурно-планировочного задания и техническими условиями отдела ГИБДД.
Для некоторых организаций создание объектов благоустройства является обязательным в силу закона и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов. Например, асфальтирование и посадка газонной травы, создание производственных площадок с щебеночным, гравийным, грунтовым и прочими покрытиями необходимо вблизи компрессорных цехов и газоперекачивающих агрегатов. Поэтому данные организации могут учесть расходы на благоустройство в налоговом учете (письма Минфина России от 19.06.08 № 03-03-06/1/362 и от 02.04.07 №03-03-06/1/203).
Источник финансирования расходов. Нередко, отказывая в признании затрат, инспекции ссылаются на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 НКРФ. Согласно этой норме не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.
Заметим, здесь говорится о целевом финансировании и бюджетных средствах. Именно эта формулировка и позволяет налогоплательщикам защитить признание расходов на благоустройство, произведенное за счет собственных средств, в суде (постановления ФАС Московского от 02.04.10 №КА-А40/2846-10, Северо-Западного от 01.06.09 №А56-33207/2008 и от 14.01.08 по делу №А56-4910/2007, Поволжского от 28.08.08 №А65-20868/07 округов).
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 12.10.10 №КА-А40/12233-10, где речь шла о расходах на устройство автомобильных дорог с площадками для стоянки автомашин и озеленение территории, суд пришел к следующему выводу. Не подлежат амортизации только те объекты внешнего благоустройства, которые сооружались с привлечением источников бюджетного или иного целевого финансирования. Затраты на объекты, созданные или приобретенные за счет средств коммерческой организации уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Однако, по мнению Минфина России, все объекты внешнего благоустройства, приобретенные или возведенные коммерческой организацией, не подлежат амортизации (письма от 12.08.08 №03-03-06/1/461, от 07.11.07 №03-03-06/1/777, от 30.10.07 №03-03-06/1/745 и от 25.05.07 №03-03-06/1/309). Причем независимо от источников финансирования (за исключением объектов дорожного и лесного хозяйства).
Есть решения, когда суды соглашались с этой позицией, — наличие бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования относится лишь к объектам лесного и дорожного хозяйства. Например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.06 №А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1 и от 10.03.06 №А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1.
Момент выполнения работ по благоустройству. Благоустройство может производиться в период строительства нового объекта либо после сдачи его в эксплуатацию.
Минфин России в письме от 25.05.07 №03-03-06/1/309 указал, что если расходы по озеленению территории производились во время строительства объекта, то они как расходы капитального характера должны включаться в первоначальную стоимость объекта строительства (п. 1 ст. 257 НКРФ). Разумеется, сформированная таким образом стоимость объекта списывается в общеустановленном порядке посредством амортизации.
Если же озеленение производится после ввода объекта строительства в эксплуатацию, расходы связаны с созданием объекта внешнего благоустройства. То есть, по мнению ведомства, эти затраты не уменьшают налогооблагаемую базу.
Условия договоров. Большинство организаций арендует производственные площади, куда включаются внутренние и внешние дворы с зелеными насаждениями. Минфин России против признания затрат на благоустройство таких объектов (письма от 28.03.07 №03-03-06/1/178 и от 15.11.06 №03-03-04/2/241).
Вместе с тем в письме УФНС России по г. Москве от 17.03.06 №18-11/20791 указано следующее. Если арендованный земельный участок являлся источником получения доходов (на нем располагался развлекательный центр), то проведение работ капитального характера на нем (асфальтирование, мощение производственной площадки) влечет возникновение неотделимых улучшений арендованного имущества. Их стоимость можно учесть при налогообложении прибыли посредством начисления амортизации. Отметим, расходы на озеленение того же участка налоговики в том же письме признали непроизводственными.
При возникновении спора арендаторы могут сослаться на то, что озеленение, прочее благоустройство и уборка прилегающих территорий за счет арендатора является условием договора аренды (постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.06 №А55-1288/05).
Так, в решении Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.07 №А40-25127/07-20-140 (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 02.06.08 №КА-А40/4667-08) указано следующее. Согласно статьям 616 и 622 ГКРФ арендатор обязан за свой счет содержать арендованное имущество в исправном состоянии и возвратить его арендодателю в том состоянии, в котором он его получил. Земельный участок, на котором расположены зеленые насаждения и газоны, заасфальтированные дорожки, находится у организации в аренде. Таким образом, арендатор в силу закона обязан поддерживать имущество в исправном состоянии и соответственно проводить работы по озеленению и благоустройству.
Кроме того, затраты на благоустройство арендуемого земельного участка можно обосновать и другими доводами. Например, что они направлены на обеспечение нормального функционирования опасных производственных объектов (постановление ФАС Уральского округа от 15.07.09 №Ф09-4469/09-С3).
Вид благоустройства влияет на признание затрат
От вида благоустройства территории может зависеть правомерность признания расходов в налоговом учете. Поэтому рассмотрим их более подробно.
Озеленение территории. Контролирующие органы против признания затрат на озеленение территорий (письмо Минфина России от 30.10.07 №03-03-06/1/745). Однако суды приходят к выводу, что их можно учесть, если они направлены на создание нормальных условий функционирования производственных объектов посредством восстановления разрушенной территории (постановление ФАС Московского округа от 23.11.07 №КА-А40/12039-07). Кроме того, как уже было указано, озеленение можно обосновать предписаниями органов власти, требованиями законов либо видом деятельности.
Ограждение территории. В зависимости от назначения эти расходы либо будут признаваться в налоговом учете, либо нет. Например, расходы на ограждение в целях охраны территории могут быть учтены (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.09 по делу №А45-4756/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.01.10 №ВАС-50/10)). Ведь ограды и заборы включены в Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.02 №1.Например, к шестой группе относятся ограды металлические. Однако признание расходов на установку декоративных оград приведет к налоговым рискам.
Автостоянки. Минфин России против учета затрат на такие объекты (письмо от 15.11.06 №03-03-04/2/241). Но в судебном порядке при наличии производственной необходимости, требований нормативных актов затраты могут быть признаны обоснованными (постановления ФАС Московского от 12.10.10 №КА-А40/12233-10 и от 29.03.10 №КА-А40\2482-10, Уральского от 25.11.10 №Ф09-8966/10-С3 и Северо-Западного от 14.01.08 по делу №А56-4910/2007 округов).
Подъездные пути. К данной группе можно отнести затраты на устройство и содержание подъездных путей, погрузочно-разгрузочных площадок, тротуаров, пешеходных дорожек. Минфин России в письме от 30.05.06 №03-03-04/1/487 указал на необоснованность подобных расходов. Но суды, учитывая их производственный характер, встают на сторону налогоплательщиков (постановления ФАС Московского от 12.10.10 №КА-А40/12233-10 и от 02.04.10 №КА-А40/2846-10, Уральского от 27.07.09 №Ф09-5325/09-С3 округов).
Что касается автомобильных дорог, то Минфин России в письме от 08.05.09 №03-03-06/1/317 разъяснил следующее. Они относятся к амортизируемому имуществу, если имеют покрытие, указанное под кодами 124526372 и 124527311 Классификации основных средств.
Декоративные объекты. Затраты на содержание фонтанов, декоративных водоемов, скульптур и прочих элементов декора не уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций. Казалось бы, исключением могут стать затраты, направленные на получение дохода, например, если расходы понесены санаторием или летним кафе. Но даже и это влечет налоговые риски. И вот почему.
Минфин России в письме от 13.10.04 №03-03-01-04/1/73 разъяснил, что санаторий не может учесть в составе основных средств фонтаны, скульптуры, малые архитектурные формы, пляжные сооружения, декоративные панно и др. Основание — эти объекты не относятся к основным фондам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 №359). То есть не используются в производственной деятельности.
Как уже упоминалось, аквапарку Минфин России не разрешил учесть в расходах стоимость искусственных пальм и травы, малых архитектурных форм, бетонирования площадок вокруг бассейнов (письмо от 30.01.08 №03-03-06/1/63).
Конечно, данные выводы, учитывая вид деятельности указанных организаций, представляются спорными. Но если даже таким организациям не разрешили учитывать подобные расходы, то для остальных это точно приведет к претензиям налоговиков.
Освещение. Стоимость установки внешнего освещения Минфин России также не признает в расходах (письмо от 25.04.05 №03-03-01-04/1/201). Но суды не поддерживают такую позицию. Так, в связи с указанием на необходимость выполнения работ по освещению в градостроительном заключении, архитектурно-планировочном задании и технических условиях отдела ГИБДД ФАС Московского округа в постановлении от 25.05.11 №КА-А41/4670-11 признал расходы обоснованными.
ФАС Московского округа в постановлении от 15.09.09 №КА-А40/7522-09 по- считал устройство светодекоративного освещения фасада здания расходами на рекламу. Рекламный характер расходов был подтвержден фактом использования образа освещенного здания в сувенирно-рекламной продукции организации.
Уборка территории. Как показывает арбитражная практика, расходы на уборку прилегающей территории у инспекторов обычно вызывают вопросы. В то же время суды поддерживают налогоплательщиков.
К примеру, в постановлении ФАС Московского округа от 26.08.10 №КА-А41/9789-10 суд признал затраты по уборке обоснованными, поскольку она обязательна в силу Закона Московской области от 29.11.05 №249/2005-ОЗ. А в постановлении ФАС Московского округа от 09.07.08 №КА-А40/5816-08 указано, что расходы по уборке арендованной территории являются экономически обоснованными, поскольку связаны с выполнением санитарно-эпидемиологических требований.
Заметим, что УФНС России по г. Москве в письме от 18.01.06 №20-12/2894 разрешило организации, сдающей в аренду собственное здание, учесть расходы по уборке прилегающей к зданию территории, включая приобретение противогололедных реагентов, прокат сменных ковровых грязезащитных покрытий и даже приобретение снегоуборочной машины.
Зачастую вычет НДС по расходам на благоустройство зависит от их признания в налоговом учете
Поскольку Минфин России против признания большинства расходов на благоустройство в налоговом учете, он не признает и правомерности вычета НДС по ним. Так, Минфин России в письме от 15.03.11 №03-03-06/1/136 сообщил, что, поскольку уборка снега, мусора и благоустройство газонов не используются для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, суммы налога по таким расходам к вычету не принимаются.
В свою очередь суды поддерживают налогоплательщиков, если расходы на благоустройство территории связаны с их производственной деятельностью, облагаемой НДС. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.04.09 №А56-23561/2008 указано следующее. Работы по озеленению территорий угольного терминала непосредственно связаны с его деятельностью, заключающейся в добыче угля и наносящей вред экологической обстановке. Кроме того, договором аренды земельного участка было предусмотрено, что арендатор обязан выполнять работы по благоустройству территории.
В постановлении ФАС Московского округа от 26.01.09 №КА-А40/13294-08 суд исходил из следующего. В соответствии со статьей 8 Закона г. Москвы от 05.05.99 №17 «О защите зеленых насаждений» оформление прав собственности по завершении строительства всех объектов осуществляется после выполнения озеленения и приемки работ уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Поэтому для принятия объекта в эксплуатацию было предписано провести компенсационное благоустройство — озеленение. Данные обстоятельства позволили суду сделать вывод о том, что работы непосредственно связаны с офисным зданием, а значит, используются в операциях, признаваемых объектом обложения НДС.
Следовательно, чтобы доказать свою позицию налогоплательщики могут воспользоваться теми же доводами, что и по налогу на прибыль.
2. Журнал «Учет в торговле» № 2, Февраль 2012
Можно ли принять НДС к вычету по услугам уборки снега
Фирма оплатила работы по уборке снега с территории, прилегающей к магазину (территория не используется в предпринимательской деятельности). Можно ли принять вычет по НДС по данным работам?
Отвечает
Т.В. Амитова,
налоговый консультант
Нет, нельзя. Поскольку такие услуги не используются в деятельности, облагаемой НДС.
Данной точки зрения придерживаются чиновники Минфина России (письмо от 15 марта 2011 г. № 03-03-06/1/136). Хотя с этим можно и не согласиться. Однако отстаивать свою позицию придется скорее всего в суде.
На первый взгляд уборка снега с прилегающей к магазину территории не используется напрямую в налогооблагаемых операциях. Однако она связана с основной деятельностью, поскольку способствует привлечению покупателей.
Существуют решения суда в пользу как налогоплательщиков (постановление ФАС Поволжского округа от 30 ноября 2010 г. № А55-8205/2010), так и налоговиков (постановление ФАС Московского округа от 19 февраля 2010 г. № КА-А41/800-10). Обратите внимание, что в подтверждение производственного характера затрат на уборку снега налоговики требовали путевые листы с указанием маршрута передвижения транспорта со снегом, товарно-транспортные накладные. Кроме того, они хотели увидеть расчет потребности количества снегоуборочной техники, заявки на вывоз бункеронаполнителей и документы, свидетельствующие, что уборка снега входит в обязанности заявителя, а не городской коммунальной службы.
3. Журнал «Российский налоговый курьер» № 9, Май 2014
Минфин отказывает компаниям и в учете расходов на благоустройство территории, и в вычете НДС по ним
Дмитрий Осипов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Елена Вайтман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Чиновники считают такие расходы необоснованными
Они против амортизации объектов благоустройства, являющихся ОС
В ряде случаев Минфин разрешает учесть расходы на ремонт таких ОС
Необходимость расходов на благоустройство территории, прилегающей к офисным или производственным зданиям, после зимы очевидна. Причем нередко благоустройство и озеленение территории не является прихотью компании, а бывает продиктовано требованиями регионального законодательства или иными нормативно-правовыми актами.
Несмотря на это, налоговики нередко исключают такие расходы, утверждая, что они напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью организации (см. врезку ниже). Кроме того, они отказывают в вычете «входного» НДС по ним. Посмотрим, как Минфин России относится к отражению в налоговом учете подобных затрат и допускает ли принятие НДС к вычету.
Минфин исходит из того, что благоустройство прилегающей территории обычно не связано с получением дохода
Проблема в том, что расходы на обустройство территории в главе 25 НК РФ не упоминаются. Более того, Налоговый кодекс вообще не содержит понятия «благоустройство территории». Поэтому Минфин России предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства (письма от 10.08.12 № 03-03-06/4/83, от 03.08.12 № 03-03-06/1/386 и от 17.07.12 № 03-03-06/2/81).
Расходы некапитального характера
По мнению ведомства, под текущими расходами на внешнее благоустройство прежде всего понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Речь, в частности, идет о расходах на прокладку дорожек и мощение их тротуарной плиткой, установку скамеек и урн, устройство газонов и цветников, посадку деревьев, кустарников, цветов и газонной травы.
Минфин России почему-то считает, что подобные расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (письма от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 19.06.08 № 03-03-06/1/362). Поэтому чиновники чаще всего утверждают, что в налоговом учете организация не может признать расходы на благоустройство прилегающей территории.
Расходы на благоустройство можно обосновать ссылкой на санитарные правила
Впрочем, ведомство разрешило учесть расходы на озеленение территории организации, основным видом деятельности которой является предоставление санаторно-курортных услуг (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443). Дело в том, что согласно действовавшим в тот период Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Причем площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% от общей площади участка (п. 2.7 СанПиН 2.1.3.1375-03)1.
Видимо, поэтому Минфин России признал, что расходы санатория на озеленение своей территории являются обоснованными и могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Ведь они напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с ведением деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Представляется, что аналогичные аргументы могут использовать компании, занимающиеся другими видами деятельности. Главное, чтобы требование о благоустройстве или озеленении территории было прописано в соответствующих санитарных правилах.
Например, автозаправочные станции и автомойки обязаны создавать санитарно-защитную зону (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Значит, расходы на озеленение площадей таких зон являются для них обоснованными. Вместе с тем налоговики могут посчитать, что расходы на содержание санитарной зоны должны нести специальные организации, эксплуатирующие дороги. Такой же вывод содержится в одном из писем Минфина России (письмо от 08.05.09 № 03-03-06/1/317).
Расходы на создание амортизируемого имущества
Многие компании, помимо текущих расходов на благоустройство прилегающей территории, осуществляют расходы капитального характера, то есть создают объекты внешнего благоустройства стоимостью более 40 000 руб. за единицу и сроком полезного использования свыше 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ). К таким объектам, в частности, относятся контрольно-пропускные пункты около здания, автостоянки, железобетонные заборы и ограждения, системы освещения территории.
Минфин России признает, что подобные объекты внешнего благоустройства являются амортизируемым имуществом. Ведь срок их полезного использования обычно превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Тем не менее амортизация по таким объектам не начисляется. Это прямо прописано в Налоговом кодексе (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Поэтому ведомство отмечает, что капитальные расходы на создание или приобретение подобных объектов при расчете налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 20.05.11 № 03-03-06/4/49).
Читайте на e.rnk.ru
Еще больше полезных материалов
Компаниям приходится отмывать фасады собственных или арендуемых зданий не только после окончания зимнего периода. Такая необходимость может возникнуть в любой момент в течение года, например из-за появления на здании либо тротуаре или ограждении около него самовольной рекламы или граффити.
Налоговики обычно утверждают, что организация не вправе признавать в налоговом учете расходы на мойку фасадов зданий и очистку прилегающей к ним территории от самовольных надписей, рекламы и рисунков. Однако судебная практика свидетельствует, что налогоплательщики находят веские аргументы, чтобы обосновать такие расходы и доказать их необходимость для коммерческой деятельности. Подробнее об этом читайте в статье «Очищать фасады зданий и тротуары от самовольных надписей рискованно с налоговой точки зрения»
Ведомство не разрешает принимать к вычету НДС по расходам на благоустройство территории
Минфин России считает, что расходы организации на благоустройство и озеленение прилегающей к ее зданию территории не связаны с осуществлением операций, облагаемых НДС. Следовательно, «входной» НДС по этим расходам к вычету не принимается (письма от 09.11.11 № 03-03-06/1/736, от 18.10.11 № 03-07-11/278 и от 15.03.11 № 03-03-06/1/136).
Рискованно принимать к вычету НДС по текущим расходам на благоустройство
Аналогичные выводы ведомство сделало и относительно НДС, предъявленного исполнителем при приобретении услуг по уборке снега или мусора (письмо Минфина России от 15.03.11 № 03-03-06/1/136):
« Поскольку указанные услуги (уборка снега, мусора, благоустройство газонов), по нашему мнению, не используются для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, то суммы налога, предъявленного по таким услугам, к вычету не принимаются».
Впрочем, можно предположить, что Минфин России не стал бы возражать против вычета НДС по расходам на благоустройство и озеленение территории, осуществление которых предписано санитарными правилами. Ведь выполнение этих требований напрямую связано с ведением облагаемой НДС деятельности, например с реализацией санаторно-курортных услуг (при условии, что санаторий отказался от освобождения указанных услуг от НДС), продажей ГСМ на автозаправке или услуг по мойке автотранспорта (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Однако писем Минфина России с подобными выводами найти не удалось. В письме, в котором чиновники разрешили санаторию признать расходы на озеленение территории, речь шла исключительно о налоге на прибыль, вопросы вычета НДС в нем не рассматривались (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443).
К сожалению, не нашли мы разъяснений ведомства и о том, как отражать «входной» НДС по приобретенным объектам внешнего благоустройства, являющимся амортизируемым имуществом. Скорее всего, Минфин России откажет в вычете НДС по таким объектам, однако не будет против включения «входного» налога в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ). Тем более что в налоговом учете подобные объекты не подлежат амортизации, и, значит, организация все равно не сможет списать их стоимость в расходы (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Минфин считает, что расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства можно учесть, если они созданы по требованию закона
Объекты внешнего благоустройства, как и любые другие активы, нуждаются в периодическом ремонте и техническом обслуживании. Особенно это заметно после окончания зимнего периода.
Можно учесть расходы на ремонт объекта, превышающие его стоимость
Несмотря на то что в налоговом учете амортизация по таким объектам не начисляется, Минфин России разрешает организациям признавать расходы на их ремонт. Но только при условии, что объекты внешнего благоустройства были созданы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Как, например, в следующей ситуации (письмо Минфина России от 02.04.07 № 03-03-06/1/203):
« Производственные объекты благоустройства компрессорной станции и промплощадки газораспределительной станции (асфальтирование и посадка газонной травы) созданы в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации магистральных газопроводов, и, следовательно, расходы на ремонт и техническое обслуживание указанных объектов могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика».
Ведомство считает, что при подобных обстоятельствах расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства признаются в налоговом учете в месяце их осуществления без каких-либо ограничений (п. 1 ст. 260 и п. 5 ст. 272 НК РФ). Для оформления таких расходов целесообразно составить дефектную ведомость, подтверждающую необходимость проведения ремонтных работ (письма Минфина России от 30.10.07 № 03-03-06/1/745 и от 02.04.07 № 03-03-06/1/203).
Более того, чиновники считают, что компания вправе признать расходы на ремонт амортизируемого имущества, даже если эти расходы соразмерны или превышают первоначальную стоимость самого объекта (письмо Минфина России от 28.10.08 № 03-03-06/1/609).
В ситуации, рассмотренной в этом письме, компания планировала провести капитальный ремонт асфальтового покрытия на территории склада. При этом здание склада было приобретено за 3 млн. руб., а стоимость ремонта подрядная организация оценила в 2,8 млн. руб. Указанные суммы не смутили чиновников. Главное, по их мнению, чтобы расходы соответствовали требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Впрочем, ведомство отметило в том же письме, что для обеспечения равномерного учета расходов на ремонт основных средств организация вправе сформировать в налоговом учете резерв под предстоящие расходы на такой ремонт (п. 3 ст. 260 и ст. 324 НК РФ).
1 Указанные санитарные правила утратили силу. С 17 сентября 2010 года применяются СанПиН 2.1.3.2630-10. В них сохранено аналогичное требование к озеленению территории, но минимальная площадь зеленых насаждений и газонов сокращена до 50% от общей площади участка