За налогоплательщиком остается обязанность по уплате ЕНВД за 2008 год. Налоговая инспекция может начислить организации пени. Но налоговая инспекция утратила право взыскания ЕНВД и пени в принудительном порядке, налогоплательщик может сам погасить имеющуюся задолженность по ЕНВД за 2008 год в добровольном порядке (можно не уплачивать).
Установленный срок давности (ст.113 НК РФ) применяется в отношении привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а не в отношении исполнения обязанностей налогоплательщика.
Организация может признать безнадежной и списать кредиторскую задолженность по налогам (сборам, штрафам, пеням), срок взыскания которой истек после того, как эту задолженность признает безнадежной налоговая инспекция или если судом подтверждено, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством. Таким образом, если утрата права налоговой инспекции на взыскание задолженности подтверждена судебным решением такая задолженность признается безнадежной. С момента вступления судебного решения в законную силу пени на недоимку, срок взыскания которых истек, не начисляются.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация: Какой период может быть охвачен налоговой проверкой
Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ).
Камеральная проверка
В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).* Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2012 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Рекомендация: Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны:
- платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;*
- своевременно вставать на налоговый учет;
- вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;
- сдавать налоговую отчетность;
- сдавать годовую бухгалтерскую отчетность (в течение трех месяцев по окончании года);
- представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.
Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен в статье 23 Налогового кодекса РФ.
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая
Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора
1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;*
2) подпункт утратил силу с 1 января 2007 года - Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;Как платить налоги при ликвидации организации*
5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.*
Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).*
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.*
1_1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации. Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.
2. Пункт исключен с 17 августа 1999 года - Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129_3 настоящего Кодекса, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).*
2. Пункт, дополнительно включенный с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, утратил силу с 1 января 2004 года - Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122_1 настоящего Кодекса.
4.Ситуация: Может ли организация признать безнадежной и списать кредиторскую задолженность по налогам (сборам, штрафам, пеням), срок взыскания которой истек
Да, может. Но только после того, как эту задолженность признает безнадежной налоговая инспекция. Это объясняется так.*
Обязанность по уплате налога (сбора, штрафа, пеней) организация должна исполнить самостоятельно (ст. 45 НК РФ). Закрытый перечень оснований, при наличии которых у организации эта обязанность прекращается, приведен в пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ. Истечение срока взыскания задолженности в этом перечне прямо не поименовано. Однако подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога (сбора) может быть прекращена при возникновении других обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность списания налоговой задолженности, если судом подтверждено, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством.*
Таким образом, если утрата права налоговой инспекции на взыскание задолженности подтверждена судебным решением (в т. ч. определением об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании задолженности), такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию с лицевого счета организации. Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.
С момента вступления судебного решения в законную силу пени на недоимку, срок взыскания которых истек, не начисляются.* Объясняется это тем, что пени применяются для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после того, как задолженность по налогу была признана безнадежной, основания для начисления пеней на эту задолженность отсутствуют. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 ноября 2010 г. № 03-02-08/70.
Принимать решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании могут налоговые инспекции и таможенные органы (в отношении недоимок по налогам, уплачиваемым при ведении внешнеэкономической деятельности). Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция может признать задолженность организации безнадежной в следующих случаях:*
- при ликвидации организации (в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации);
- если судом принято решение, согласно которому налоговая инспекция утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания;
- если налоги (сборы, пени, штрафы, проценты) были списаны с банковского счета организации, но не перечислены в бюджет (при условии, что банк, в котором был открыт счет организации, ликвидирован).
Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393.
После того как инспекция (таможня) исключит сведения о списанной задолженности из данных внутреннего учета, основания для списания этой задолженности появятся и у организации.
Порядок списания недоимки организаций, которые имеют признаки недействующих юридических лиц, указанные в пункте 1 статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
5.Рекомендация:Как организации перечислить налог в бюджет
Пени за просрочку
Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).*
2:
Пени | = | Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) | ? | Количество календарных дней просрочки | ? | 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки |
Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за неуплату налога, который был отражен в декларации, но не перечислен в бюджет *
Нет, нельзя.*
Состав правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по статье 122 Налогового кодекса РФ, включает в себя неуплату налога в результате:
- занижения налоговой базы;
- иного неправильного исчисления налога;
- других неправомерных действий (бездействия).
Исходя из буквального толкования данной нормы, несвоевременную уплату налога, отраженного в налоговой декларации, можно квалифицировать как неправомерное бездействие организации. В связи с этим несвоевременное погашение задолженности по начисленным налогам некоторые налоговые инспекции рассматривают именно как бездействие организаций и привлекают их к ответственности за неуплату налога.
Однако арбитражные суды толкуют положения статьи 122 Налогового кодекса РФ иначе. Они исходят из того, что ответственность по этой статье применяется лишь в тех случаях, когда организация неправильно начислила налог. Такая позиция основана на положениях пункта 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, согласно которым неуплата или неполная уплата налога означает возникновение задолженности перед бюджетом в результате совершения действия (бездействия), предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса РФ. Несвоевременная уплата налога (т. е. непринятие мер к погашению уже возникшей задолженности) состава правонарушения не образует. За нарушение сроков уплаты начисленных налогов, отраженных в декларациях, законодательством предусмотрено только начисление пеней (п. 2 ст. 57 НК РФ).
Правомерность такого вывода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 8 мая 2007 г. № 15162/06, а также окружной арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2011 г. № КА-А40/4149-11).
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России