Крупной считается неуплаченная сумма, превышающая 2 млн. руб. по всем налогам (без учёта пеней и штрафов) суммарно за три года подряд или меньший период.
Чтобы определить выполняется ли условие отнесения неуплаченной суммы к крупной, по признаку доли (10%) от суммы подлежащих к уплате налогов, нужно сумму доначисленных по результатам проверки налогов (без учёта пеней и штрафов) разделить на общую сумму всех налогов, начисленных за три года, срок уплаты которых за этот период наступил.
При этом в расчёт берётся не вся сумма налогов, доначисленная по результатам проверки, а лишь не уплаченная на дату истечения сроков для подачи материалов в следственные органы.
Порядок исчисления доли подробно изложен в прилагаемом файле.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и Системы Главбух vip -версия
Статья: Как узнать, будут ли переданы в следственные органы материалы налоговой проверки
Крупным размером в целях применения статьи 199 УК РФ признается сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб. Но при этом доля неуплаченных налогов и сборов должна превышать 10% суммы, подлежащей уплате в бюджет, либо превышать 6 млн. руб.
Предположим, в ходе проверки организации инспекторы выявили неуплату налогов. Как узнать, будут ли они передавать в следственные органы материалы проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела? Отметим, что такая обязанность налоговиков предусмотрена пунктом 3 статьи 32 НК РФ при выполнении следующих условий:
- в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов, которое направляется на основании решения о привлечении к ответственности, налогоплательщик не исполнил его в полном объеме. При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (п. 5 ст. 6.1 НК РФ);
- размер указанной недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Материалы должны быть переданы в следственные органы в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств.* Кстати, если размер недоимки, выявленный в ходе проверки, превышает предельные значения, указанные в статье 199 УК РФ, то в направляемом требовании налоговики должны предупредить о своей обязанности направления материалов в следственные органы (абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу решения инспекции (п. 2 ст. 70 НК РФ). А вступает оно в силу, если не подана апелляционная жалоба, по истечении 10 дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если жалоба подана — со дня утверждения решения вышестоящим налоговым органом (п. 9 ст. 101 и п. 3 ст. 140 НК РФ). Само же требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если в нем не указан более продолжительный период (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Заметим, поскольку в перечисленных нормах срок установлен не в календарных днях, его исчисление производится в рабочих днях.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Таким образом, с учетом дополнительного двухмесячного срока, указанного в пункте 3 статьи 32 НК РФ, налогоплательщику дается достаточное время для того, чтобы полностью уплатить выявленную недоимку*, предотвратив тем самым направление материалов в след- ственные органы (см. пример 1).
ПРИМЕР 1
Организация 16 мая 2011 года по результатам проведения выездной налоговой проверки получила решение о привлечении к налоговой ответственности. Налогоплательщик 30 мая 2011 года подал апелляционную жалобу. Вышестоящим налоговым органом 29 июня 2011 года жалоба рассмотрена, и решение о привлечении к налоговой ответственности утверждено в полном объеме. Следовательно, 29 июня 2011 года указанное решение вступило в силу. Инспекция 8 июля 2011 года выставила требование на уплату налогов, пеней и штрафов по результатам проверки. В нем указан срок для погашения соответствующей задолженности — 20 июля 2011 года. До этой даты и по истечении двух месяцев (до 20 сентября 2011 года) организация суммы недоимки не уплатила.
В данном примере с момента получения решения о привлечении к налоговой ответственности организация имела возможность погасить соответствующие суммы недоимки в течение более четырех месяцев (с 16 мая по 20 сентября 2011 года).
Таким образом, при соблюдении иных условий материалы проверки должны быть направлены в следственные органы не позднее 4 октября 2011 года.
Предположим, у организации не хватило денежных средств для полного погашения недоимки и она оплатила суммы, отраженные в требовании, лишь частично. Или компания вообще не заплатила ни рубля из указанных сумм. Как определить, будут ли соответствующие материалы переданы в следственные органы?
Остаток недоимки больше 2 млн. руб., но меньше 6 млн. руб. В данной ситуации материалы будут направлены в следственные органы только при условии, что сумма недоимки составит более 10% подлежащих уплате сумм налогов или сборов. Разъяснения, как рассчитать указанное превышение, содержатся в пунктах 11 и 12 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64:
- при расчете нужно складывать как суммы неуплаченных налогов по каждому их виду, так и суммы сборов. То есть в расчете участвуют сразу все суммы неуплаченных налогов и сборов, а не делается расчет в отношении каждого налога или сбора*;
- в расчете учитываются суммы только тех налогов или сборов, которые не были уплачены по истечении налоговых периодов в соответствии с НК РФ. Значит, суммы страховых взносов, не предусмотренных НК РФ, в нем не участвуют. Кроме того, налоговики по ним проверок не проводят;
- крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли. Например, проверка по налогу на прибыль за 2008—2010 годы проведена в июле 2011 года. Несмотря на то что срок уплаты налога за 2010 год выходит за пределы указанного трехлетнего срока (он должен быть уплачен не позднее 28 марта 2011 года), неуплаченная сумма налога за этот год учитывается при расчете. Причем рассматриваемая ответственность может наступить и за отдельный налоговый период, если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов или сборов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты (например, при проведении выездной проверки за один год или камеральной проверки по НДС за один квартал);
- исчисляя долю неуплаченных налогов и сборов, нужно исходить из суммы всех налогов и сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд. Значит, если, например, по результатам выездной проверки по всем налогам и сборам выявлена неуплата лишь НДС, то в расчете доли должны участвовать все исчисляемые организацией налоги, а не только НДС. При таком расчете доля неуплаченных налогов, выявленных проверкой, снижается; —?выявленная сумма неуплаченных налогов и сборов должна включаться в общую сумму налогов и сборов, подлежащих уплате. То есть за основу принимается та сумма налогов, которую налогоплательщик должен был начислить, а не фактически ошибочно начислил.
Формулу для расчета доли неуплаченных налогов и сборов (Д) можно представить следующим образом:
Д = (НСдонач – НСупл) : (НСнач + НСдонач),
где НСдонач — общая сумма налогов и сборов, доначисленная в результате проверки и указанная в решении инспекции;
НСупл — общая сумма налогов и сборов, уплаченная по акту проверки. Чтобы правильно определить указанную сумму, организации целесообразно провести с инспекцией сверку платежей, особенно в ситуации, когда у налогоплательщика имеется переплата, которую он планирует зачесть в счет уплаты недоимки по акту проверки;
НСнач — общая сумма налогов и сборов, самостоятельно начисленная организацией и указанная в налоговых декларациях за период, охваченный проверкой.
Напомним, в общем случае выездной проверкой не может быть охвачено более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, а камеральная проверка проводится в отношении отдельной декларации (п. 1 ст. 88 и п. 4 ст. 89 НК РФ). Поэтому в рассматриваемом расчете должна участвовать общая сумма налогов, указанная в решении инспекции (НСдонач), но за некоторыми исключениями.
Так, если по результатам проверки наряду с занижением сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком, выявлено неисполнение организацией обязанностей налогового агента, например, по НДФЛ, то при расчете в указанной формуле (ни в числителе, ни в знаменателе) подобные суммы не учитываются. Дело в том, что за такое нарушение предусмотрена отдельная ответственность, предусмотренная статьей 199.1 УК РФ (см. пример 3).
Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».