Да, нужно в обязательном порядке.
Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием. Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ. Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. При горении природного газа в стационарном источнике выделяются следующие вредные продукты сгорания:
– сероводород;
– углерода оксид.
Указанные химические элементы поименованы в перечне, утвержденном приказом Минприроды России от 31.12.2010 г. № 579.
Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Учесть все эти факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора по расчету указанных норм. Таким образом, Вам необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора за соответствующим разъяснениями.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» vip – версия и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» vip – версия
1. Рекомендация: Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием*.
Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.
Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.
Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.
Виды негативного воздействия
Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:
· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
· *сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
· загрязнение недр, почв;
· размещение отходов производства и потребления;
· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
· другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:
· атмосферные выбросы стационарными и передвижными объектами;
· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
· размещение отходов производства и потребления.
Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
Выбросы в атмосферу
Обязанность вносить плату за атмосферные выбросы возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.*
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. ПРИКАЗ МИНПРИРОДЫ РОССИИ от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию»
«Приложение 2
к приказу
Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию
N
п/п
Наименование загрязняющего вещества
1
2
1.
Азота диоксид
2.
Аммиак
3.
Бенз/а/пирен
4.
Бензол
5.
Кадмий и его соединения
6.
Летучие органические соединения (за исключением метана)
7.
Метан
8.
Мышьяк и его соединения
9.
Никель и его соединения
10.
Озон
11.
Полихлорированные дибензо-п-диоксины и дибензофураны
12.
Ртуть и ее соединения
13.
Сажа (углерод)
14.
Свинец и его соединения
15.
Сероводород
16.
Серы диоксид
17.
Твердые частицы размером менее 10 мкм
________________
После разработки соответствующих методик определения и гигиенических (экологических) нормативов качества атмосферного воздуха для данных веществ.
18.
Твердые частицы размером менее 2,5 мкм
________________
После разработки соответствующих методик определения и гигиенических (экологических) нормативов качества атмосферного воздуха для данных веществ.
19.
Углерода оксид
»
3. Рекомендация: Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды
Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.
По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:
· предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
· временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
· сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.
Это следует из положений пункта 5.1 и приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 26 января 1993 г.
Виды загрязнений
В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:
· атмосферные выбросы стационарными и передвижными объектами;*
· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
· размещение отходов производства и потребления.
Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
Нормативы выбросов и загрязнений
Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:*
· количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
· количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.*
Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:*
· количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
· наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
· степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
· наличие и эффективность очистных сооружений;
· объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.
Учесть все эти факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно*. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.
Такой порядок следует из положений статей 11, 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора*. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа должна быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.
Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:*
· источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
· перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
· количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.
Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.
Результаты инвентаризации используйте для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 12 п. 20 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703).
Порядок разработки нормативов зависит от вида загрязнения окружающей среды.
Нормативы выбросов в атмосферу
При разработке нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу руководствуйтесь письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333.
Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.
Предельно допустимые выбросы определяются по каждому стационарному источнику выбросов, по организации в целом или по ее отдельным производственным территориям. Предварительно необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии этих выбросов действующим санитарным правилам.*
Расчеты загрязнения атмосферы для установления нормативов выбросов для действующих и проектируемых объектов выполняются по методике ОНД-86, утвержденной Госкомгидрометом СССР от 4 августа 1986 г. № 192.
Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) вредных выбросов в атмосферу. Это следует из пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183, пункта 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени