Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности. Поступление плакатов отразите следующим образом:
Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60 - приняты к учету материалы, предназначенные для рекламы.
Отнесите их стоимость на счет 44:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы» - списана стоимость рекламных материалов на основании акта об их расходовании.
При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Избежать проблем с налоговыми органами в части учета таких расходов и предъявления к вычету «входного» НДС по ним можно с помощью надлежаще оформленных договорных отношений. Чтобы организация могла перевыставлять счета и счета-фактуры другой организации (производителю товара) на ее часть рекламы, можно заключить агентский договор.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Бухучет
Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99. Такие расходы должны быть подтверждены документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поскольку рекламой признается распространенная информация, документального подтверждения требует не только заказ самой рекламы, но и ее фактическое распространение (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).
Подтверждением распространения рекламы, в частности, могут быть:
- отчеты распространителей рекламы о проделанной работе, например, о количестве розданных листовок;
- эфирные справки телерадиостанций;
- справки метрополитена об оказании рекламных услуг.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/467, от 22 июня 2012 г. № 03-03-06/2/71.
Затраты на рекламу отражайте на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). К этому счету целесообразно открыть соответствующий субсчет «Расходы на рекламу».
Рекламу размещает сторонняя организация
При размещении рекламы через сторонние организации стоимость их услуг отразите на счете 44. Для этого сделайте такую проводку:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 60
– отражена стоимость рекламных услуг на основании отчета распространителя рекламы.
Если размещение рекламы авансировано на несколько месяцев вперед, то предоплату учтите как аванс выданный:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51 (50)
– оплачено размещение рекламы.
На основании отчета распространителя рекламы признавайте расходы на рекламу в текущих затратах, а аванс зачтите:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 60
– отражена стоимость размещения рекламы сторонней организацией;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– зачтен аванс, выданный в счет оплаты услуг по размещению рекламы.
Организация размещает рекламу самостоятельно
Организация может самостоятельно распространять рекламную продукцию. Приобретенные или изготовленные рекламные материалы, например, канцтовары с логотипом организации, брошюры, каталоги, отразите на счете 10 по фактическим затратам. Аналитический учет ведите отдельно по каждому виду рекламной продукции. Для этого к счету 10 откройте субсчет «Рекламные материалы».
Поступление рекламной продукции отражайте следующим образом:
Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60;
– приняты к учету материалы, предназначенные для раздачи в рекламных целях.
После раздачи материалов отнесите их стоимость на счет 44:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»
– списана стоимость рекламных материалов на основании акта об их расходовании.
При раздаче (например, на выставках, демонстрациях) в рекламных целях товаров, которые изначально предполагалось продавать, их стоимость отразите на счете 41 субсчет «Товары, переданные в рекламных целях». А после раздачи образцов на основании отчета распространителя рекламы спишите стоимость розданных товаров в расходы – в дебет счета 44 субсчет «Рекламные расходы».
Аналогично отражайте в бухучете готовую продукцию, переданную в рекламных целях.
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, рекламные расходы признавайте в том периоде, в котором реклама была фактически распространена (п. 1 ст. 272 НК РФ). При использовании кассового метода расходы на рекламу признавайте в том периоде, в котором они оплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Если договор предполагает не разовое распространение рекламных услуг, а в течение некоторого периода, например, года, то рекламные расходы признавайте:
- по мере выхода рекламы в свет на основании отчета распространителя рекламы;
- ежемесячно равными частями в течение периода действия договора, если отчет о размещении рекламы выдается ежемесячно либо публикация круглогодичная.
Ненормируемые расходы
При расчете налога на прибыль учитывайте в полном объеме следующие рекламные расходы:
- рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет), а также при кино- и видеообслуживании (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/591);
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Об учете затрат на создание сайта в составе расходов на рекламу см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении расходы на создание сайта.
Нормируемые расходы
При расчете налога на прибыль учитывайте в пределах норм следующие рекламные расходы:
- приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям – участникам массовых рекламныхмероприятий;
- расходы на иные виды рекламы, которые не включены в перечень.
Уменьшить прибыль на нормируемые рекламные расходы можно в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации товаров, работ и услуг. Подробнее об определении нормативов см. Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы.
Из статьи журнала «Учет в туристической деятельности», № 6, июнь 2009
Турфирма участвует в совместной рекламе
Турфирмы могут проводить рекламную кампанию вместе с другими организациями, например с производителями товаров, магазинами, радио. Рассмотрим, каким образом оформить договорные отношения между организациями при совместной рекламе, как учитывать рекламные расходы турфирме в бухгалтерском учете и в целях налогообложения.
Учет рекламных расходов
В бухгалтерском учете рекламные траты турфирмы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). При этом они не нормируются и включаются в расходы полностью в том отчетном периоде, к которому относятся.
А в целях налогообложения прибыли рекламные расходы относятся к прочим (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Правда, в отличие от бухгалтерского в налоговом учете некоторые рекламные расходы нормируются (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). К примеру, это касается расходов турфирмы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей. Они принимаются в размере 1 процента выручки от реализации.
Мало того, рекламные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, то есть если они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Доказательством экономической оправданности рекламных расходов у турфирмы являются стабильные объемы реализации туристского продукта. Кроме того, весьма актуальны справочные документы, отчеты маркетологов, подтверждающие рост объемов реализации туристского продукта в течение определенного периода, например после проведения рекламной акции.
Расходы при «упрощенке»
Если объект налогообложения «доходы минус расходы», турфирма может учесть рекламныерасходы в целях исчисления единого налога (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Причем в том же порядке, что и при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Иначе говоря, некоторые траты (скажем, расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей) можно принимать только по нормативам.
Распределение расходов между участниками совместной рекламы
При совместной рекламе на одном рекламном щите, плакате, выпускаемых листовках, в рекламных каталогах, статьях содержится информация об обеих организациях – участниках данной акции. При этом договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры оформляются на одну организацию. Но она не может учесть все рекламные расходы, ведь рекламируются услуги сразу двух организаций.
Избежать проблем с налоговыми органами в части учета таких расходов и предъявления к вычету «входного» НДС по ним можно с помощью надлежаще оформленных договорных отношений. Чтобы организация, заключившая договор с рекламным бюро, могла перевыставлять счета и счета-фактуры другой организации на ее часть рекламы, между участниками совместной акции можно заключить агентский договор (ст. 1005 Гражданского кодекса РФ). В нашем случае договор с рекламным бюро заключает агент, который несет ответственность за исполнение обязательств, в частности, по оплате предъявляемых рекламных расходов.
При этом денежные средства, поступающие от принципала в адрес организации, которая выступает агентом, в счет возмещения затрат на рекламу, нельзя рассматривать как доход (подп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Обратите внимание
Одно из условий исполнения агентского договора – предъявление агентом отчетов принципалу. И если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агент должен приложить необходимые доказательства расходов, произведенных им за счет принципала (ст. 1008 Гражданского кодекса РФ).
Порядок выставления счетов-фактур в рамках исполнения агентского договора утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.
Так, если агент заказывает услуги от своего имени, рекламное бюро будет выставлять на его имя счет-фактуру на всю сумму затрат по рекламной кампании. Агент в свою очередь должен выписать на имя принципала счет-фактуру (только в доле расходов затрат принципала) с теми же показателями, что отражены в счете-фактуре рекламщика. Выданный агентом счет-фактуру принципал может включить в книгу покупок и предъявить НДС по нему к зачету.
Агент же зарегистрирует в книге продаж счет-фактуру, выдаваемый принципалу на сумму агентского вознаграждения, а также счет-фактуру, полученный от рекламщика (но только в доле своих затрат на рекламу).
ПРИМЕР
Турфирма ООО «Время отдыхать» заключила договор с ООО «Спорт» о совместной рекламе. Стоимость рекламной кампании составила 188 800 руб. (в том числе НДС – 28 800 руб.). В соответствии с договором стороны обязуются нести расходы по выполнению мероприятий в равных долях.
Для выполнения договора ООО «Время отдыхать» предоставляет право ООО «Спорт» заключать от своего имени любые договоры и совершать иные сделки, направленные на реализацию рекламных мероприятий. Вознаграждение ООО «Спорт» за это – 1,5 процента от суммы рекламных расходов, подлежащих уплате турфирмой (включая НДС).
Стоимость услуг рекламной кампании, приходящихся на долю турфирмы, составила 94 400 руб. (в том числе НДС – 14 400 руб.). Таким образом, вознаграждение агента – 1416 руб. (94 400 руб. х 1,5%). В том числе НДС – 216 руб.
Учетной политикой турфирмы ООО «Время отдыхать» определено, что рекламные расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
В бухучете турфирмы будет отражено:
Дебет 44 Кредит 76
– 81 200 руб. (94 400 – 14 400 + 1416 – 216) – отражены рекламные расходы ООО «Время отдыхать», в том числе вознаграждение ООО «Спорт» на основании отчета;
Дебет 19 Кредит 76
– 14 616 руб. (14 400 + 216) – отражен НДС, относящийся к рекламным расходам;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
– 14 616 руб. – предъявлен НДС к вычету при наличии счета-фактуры от ООО «Спорт»;
Дебет 76 Кредит 51
– 95 816 руб. (94 400 + 1416) – перечислены денежные средства ООО «Спорт».