плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
За несколько месяцев до нового года территориальный орган Росприроднадзора разрабатывает ежегодный план, который согласовывается с региональной прокуратурой, после чего направляется в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана. Информацию о том, включена ли организация в план проверок на будущий год, руководитель может получить в декабре текущего года на сайтах Генпрокуратуры РФ (www.genproc.gov.ru) и Росприроднадзора (www.rpn.gov.ru).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версии.
1. Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
«Статья 9. Организация и проведение плановой проверки
1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.*
3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
6.1. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
6.2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
6.3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.
6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года».
2. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»
«4. Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами*, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее - уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.
9. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
ж) осуществлять иные определенные законодательством в области охраны окружающей среды полномочия.
14. При проведении проверки должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды».
3. Статья: На предприятие пришли контролеры из Росприроднадзора
На сайте Росприроднадзора (www.rpn.gov.ru) опубликованы планы проверок предприятий на 2012 год. Однако ведомство проводит еще и внеплановые проверки. Подготовиться к обоим видам проверок поможет наш материал.
В каких случаях могут назначить проверку
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) находится в ведении Минприроды России.
Законодательную основу деятельности ведомства составляет большая группа федеральных законов.
При этом особое место занимает Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Из подзаконных актов стоит отметить постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400.
Данным документом утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, в котором прописаны функции ведомства, сформулированы организационные основы деятельности. Так, в частности, оговорено, что в компетенцию Росприроднадзора входят контроль и надзор:
в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
за использованием и охраной водных объектов;
государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
за соблюдением требований российского законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и т. д.
О том, какие объекты позволено проверять ведомству, сказано в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285.*
Перечень достаточно обширный и, поэтому можно говорить, что сфера интересов Росприроднадзора распространяется практически на все стороны деятельности производственных предприятий. Это водные, лесные объекты, земли, недра, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и т. д. Проверкой данных объектов и занимаются чиновники (в пределах своей компетенции).
Проводить контрольные мероприятия могут должностные лица ведомства, перечень которых указан в постановлении Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. № 716.
Им позволено посещать организации, объекты хозяйственной и иной деятельности (независимо от форм собственности). При этом контролеры могут проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля и т. д.
Проверяющим дано право привлекать предприятия и его должностных лиц к административной ответственности.
Какие бывают проверки
Проверки Росприроднадзора делятся на плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с утвержденным графиком.*
Поводом для внеплановой проверки может быть истечение срока исполнения предприятием ранее выданного предписания об устранении нарушений. Также проверку могут назначить, если в ведомство поступят обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В рамках проверки котролеры обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…».
Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя территориального подразделения.
В данном приказе должны быть, в частности, указаны:
фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов;
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
перечень документов, представление которых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.*
В исключительных случаях он может быть продлен руководителем Росприроднадзора (территориального подразделения), но не более чем на 20 рабочих дней. Это возможно в случае необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и т. д. Как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки. Отметим, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои удостоверения и ознакомить должностных (или уполномоченных) лиц предприятия с копией приказа о назначении контрольных мероприятий.*
Д. Н. Глазунов
Юрист
Журнал «Учет в производстве», №2, февраль 2012
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени