Безопаснее выполнить требование налоговой инспекции. Однако, если есть желание спорить с проверяющими, то можно использовать следующие аргументы. Статья 83 НК РФ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей вставать на налоговый учет в случае открытия обособленных подразделений по месту осуществления деятельности этих подразделений. Но в данном случае установленный торговый автомат не удовлетворяет главному критерию признания подразделения обособленным, а именно, создание стационарного рабочего места, оборудованного сроком свыше 1 месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ). Следовательно, основания для регистрации формально отсутствуют. Другие основания статьи 83 НК РФ (местонахождение недвижимого имущества или транспортных средств) для обязанности регистрации также не выполняются (торговый автомат не является недвижимым имуществом или транспортным средством). Обратите внимание, если организация в отношении вендингового оборудования применяет ЕНВД, то постановка на налоговый учет является обязательной в силу п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация: Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Постановка на учет
Постановка на учет по местонахождению организации производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).
Порядок постановки на учет (снятия с учета) организаций по местонахождению обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств утвержден приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.
При наличии обособленных подразделений организация должна встать на учет в налоговых инспекциях по местонахождению каждого из них. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ.*
Постановку на учет по местонахождению обособленного подразделения (кроме филиалов и представительств) налоговая инспекция осуществляет на основании сообщения, поданного организацией. Подать такое сообщение нужно даже в том случае, если обособленное подразделение создается на территории, подведомственной той же налоговой инспекции, в которой на учете состоит сама организация. Постановка на учет по местонахождению филиала или представительства производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений ЕГРЮЛ.
Такой порядок следует из положений абзаца 1 пункта 4 статьи 83, абзаца 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946.
Если в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, создается несколько обособленных подразделений, организация может встать на учет один раз в любой из этих инспекций по своему усмотрению. Сведения о выбранной налоговой инспекции организация указывает в уведомлении, которое представляется в налоговую инспекцию по местонахождению организации. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488.*
Чтобы поставить на учет принадлежащее организации недвижимое имущество или транспортное средство, в налоговую инспекцию по их местонахождению обращаться не нужно. Инспекция сделает это самостоятельно на основании сведений, предоставленных ей подразделениями Росреестра или ГИБДД. Такие правила установлены в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ и пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.
Ситуация: нужно ли встать на налоговый учет по месту проведения рекламной акции. Сотрудники организации проводят рекламную акцию товара (услуги) вне территории организации (например, на территории торгового центра)
Да, нужно, если в местах проведения рекламной акции (торговом центре) образуются стационарные рабочие места для сотрудников.
По общему правилу организация должна встать на налоговый учет по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным подразделением признается подразделение организации, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. В налоговом законодательстве стационарным рабочим местом является рабочее место, созданное на срок более одного месяца. Об этом сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. При этом рабочее место считается оборудованным, если для сотрудника созданы все условия, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. Кроме того, рабочее место должно находиться под прямым или косвенным контролем организации-работодателя (ст. 209 ТК РФ). Если в ходе рекламной акции эти условия не выполняются, оснований для постановки на налоговый учет по месту ее проведения у организации нет. К такому выводу Минфин России пришел с учетом существующей арбитражной практики (письма от 3 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-493, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-176, постановления ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. № КА-А40/817-09, от 30 июля 2004 г. № КА-А41/6389-04, Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2006 г. № Ф08-6161/2006, от 21 сентября 2006 г. № Ф08-4234/2006).*
Если в ходе рекламной акции сотрудникам на срок более одного месяца предоставляются стационарные рабочие места, возникает обособленное подразделение. В этом случае организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту проведения рекламной акции (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Внимание: если по местонахождению обособленного подразделения организация будет вести деятельность без постановки на налоговый учет, это может повлечь за собой штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности установлены статьей 116 Налогового кодекса РФ.
Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщика
Если организация не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то ее могут привлечь к налоговой ответственности (п. 5 ст. 23 НК РФ).
Сергей Разгулин,
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Статья: Вендинг и ЕНВД: что нужно знать при ведении торговли через автоматы
Постановка на учет
В настоящее время в ОКВЭД такой вид деятельности, как вендинг, не предусмотрен, поэтому необходимо использовать коды ОКВЭД в зависимости от вида торгового автомата. Например, при осуществлении торговли через автоматы для снеков, продуктов питания и кофе используют код 52.63 «Прочая розничная торговля вне магазинов» и 55.52 «Поставка продукции общественного питания». Для автоматов по продаже соков и безалкогольных напитков применяется код 52.25.2 «Розничная торговля безалкогольными напитками». А при установке аппаратов по продаже прессы указывается код 52.47.2 «Розничная торговля газетами и журналами».
Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют розничную торговлю через автоматы, должны встать на учет в качестве плательщиков единого налога на вмененный доход по месту осуществления предпринимательской деятельности (при использовании автоматов, относящихся к объектам стационарной торговой сети) либо по месту нахождения организации или месту жительства ИП (при использовании передвижных автоматов). Причем зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД необходимо в течение пяти дней со дня начала осуществления «вмененной» деятельности (п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ).*
В случае, когда организация (предприниматель) устанавливает торговые автоматы на разных территориях в пределах одного городского округа, которые обслуживаются разными ИФНС, то достаточно зарегистрироваться в одной из налоговых инспекций города.
А если фирма (коммерсант) осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли с использованием торговых автоматов в различных муниципальных образованиях (городских округах и муниципальных районах), то она должна зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД на территории каждого муниципального образования, в котором ведется указанная предпринимательская деятельность. В подобном случае сумма единого налога будет исчисляться по каждому муниципальному образованию отдельно. При этом налоговую отчетность необходимо представлять по месту каждой постановки на учет (см. письма Минфина России от 08.06.2010 № 03-11-11/160 и от 26.03.2010 № 03-11-04/3/47). Заметим, что, если в каком-либо муниципальном образовании, где будут установлены торговые автоматы, не введена «вмененка» в отношении розничной торговли, налогоплательщику придется применять УСН или общую систему налогообложения.
ЖУРНАЛ «ВМЕНЕНКА», №11, НОЯБРЬ 2010
3. Комментарий к статье 83 Налогового кодекса РФ
Учет налогоплательщиков производится в целях проведения налогового контроля (ст. 82 Налогового кодекса РФ). Делается это путем постановки на учет и снятия с учета (ст. 84 Налогового кодекса РФ). При этом в статье 83 Налогового кодекса РФ речь идет именно об учете налогоплательщиков (а не об учете плательщиков сборов).
Учет налогоплательщиков возлагается на налоговые органы:
по месту нахождения организации. При этом следует учесть, что в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения российских организаций (ст. 11 Налогового кодекса РФ) определяется местом государственной регистрации юридического лица, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Место нахождения иностранных организаций определяется исходя из законодательства, действующего в соответствующем государстве;
по месту нахождения филиалов, представительств, а также любых иных территориально обособленных подразделений организации, в том числе филиалов и представительств иностранных организаций;*
по месту жительства физического лица (включая индивидуальных предпринимателей). В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства физического лица признается место, где оно постоянно или преимущественно проживает;
по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 85 Налогового кодекса РФ).
Особые правила предусмотрены для учета налогоплательщиков организации, в состав которой входят территориально обособленные подразделения. При этом следует иметь в виду, что:
к организациям (о которых идет разговор в комментируемой статье) относятся как российские, так и иностранные юридические лица;
к обособленным подразделениям относятся созданные на территории РФ филиалы, представительства и другие обособленные структуры российских организаций;
филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, созданные на территории РФ, охватываются понятием «иностранные организации». Особенности учета последних устанавливаются Минфином России;
организация, в собственности которой находится недвижимое имущество, – это как российские юридические лица, так и иностранные организации, имеющие на территории РФ недвижимость, подлежащую налогообложению.
Все упомянутые выше организации обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения: во-первых, самой организации; во-вторых, каждого обособленного подразделения; в-третьих, объектов своей недвижимости, подлежащих налогообложению; в-четвертых, своих транспортных средств, подлежащих налогообложению. Что же касается филиалов и представительств иностранного юридического лица, то они подлежат как организация в целом.*
Однако обратите внимание: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, могут не ставить на учет те подразделения, которые находятся в ведении той же налоговой, что и сама организация.
На Минфин России возложены функции определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций и налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков – российских организаций утверждены приказом от 31 июля 2005 г. № 85н.
В связи с принятием Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» на Министерство финансов России были возложены также функции, связанные с определением особенностей учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с данным Федеральным законом.
Эти особенности утверждены Приказом Минфина РФ от 8 февраля 2011 г. № 14н.
Формы для постановки на учет иностранных организаций и порядок их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80@.
В связи с введением в действие главы 26.4 Налогового кодекса РФ особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются нормами статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Применяя правила пункта 2 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующее:
а) они относятся лишь к индивидуальным предпринимателям и организациям;
б) налогоплательщики, указанные в пункте 2 статьи 83 Налогового кодекса РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах независимо от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Не играет роли и то, относится ли юридическое лицо к коммерческим организациям и осуществляет ли оно предпринимательскую деятельность.
В соответствии с правилами пункта 3 комментируемой статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮП и ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством РФ в постановлении от 26 февраля 2004 г. № 110. Учет налогоплательщиков осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика. К заявлению налогоплательщик прилагает документы, перечисленные в пункте 1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.
Заявление о постановке на учет подается исключительно в налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица (юридический адрес) или жительства физического лица – предпринимателя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ российская организация обязана уведомить в соответствии с предусмотренными статьей 23 Налогового кодекса РФ правилами налоговый орган по месту нахождения данной организации. То есть уведомление подается не в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, как это делалось некоторое время назад, а по месту регистрации организации в целом. Сама же постановка на учет осуществляется налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения на основании данных, содержащихся в государственном реестре.
В соответствии с письмом ФНС РФ от 3 сентября 2010 г. № МН-37-6/10623@ «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ» налоговый орган по месту нахождения организации обязан направить соответствующие сведения о филиале, представительстве, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в электронном виде в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации не позднее следующего рабочего дня после дня их получения для постановки организации на учет.
Постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иного обособленного подразделения осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней соответственно со дня получения данным налоговым органом сведений о филиале, представительстве, содержащихся в ЕГРЮЛ, или со дня получения от этой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ сообщения организации о создании обособленного подразделения налоговым органом по месту нахождения организации.
В тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.
Иностранные организации подают в налоговые органы по месту осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации заявления о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной Приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80@.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственным разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемых организацией самостоятельно.*
Правила пункта 5 комментируемой статьи распространяются на все категории налогоплательщиков и применяются, если у упомянутых выше лиц имеется подлежащая налогообложению недвижимость и транспортные средства.
Местом нахождения имущества признается для:
морских (например, атомный ледокол, океанский лайнер и т.д.), речных (например, катер типа «Метеор», «Комета» и т.д.), воздушных (например, самолет, вертолет) судов – место нахождения собственника-организации или место жительства собственника – физического лица;
транспортных средств, не указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ (например, автомобилей, тракторов, локомотивов и др.), – место (порт) приписки или государственной регистрации (например, автомобиль индивидуального предпринимателя регистрируется органами ГИБДД по месту его жительства). Лишь при отсутствии таковых местом нахождения упомянутых в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ транспортных средств признается соответственно место нахождения (место жительства) их собственника;
недвижимости, т.е. зданий, сооружений, иных объектов, отнесенных ГК РФ к недвижимому имуществу, исключая транспортные средства, указанные в пункте 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ (хотя по нормам гражданского законодательства и они, как подлежащие госрегистрации, являются разновидностью недвижимого имущества, для целей налогообложения приоритет имеют правила ст. 83 Налогового кодекса РФ), – место фактического нахождения имущества.
Юридическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение или оперативное управление.
В свою очередь, органы, осуществляющие учет и (или) госрегистрацию недвижимости и транспортных средств, должны сообщить в налоговый орган сведения, указанные в статье 85 Налогового кодекса РФ.
Правила пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ распространяются и на случаи снятия с учета.
Правила пункта 6 комментируемой статьи относятся лишь к нотариусам и адвокатам. Что же касается других физических лиц, осуществляющих на свой риск предпринимательскую деятельность, но при этом не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, то им посвящены правила пункта 7 статьи 83 Налогового кодекса РФ, которые мы рассмотрим с вами ниже.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговой инспекцией по месту его жительства на основании сведений, которые им передают органы юстиции и адвокатские палаты (п. 6 ст. 83 Налогового кодекса РФ).
На советы адвокатских палат субъектов РФ возложена передача сведений в налоговые органы по своему месту нахождению:
об адвокатах, которые являются членами адвокатской палаты субъекта РФ,
об избранной ими форме адвокатского образования,
о принятых решениях о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката (п. 2 ст. 85 Налогового кодекса РФ).
Постановку нотариусов на учет в налоговых органах по месту их жительства осуществляют сами налоговые инспекции (п. 6 ст. 83 Налогового кодекса РФ) на основании сведений, которые им передают уполномоченные органы (органы юстиции). Напомним: органы юстиции выдают лицензии на право нотариальной деятельности и наделяют нотариусов полномочиями. Согласно пункту 1 статьи 85 Налогового кодекса РФ они обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о физических лицах:
получивших лицензии на право нотариальной деятельности или назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;
освобожденных от должности нотариуса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет физического лица осуществляется:
1) налоговым органом по месту жительства физического лица;
2) на основе информации, представляемой органами, регистрирующими физических лиц по месту жительства. То есть органами внутренних дел, органами ЗАГСа, органами опеки и попечительства, органами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии с правилами статьи 85 Налогового кодекса РФ.
Особенности правил пункта 8 статьи 83 Налогового кодекса РФ состоят в том, что:
а) они императивны;
б) они применяются лишь в случаях постановки на налоговый учет физического лица по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости и транспортных средств;
в) они предписывают налоговым органам: незамедлительно и в письменной форме уведомить физическое лицо о его постановке на налоговый учет с указанием присвоенного ИНН (это предусмотрено в пункте 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ).
Анализ правил пункта 9 комментируемой статьи показывает, что они подлежат применению лишь постольку, поскольку у налогоплательщиков возникли трудности (связанные, например, с незнанием закона, неясностью положений акта законодательства о налогах и т.п.) с определением места постановки на учет: самого налогоплательщика, филиала (представительства) организации, недвижимого имущества и т.д.
В этих случаях именно налоговый орган (по месту нахождения или жительства налогоплательщика) принимает решение:
о месте постановки на налоговый учет;
на основе представленных самими налогоплательщиками данных (документов, предметов, объяснений и т.п.) (ст. 84 Налогового кодекса РФ).
Решение должно быть в письменной форме и сообщено налогоплательщику в сроки, указанные в пункте 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ.
Правила пункта 10 комментируемой статьи:
а) касаются постановки на учет всех налогоплательщиков;
б) предписывают налоговым органам принимать исчерпывающие меры к постановке на налоговый учет, когда они получили соответствующие данные и сведения от органов, упомянутых в статье 85 Налогового кодекса РФ, и речь идет о постановке на налоговый учет;
в) устанавливают, что меры, упомянутые в пункте 10 статьи 83 Налогового кодекса РФ, должны быть приняты налоговыми органами независимо от того, подал ли сам налогоплательщик заявление о постановке на учет или нет. Более того, эти меры необходимо принять еще до подачи указанного заявления на основе данных соответствующих органов государственной регистрации.
Постановка на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (например, независимо от наличия льгот по налогообложению).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени