основные средства, приобретенные за плату, в бухгалтерском и налоговом учете принимайте по первоначальной стоимости. В бухучете затраты, связанные с приобретением основных средств, отражайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Принятие основных средств к учету отражайте на счете 01 «Основные средства». В бухучете стоимость основных средств погашайте путем начисления амортизации. В налоговом учете со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию начните начислять амортизацию. Налог на имущество платить не нужно, так как движимое имущество, принятое на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 года, не признается объектом обложения налогом на имущество. Более подробно бухгалтерский учет приобретения основного средства вы можете посмотреть в Рекомендации № 1.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату
Формирование первоначальной стоимости
Основные средства, приобретенные за плату, принимайте к бухучету по первоначальной стоимости* (п. 7 ПБУ 6/01).
В первоначальную стоимость приобретенных основных средств включите:*
суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования (например, стоимость услуг транспортной организации, зарплату сотрудников, которые осуществляли сборку и монтаж);
суммы предъявленного НДС (в тех случаях, когда не планируется использование основного средства в деятельности, облагаемой этим налогом).
Подробный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость приобретенных основных средств, приведен в таблице.*
Первоначальную стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяйте на основании:*
первичных учетных документов (накладных, актов приемки-передачи и т. д.);
любых других документов, подтверждающих понесенные затраты (таможенных деклараций, приказов о командировке и т. д.).
К учету принимайте документы, которые составлены по унифицированным формам или содержат обязательные реквизиты,* предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Такой порядок предусмотрен статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Приемка ОС
Для приема поступающих основных средств в организации следует создать комиссию, которая должна определять:*
соответствует ли основное средство техническим условиям и можно ли ввести его в эксплуатацию;
требуется ли доведение (доработка) основного средства до состояния, пригодного к использованию.
Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Документальное оформление
После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Для этого можно составить акт либо по унифицированной форме № ОС-1, либо по самостоятельно разработанной форме.* Организации вправе самостоятельно разработать форму акта, зафиксировав этот выбор в учетной политике (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Акт по форме № ОС-1 заполните при поступлении основных средств (кроме зданий и сооружений)* (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Порядок составления акта зависит от того, как учитывалось полученное имущество у поставщика – как товар или в составе основных средств.
Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б) на каждый объект (группу объектов) основного средства заполните инвентарную карточку по форме № ОС-6 (ОС-6а) или инвентарную книгу по форме № ОС-6б* (предназначена для малых предприятий). Инвентарную карточку (книгу) заполняйте в одном экземпляре на основании данных акта и сопроводительных документов (например, технических паспортов). В дальнейшем в карточку (книгу) вносите сведения обо всех изменениях, влияющих на учет основного средства (переоценка, модернизация, внутреннее перемещение, выбытие). Сведения вносите на основании соответствующих документов (например, акта о приеме-сдаче модернизированных основных средств по форме № ОС-3, накладной на внутреннее перемещение по форме № ОС-2).
Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Бухучет
В бухучете затраты, связанные с приобретением основных средств, отражайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Принятие основных средств к учету отражайте на счете 01 «Основные средства» или счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности»,* к которым откройте субсчета «Основное средство на складе (в запасе)» и «Основное средство в эксплуатации».
Если по времени постановка объекта основных средств на учет и его ввод в эксплуатацию совпадают, в учете сделайте проводки:*
Дебет 08 Кредит 60 (76)
– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 08 Кредит 23 (26, 70, 76...)
– отражены затраты на приобретение имущества, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по приобретенному имуществу, которое будет учтено в составе основных средств, и затратам на доведение его до состояния, пригодного к использованию;
Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.
Если моменты постановки основного средства на учет и его ввода в эксплуатацию не совпадают, сделайте проводки:*
Дебет 08 Кредит 60 (76)
– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;
Дебет 08 Кредит 23 (26, 70, 76...)
– отражены затраты, связанные с приобретением имущества, которое будет учтено в составе основных средств, и расходы на доведение его до состояния, пригодного к использованию;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по приобретенному имуществу, которое будет учтено в составе основных средств, и затратам на доведение его до состояния, пригодного к использованию;
Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство на складе (в запасе)» Кредит 08
– учтено имущество в составе основных средств по первоначальной стоимости.
Такой порядок следует из пункта 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 10 октября 2003 г. № 91н, и Инструкции к плану счетов.
В бухучете стоимость основных средств погашайте путем начисления амортизации.* По основным средствам некоммерческих организаций начисляется износ. Такой порядок предусмотрен в пункте 17 ПБУ 6/01.
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация: Как отразить при налогообложении приобретение основных средств за плату
ОСНО: налог на прибыль
В налоговом учете основные средства, приобретенные за плату, отражайте по первоначальной стоимости.*
Со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию начните начислять амортизацию* (п. 4 ст. 259 НК РФ).
ОСНО: НДС
После того как основное средство будет принято на учет, «входной» НДС принимайте к вычету* (ст. 171 НК РФ). При этом одновременно должны быть соблюдены другие условия.
Если организация выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции и основное средство используется в обоих видах деятельности, «входной» налог со стоимости основного средства нужно распределить* (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Налог на имущество
Со следующего месяца после принятия объекта основных средств к учету (отражения на счете 01 или 03) включите его стоимость в базу по налогу на имущество – при условии, что он принят на учет в качестве объекта основных средств до 1 января 2013 года (п. 1 ст. 374 НК РФ). Движимое имущество, принятое на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 года, не признается объектом обложения налогом на имущество (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Поэтому, если движимое имущество принято организацией к учету в качестве основных средств в 2013 году, исчислять налог на имущество с его стоимости не нужно.*
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
С уважением,
Заместитель начальника группы Горячая линия Пушечкина Ольга
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени