В данном случае иностранная организация оформит документы по законодательству своего государства. Подтвердить расходы, понесенные при приобретении услуг за границей, можно документами, оформленными в соответствии с нормами делового оборота страны, в которой совершена сделка.
При расчете налога на прибыль расходы на приобретение неисключительных прав можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Организация должна выполнять обязанности налогового агента по НДС, то есть удержать и перечислить налог в бюджет, только если лицензионные платежи облагаются НДС. Ответ на этот вопрос зависит от того, право на какой вид интеллектуальной собственности получает организация. Если лицензионные платежи не облагаются НДС, удерживать этот налог с них не нужно. Передача и предоставление лицензий, авторских или иных аналогичных прав считаются реализованными на территории РФ, если покупатель осуществляет деятельность в России, покупателем является российская организация. Таблица для определения облагаемых и не облагаемых НДС сделок, заключенных на основании лицензионного договора приведена ниже в полном ответе.
Организация является налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате иностранной организации доходов от использования прав на объекты интеллектуальной собственности. Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) может быть установлен льготный режим налогообложения в отношении некоторых доходов. Если такая льгота установлена международным соглашением, то для того, чтобы не удерживать налог на прибыль налоговый агент должен иметь документ, свидетельствующий, что организация – получатель доходов зарегистрирована в стране, имеющей соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения.
Обоснование
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются документально подтвержденными
Перечень документов
Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:
- первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, товарные и кассовые чеки и т. д.;
- другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).
Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. В частности, каждый первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Отсутствие обязательных реквизитов не позволяет признать документ подтверждающим понесенные расходы. В этом случае для их подтверждения потребуются другие документы. Например, для подтверждения расходов на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет одних только кассовых чеков недостаточно. В кассовом чеке нет наименования должностей и подписей лиц, совершивших операцию и ответственных за ее правильное оформление. Кроме того, кассовый чек свидетельствует лишь о факте оплаты товаров (работ, услуг) (п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470). Поэтому для подтверждения соответствующих расходов в целях налогообложения прибыли помимо кассового чека нужно иметь:
- авансовые отчеты;
- товарные чеки;
- квитанции к приходному кассовому ордеру.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 июня 2013 г. № ЕД-4-3/3/11515.
Документы, оформленные за границей
Ситуация: как подтвердить расходы на приобретение имущества за границей. Покупателем является зарубежное представительство российской организации. Имущество принято на учет головным отделением организации в России
Подтвердить расходы, понесенные при приобретении имущества (работ, услуг) за границей, можно документами, оформленными в соответствии с нормами делового оборота страны, в которой совершена сделка.
При приобретении имущества (работ, услуг) такими документами могут быть контракты, передаточные акты, счета, а также документы, подтверждающие, что с продавцом (исполнителем) рассчитались. Кроме того, для обоснования затрат, понесенных за границей, можно использовать документы, косвенно подтверждающие факт расходов (таможенные декларации, приказы о командировках, проездные документы и т. п.). Такой вывод позволяет сделать пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. При этом документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык (абз. 3 п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Объясняется это тем, что официальное делопроизводство во всех организациях ведется на русском языке как государственном языке России (п. 1 ст. 16 Закона от 25 октября 1991 г. № 1807-1, ст. 68 Конституции РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-05/23, от 20 марта 2006 г. № 03-02-07/1-66.
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как лицензиату отразить в бухучете и при налогообложении лицензионные платежи и расходы, связанные с заключением лицензионного договора
ОСНО: учет лицензионных платежей при расчете налога на прибыль
Лицензионные платежи учитывайте при расчете налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подп. 26, 37 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подробнее об основаниях для учета при расчете налога на прибыль лицензионных платежей для каждого вида интеллектуальной собственности см. таблицу.
Дату признания расходов определяйте в зависимости от метода, которым организация рассчитывает налог на прибыль.
Если организация применяет кассовый метод, налоговую базу уменьшите после получения права и его оплаты. При этом не имеет значения, какие платежи (разовые или периодические) организация перечисляет за право пользоваться объектом интеллектуальной собственности. Такой порядок следует из пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.
Если организация применяет метод начисления, лицензионные платежи учитывайте:
- по мере их начисления – если организация перечисляет периодические платежи;
- равномерно в течение определенного периода (или другим способом, выбранным организацией) – если организация перечисляет единовременный разовый платеж.
Такой порядок следует из пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: будет ли лицензиат налоговым агентом по НДС с выплат по лицензионному договору, заключенному с иностранной организацией-лицензиаром, не стоящей на учете в России
Удержать и перечислить налог в бюджет организация обязана, только если лицензионные платежи облагаются НДС.
Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, право на какой вид интеллектуальной собственности получает организация.
Независимо от применяемого режима налогообложения организация, которая перечисляет лицензионные платежи иностранной организации-лицензиару, не состоящей в России на налоговом учете, является налоговым агентом по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ).
Однако удержать и перечислить налог в бюджет организация обязана, только если лицензионные платежи облагаются НДС. Если лицензионные платежи не облагаются НДС, удерживать этот налог с них не нужно. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Лицензионные платежи облагаются НДС или не облагаются этим налогом в зависимости от вида интеллектуальной собственности, право на использование которой передается, (подп. 1 п. 1 ст. 146 и подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Чтобы определить это, см. таблицу.
Об особенностях удержания НДС с лицензионных платежей в зависимости от момента заключения лицензионного договора см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает (в т. ч. на безвозмездной основе) товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).
Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту. Иностранная организация оказывает ей услуги, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ. На налоговом учете в России она не состоит
Нет, не нужно.
Российские организации, приобретающие работы (услуги) у иностранных организаций, обязаны платить НДС в качестве налогового агента только по тем операциям, которые подлежат налогообложению на территории России. Услуги, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ, освобождены от налогообложения. Следовательно, при оказании этих услуг налоговая база по НДС у иностранной организации не формируется. А значит, рассчитывать сумму налога и перечислять ее в бюджет российская организация, приобретающая такие услуги, не должна. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 октября 2008 г. № 03-07-08/240.
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как определить место реализации товаров (работ, услуг)
Реализация работ или услуг
Услуги иностранных организаций
Порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется и на иностранные организации. Поэтому при заключении договора на выполнение иностранной организацией работ (услуг) выясните, есть ли у нее Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции по форме № 11-СВ-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80. Если иностранная организация не состоит на учете в налоговой инспекции и местом реализации работ (услуг) признается Россия, то НДС за нее должна перечислить российская организация, приобретающая работы (услуги). Это следует из пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Российские налоговые агенты
Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:
- дивидендов российским организациям (п. 3 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
- иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Иностранные налоговые агенты
Иностранная организация, имеющая в России постоянное представительство, признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309 НК РФ).
Перечень налогооблагаемых доходов, полученных иностранными организациями, у которых нет в России постоянных представительств, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ. В него входят:
- дивиденды (участнику российской организации);
- доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества российской организации (в т. ч. при ее ликвидации);
- проценты по долговым обязательствам любого вида, включая государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги;
- доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
- доходы, полученные от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося в России;
- доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в России;
- доходы от сдачи в аренду (субаренду) имущества, используемого на российской территории;
- доходы от международных перевозок;
- штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, допущенное российскими лицами или органами власти;
- доходы от реализации, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
- иные аналогичные доходы.
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль
Льготы
Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) может быть установлен льготный режим налогообложения в отношении некоторых доходов, выплачиваемых иностранным организациям (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 310 НК РФ).
Ситуация: как налоговый агент может подтвердить, что иностранная организация имеет право на освобождение ее доходов от налогообложения либо на применение пониженной ставки налога на прибыль
Налоговый агент должен иметь документ, свидетельствующий, что организация – получатель доходов зарегистрирована в стране, имеющей соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения.
Получить такой документ организация – налоговый агент должна до выплаты доходов. Представить его обязана иностранная организация – получатель доходов. Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ.
Обязательная форма документа, подтверждающего регистрацию получателя доходов в иностранном государстве, законодательно не установлена. Поэтому в качестве такого документа может быть представлена справка или сертификат по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме. Документ может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде. В нем должно быть сказано, что в течение периода, в котором выплачиваются доходы, местонахождением их получателя является государство – участник соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией.
Ежегодно подавать такие документы не требуется. Например, на основании сертификата, выданного в 2016 году, российская организация может применять льготный режим налогообложения при выплате доходов иностранной организации и в последующих налоговых периодах. Это следует из писем Минфина России от 14 апреля 2014 г. № 03-08-РЗ/16905 и от 11 марта 2014 г. № 03-08-05/10344.
На бумаге справка или сертификат могут быть представлены как в оригинале, так и в нотариально заверенной копии. Документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, должен быть заверен подписью уполномоченного лица и печатью (штампом) компетентного ведомства того государства, в котором зарегистрирован получатель доходов. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-08-05.
Кроме того, многие налоговые инспекции требуют, чтобы на документе, подтверждающем местонахождение иностранной организации, был апостиль – заверительная надпись, подтверждающая достоверность самого документа и подлинность имеющихся в нем подписей и печатей. Несмотря на то что налоговым законодательством такие требования не предусмотрены, в постановлении от 28 июня 2005 г. № 990/05 Президиум ВАС РФ подтвердил их правомерность.
Контролирующие ведомства поясняют, что отсутствие апостиля в документах, подтверждающих местонахождение зарубежных контрагентов, допустимо только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено международным договором. В последние годы в проекты протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения, как правило, включаются пункты, позволяющие не проставлять апостиль на сертификатах о резидентстве, выданных компетентными органами иностранных государств. Но если в международном договоре подобной нормы нет, документы, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента иностранного государства, подлежат апостилированию. Об этом, в частности, сказано в письмах Минфина России от 11 октября 2013 г. № 03-08-05/42471 и ФНС России от 10 декабря 2013 г. № ОА-4-13/22146.
Электронные сертификаты, подтверждающие резидентство зарубежных контрагентов, в легализации (апостилировании) не нуждаются. Разумеется, в тех случаях, когда оформление таких документов в электронном виде предусмотрено законодательством иностранного государства. Об этом сказано в письме ФНС России от 24 сентября 2015 г. № ОА-4-17/16778.
Может возникнуть ситуация, когда иностранный партнер не подтвердил свое право на льготное налогообложение, а российская организация все-таки выплатила ему доход, не удержав налог на прибыль. Если в дальнейшем (до налоговой проверки) иностранный партнер представит документ, подтверждающий его право на льготу, то организации, которая не исполнила обязанности налогового агента, не придется платить штраф и пени. Это следует из письма Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-08-13/40642, определений Верховного суда РФ от 12 января 2015 г. № 8231-ПЭК14 и от 23 сентября 2014 г. № 305-ЭС14-1210, постановлений Президиума ВАС РФ от 29 мая 2007 г. № 1646/07 и от 6 февраля 2007 г. № 13225/06.
Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Работы (услуги), связанные с имуществом (строительство, монтаж, сборка, ремонт, техобслуживание и др.)
Работы (услуги) в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта
Аренда, фрахтование
Перевозка, транспортировка
Подбор, предоставление персонала
Работы (услуги), связанные с использованием патентов, лицензий, торговых марок, товарных знаков, программ для ЭВМ, сертификацией продукции и т. п.
Прочие работы (услуги)
Вид работ (услуг) | Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: | Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Работы (услуги), связанные с использованием патентов, лицензий, торговых марок, товарных знаков, программ для ЭВМ, сертификацией продукции и т. п. | ||
Передача и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав | Покупатель осуществляет деятельность в России. То есть покупателем является российская организация, российский предприниматель, гражданин, проживающий в России, или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России** (абз. 2 и 3 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) | Покупателем является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) |
Таблица для определения облагаемых и не облагаемых НДС сделок, заключенных на основании лицензионного договора
Основание: подпункт 1 пункта 1 статьи 146 и подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Объект интеллектуальной собственности, право использования которых передается по лицензионному договору* | Необходимость обложения НДС вознаграждения лицензиара (лицензионных платежей) | |
Объекты авторских прав (произведения науки, литературы и искусства) | программы для ЭВМ и базы данных | нет |
остальные объекты авторских прав | есть | |
Объекты смежных прав: – исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения можно воспроизвести и распространить с помощью технических средств; – фонограммы (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение); – сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания; – базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов; – произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений |
есть | |
Объекты патентных прав (изобретение, полезная модель, промышленный образец) | нет | |
Селекционное достижение | есть | |
Секрет производства (ноу-хау) | нет | |
Топология интегральной микросхемы | нет | |
Товарный знак и знак обслуживания | есть |
* Интеллектуальная собственность в виде фирменного наименования и наименования места происхождения товара не предусматривает возможности распоряжения путем передачи прав использования по лицензионному договору (п. 2 ст. 1474, п. 4 ст. 1519 ГК РФ).
Право использования интеллектуальной собственности в виде коммерческого обозначения регулируется договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии (п. 5 ст. 1539 ГК РФ).