В данной ситуации может быть назначена выездная налоговая проверка, но она не является обязательной. В обязательном порядке выездная проверка проводится лишь при ликвидации организации.
Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Торговая сеть закрывает магазин
Если руководство предприятия приняло решение из-за нерентабельности закрыть обособленное подразделение фирмы (например, магазин), его придется снять с учета в налоговом органе, а также решить вопрос с персоналом. Избежать ошибок в данном случае поможет наш материал.
Снимаемся с учета
Для того чтобы закрыть магазин, в налоговую инспекцию следует подать заявление по форме форма № 1-5-Учет (п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ). В течение 10 рабочих дней с момента получения данной бумаги (но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения) налоговики снимают подразделение с учета. Сообщают они об этом соответствующим уведомлением (форма № 1-5-Учет).
В обязательном порядке выездная проверка проводится лишь при ликвидации организации.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Датой снятия с учета является день внесения в единый государственный реестр сведений о закрытии обособленного подразделения.
Дополнительно отметим такой момент. Согласно пункту 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ, организация, имеющая несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, может не распределять прибыль по каждому из них, а уплачивать налог сразу по всем подразделениям через самостоятельно выбранное ответственное обособленное подразделение. При применении централизованного порядка уплаты налога декларации подаются ответственным подразделением по его местонахождению.
Таким образом, если принято решение о закрытии «ответственного» магазина, нужно решить, через какое подразделение будет уплачиваться налог в дальнейшем.
В письме ФНС России от 30 декабря 2009 г. № ШС-22-3/990@ отмечено, что закрытие ответственного подразделения не ведет к прекращению уплаты налога в бюджет соответствующего субъекта РФ. Ведь вновь выбранное подразделение продолжает уплачивать его с учетом исчисленных ранее авансовых платежей. Декларации за отчетный (налоговый) период подаются в инспекцию по местонахождению нового ответственного подразделения.
Т.Ю. Рогова,
Юрист
Журнал «Учет в торговле», № 6, июнь 2010
2. Справочники: Как уведомить налоговую инспекцию и фонды о создании (закрытии) обособленных подразделений организации
I. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговой инспекции
II. Постановка на учет (снятие с учета) во внебюджетных фондах
III. Создание (закрытие) ответственных обособленных подразделений для уплаты налога на прибыль
I. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговой инспекции
Открытие филиала (представительства) |
|||
Действия организации |
Срок |
Действия инспекции |
Срок |
Представляет в ИФНС России по своему местонахождению: – уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме № Р13002; – решение о внесении изменений в учредительные документы, касающиеся открытия филиала (представительства); – изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах). Основание: пункт 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ, пункт 1 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ |
Не установлен |
ИФНС России по местонахождению организации: – вносит в ЕГРЮЛ запись о создании филиала (представительства); – направляет в ИФНС России по местонахождению филиала (представительства) сведения о внесении изменений в ЕГРЮЛ; – отправляет организации уведомление по форме № Р50007.
ИФНС России по местонахождению филиала (представительства): Основание: абзац 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ, пункты 1 и 2 статьи 19, пункт 3 статьи 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ |
В течение пяти рабочих дней с момента получения документов Не позднее следующего рабочего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ В течение пяти рабочих дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ |
Открытие другого обособленного подразделения |
|||
Действия организации |
Срок |
Действия инспекции |
Срок |
Представляет в ИФНС России по своему местонахождению: – сообщение о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1; – уведомление о выборе налоговой инспекции по форме № 1-6-Учет (если организация имеет несколько обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании); – копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (например, приказ о создании обособленного подразделения). Основание: подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, пункт 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н |
В течение месяца со дня создания обособленного подразделения |
ИФНС России по местонахождению организации направляет полученные документы в ИФНС России по местонахождению обособленного подразделения.
ИФНС России по местонахождению обособленного подразделения: Основание: абзац 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ, пункты 3, 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н |
Не позднее следующего рабочего дня после получения документов В течение пяти рабочих дней со дня получения документов |
Закрытие филиала (представительства) |
|||
Действия организации |
Срок |
Действия инспекции |
Срок |
Подает в ИФНС России по своему местонахождению: – решение о внесении изменений в учредительные документы, касающиеся закрытия филиала (представительства); – изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах); – сообщение по форме № С-09-3-2. Основание: подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, пункт 1 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ |
В течение трех рабочих дней после принятия решения о закрытии филиала (внесения изменений в учредительные документы) организации |
ИФНС России по местонахождению организации: – отправляет организации уведомление по форме № Р50007; – направляет в ИФНС России по местонахождению филиала (представительства) содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о ликвидации филиала и отсканированную копию сообщения по форме № С-09-3-2.
ИФНС России по местонахождению филиала (представительства): Основание: абзац 3 пункта 5 статьи 84 Налогового кодекса РФ, пункты 1 и 2 статьи 19, пункт 3 статьи 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ |
В течение пяти рабочих дней с момента получения документов Не позднее следующего рабочего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ После проведения выездной проверки |
Закрытие другого обособленного подразделения |
|||
Действия организации |
Срок |
Действия инспекции |
Срок |
Направляет в ИФНС России по своему местонахождению сообщение по форме № С-09-3-2. Основание: подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ |
В течение трех рабочих дней со дня издания приказа о закрытии обособленного подразделения организации |
ИФНС России по местонахождению организации направляет в ИФНС России по местонахождению обособленного подразделения отсканированную копию сообщения по форме № С-09-3-2.
ИФНС России по местонахождению обособленного подразделения: Основание: абзац 3 пункта 5 статьи 84 Налогового кодекса РФ |
Не установлен В течение 10 рабочих дней со дня получения сообщения по форме № С-09-3-2 (но не ранее даты окончания выездной налоговой проверки) |
II. Постановка на учет (снятие с учета) во внебюджетных фондах
Пенсионный фонд РФ |
|||
Открытие обособленного подразделения |
|||
Действия организации |
Срок |
Действия фонда |
Срок |
Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс |
|||
Подает сообщение в произвольной форме в отделение ПФР по своему местонахождению. Основание: пункт 2 части 3 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ |
В течение месяца со дня создания обособленного подразделения |
Сообщение носит уведомительный характер. Обособленное подразделение, не имеющее отдельного баланса, расчетного счета и не производящее выплаты сотрудникам, в ПФР не регистрируется. Основание: пункт 1 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п |
|
Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам |
|||
Подает в отделение ПФР по своему местонахождению: – один экземпляр уведомления о регистрации. Подает в отделение ПФР по местонахождению обособленного подразделения: – свидетельство о постановке на налоговый учет; – уведомление о регистрации организации в Пенсионном фонде РФ; – нотариально заверенные копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (например, устав организации, содержащий сведения о подразделении, Положение об обособленном подразделении). Основание: пункт 2 части 3 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункты 12–14 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п |
В течение месяца со дня создания подразделения В течение 10 дней со дня получения Не установлен |
Отделение ПФР по местонахождению обособленного подразделения:
– регистрирует обособленное подразделение; Основание: пункт 14 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п |
В течение пяти рабочих дней с момента поступления документов |
Закрытие обособленного подразделения |
|||
Действия организации |
Срок |
Действия фонда |
Срок |
Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс |
|||
Подает сообщение в произвольной форме в отделение ПФР по своему местонахождению. Основание: пункт 2 части 3 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ |
В течение месяца со дня закрытия обособленного подразделения |
Сообщение носит уведомительный характер. Обособленное подразделение, не имеющее отдельного баланса, расчетного счета и не производящее выплаты сотрудникам, в ПФР не регистрируется. Основание: пункт 1 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п |
|
Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и производит выплаты сотрудникам |
|||
Подает в отделение ПФР по своему местонахождению сообщение в произвольной форме о закрытии обособленного подразделения. Подает в отделение ПФР по местонахождению обособленного подразделения: – заявление о снятии с учета обособленного подразделения; – копию решения, приказа, распоряжения о закрытии обособленного подразделения. Основание: пункт 2 части 3 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункт 18 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п |
В течение месяца со дня закрытия обособленного подразделения Не установлен |
Отделение Пенсионного фонда РФ по местонахождению обособленного подразделения снимает с учета обособленное подразделение в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. Основание: пункт 18 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п |
|
ФСС России |
|||
Открытие обособленного подразделения |
|||
Действия организации |
Срок |
Действия фонда |
Срок |
Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс |
|||
Подает сообщение в произвольной форме в отделение ФСС России по своему местонахождению. Основание: пункт 2 части 3 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ |
В течение месяца со дня создания обособленного подразделения |
Сообщение носит уведомительный характер. Обособленное подразделение, не имеющее отдельного баланса, расчетного счета и не производящее выплаты сотрудникам, в ФСС России не регистрируется. Основание: пункт 2 части 1 статьи 2.3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ |
|
Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам |
|||
Подает в отделение ФСС России по своему местонахождению сообщение в произвольной форме о создании обособленного подразделения. Подает в отделение ФСС России по местонахождению обособленного подразделения: – заявление о регистрации подразделения; – копии документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат сотрудникам (такими документами могут быть справка из банка об открытии расчетного счета, Положение об обособленном подразделении или устав организации, в которых прописаны полномочия подразделения на ведение отдельного баланса и выплаты сотрудникам). Основание: пункт 2 части 3 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункт 5 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н, письмо ФСС России от 23 марта 2010 г. № 02-03-13/08-2496, пункты 14, 16 и 19 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 25 октября 2013 г. № 576н |
В течение месяца со дня создания подразделения В течение 30 дней со дня создания подразделения |
Отделение ФСС России по местонахождению обособленного подразделения: Основание: пункты 10 и 56 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 25 октября 2013 г. № 576н |
В течение пяти рабочих дней со дня поступления документов |
Закрытие обособленного подразделения |
|||
Действия организации |
Срок |
Действия фонда |
Срок |
Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс |
|||
Подает сообщение в произвольной форме в отделение ФСС России по местонахождению организации в течение месяца со дня закрытия обособленного подразделения (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ) |
В течение месяца со дня закрытия обособленного подразделения |
Сообщение носит уведомительный характер. Обособленное подразделение, не имеющее отдельного баланса, расчетного счета и не производящее выплаты сотрудникам, в ФСС России не регистрируется (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ) |
|
Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам |
|||
Подает в отделение ФСС России по своему местонахождению сообщение в произвольной форме о закрытии обособленного подразделения. Подает в отделение ФСС России по местонахождению обособленного подразделения: – копии решения о закрытии обособленного подразделения (по инициативе организации). Основание: пункт 2 части 3 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункт 23 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н, пункты 14, 19 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 25 октября 2013 г. № 576н |
В течение месяца со дня закрытия подразделения |
Отделение ФСС России по местонахождению обособленного подразделения снимает обособленное подразделение с учета. |
В течение 14 дней со дня получения заявления |
III. Создание (закрытие) ответственных обособленных подразделений для уплаты налога на прибыль*
Основание для направления уведомления |
Куда направлять уведомление |
Рекомендуемая форма |
Создание нового обособленного подразделения |
||
Создание нового обособленного подразделения в субъекте РФ, в котором уже есть ответственное обособленное подразделение |
ИФНС России по местонахождению нового обособленного подразделения |
|
ИФНС России по местонахождению ответственного обособленного подразделения |
||
ИФНС России по местонахождению организации |
Сообщение по форме № С-09-3-1 |
|
Создание нового обособленного подразделения и выбор ответственного обособленного подразделения в субъекте РФ, в котором ранее имелось только одно (или не имелось) обособленное подразделение |
ИФНС России по местонахождению выбранного ответственного обособленного подразделения |
|
ИФНС России по местонахождению организации |
Копия уведомления № 1 |
|
ИФНС России по местонахождению других обособленных подразделений |
||
Изменение порядка уплаты налога на прибыль через обособленное подразделение |
||
Переход на уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по местонахождению ответственного обособленного подразделения |
ИФНС России по местонахождению ответственных обособленных подразделений |
|
ИФНС России по местонахождению других обособленных подразделений |
||
ИФНС России по местонахождению организации |
Копии уведомления № 1 |
|
Возврат к порядку уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по местонахождению каждого обособленного подразделения |
ИФНС России по местонахождению организации |
|
ИФНС России по местонахождению каждого обособленного подразделения (включая ответственные обособленные подразделения) |
||
Закрытие обособленного подразделения |
||
Закрытие обособленного подразделения, через которое уплата налога на прибыль не производилась |
ИФНС России по местонахождению ответственного обособленного подразделения |
|
ИФНС России по местонахождению организации |
Сообщение по форме № С-09-3-1 |
|
Закрытие (замена) ответственного обособленного подразделения и выбор нового ответственного обособленного подразделения |
ИФНС России по местонахождению нового ответственного обособленного подразделения |
|
ИФНС России по местонахождению организации |
Копия уведомления № 1 |
|
ИФНС России по местонахождению других обособленных подразделений (включая закрытое или прежнее ответственное обособленное подразделение) |
||
Закрытие всех обособленных подразделений на территории субъекта РФ |
ИФНС России по местонахождению ответственного обособленного подразделения |
|
ИФНС России по местонахождению организации |
Сообщение по форме № С-09-3-1 |
|
* Раздел III подготовлен на основании письма ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
3. Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку
Нет, не может.
В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ). Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).
Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
4. Рекомендация: В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку
Основание для проверки
Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.
По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:
- организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);
- организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Критерии отбора для проверки
Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).
Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.
В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.
Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.
Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.
Обособленные подразделения
Ситуация: может ли инспекция назначить и провести самостоятельную выездную проверку в обособленном подразделении организации. Подразделение не является ни филиалом, ни представительством
Нет, не может.
Проводить самостоятельные выездные проверки инспекция может только в филиалах и представительствах организации (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). Если организация имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом представительства или филиала, то инспекция не вправе назначать и проводить самостоятельные выездные проверки таких подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327 и МНС России от 24 февраля 2004 г. № 09-3-02/755. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого вывода (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2009 г. № А21-5116/2008).
Внимание: отдельные суды считают, что проведение самостоятельных выездных проверок в обособленных подразделениях, которые не имеют статуса филиала или представительства, не противоречит законодательству (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008, Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. № А42-12847/2005).
Решение о проведении проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:
- полное и сокращенное наименование организации;
- предмет проверки, то есть перечень конкретных налогов. В рамках выездной проверки по организации инспекция может оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. При этом проверка может затрагивать как один вид налога, так и несколько (п. 3 и 4 ст. 89 НК РФ). В рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которые будут проводить проверку.
Об этом говорится в абзаце 4 пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Ограничения на проведение проверок
Налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации (ее филиале, представительстве) повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Подробнее об этом см. Когда проводятся повторные налоговые проверки.
Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ), так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).
При определении общего количества выездных проверок по организации самостоятельные проверки филиалов и представительств этой организации в расчет не включаются (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ). Например, если в течение одного календарного года инспекция провела одну выездную проверку по организации в целом (в т. ч. проверила филиал) и одну самостоятельную проверку по филиалу, то до конца этого года инспекция сможет провести еще одну выездную проверку по организации.
Обратную зависимость законодательство не устанавливает. Поэтому при подсчете количества выездных проверок по конкретному филиалу (представительству) учитываются как самостоятельные выездные проверки данного филиала (представительства), так и его проверки в рамках общей выездной проверки по организации. И если, например, филиал организации в течение года в рамках общих выездных проверок был проверен дважды, назначить еще одну самостоятельную проверку по филиалу инспекция не сможет.
Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (абз. 2 п. 10 и п. 11 ст. 89 НК РФ). Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). Какие случаи признаются исключительными, налоговое законодательство не уточняет.
Место проведения проверки
Выездная налоговая проверка проводится на территории организации при предъявлении решения (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее. Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).
Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки. Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.
Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится на основании решения налоговой инспекции по его местонахождению (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
22.08.2014 г.
С уважением,
Наталья Иванченко, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».