Кроме того, сделки между ИП, ООО и арендодателем не должны носить фиктивный характер. Цены по сделкам не должны отклоняться от рыночного уровня.
Условия признания лиц взаимозависимыми приведены в таблице по ссылке http://www.1gl.ru/#/document/117/13593/dfasguzbs4/.
Если ИП и ООО являются взаимозависимыми лицами, у них может возникнуть обязанность подать уведомление о контролируемых сделках. Подать уведомление придется в случае, если годовой доход по сделке превысит 60 млн. руб.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Какие торговые сделки подпадают под ЕНВД
Условия применения ЕНВД
Применять ЕНВД можно при одновременном соблюдении следующих условий:
- розничная торговля является предпринимательской деятельностью организации. То есть деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли (ст. 346.27 НК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ);
- в муниципальном образовании, где работает продавец, соответствующая форма торговли переведена на ЕНВД;
- между продавцом и покупателем заключен договор розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ, ст. 492 ГК РФ).
Применение ЕНВД не зависит от формы расчетов с покупателями (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная). Такой вывод следует из положений абзаца 12 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ. Он подтверждается контролирующими ведомствами (письма Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-11/107, от 1 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/162, ФНС России от 20 ноября 2007 г. № 02-7-12/440), а также судебной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1066/11).
К розничной торговле для целей ЕНВД не относится реализация:*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ (например, автомобильного бензина, дизельного топлива, моторного масла и т. д.);
- продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке, так и без в объектах общепита;
- продукции собственного производства (изготовления), в том числе продукции, произведенной (изготовленной) из материалов продавца по договору подряда (письмо Минфина России от 5 августа 2009 г. № 03-11-06/3/205);
- невостребованных вещей в ломбардах;
- газа;
- грузовых и специальных автомобилей и прицепов (полуприцепов, прицепов-роспусков) к ним;
- автобусов всех типов;
- товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (например, в виде почтовых отправлений, через теле- и интернет-магазины, электронные терминалы, телефонную связь);
- лекарств по льготным (бесплатным) рецептам.
Это следует из абзаца 12 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Также ЕНВД не вправе применять плательщики единого сельхозналога, которые торгуют сельскохозяйственной продукцией собственного производства (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).
Торговые залы
Понятие «торговый зал» налоговым законодательством не определено. В связи с этим налоговая служба рекомендует руководствоваться определением торгового зала, которое приведено в ГОСТ Р 51303-99(письмо ФНС России от 2 июля 2010 г. № ШС-37-3/5778). Согласно этому определению под торговым залом понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей* (п. 43 раздела 2.3 ГОСТ Р 51303-99).
Площадь торгового зала определяйте по правоустанавливающим и инвентаризационным документам. Например, на основании договоров купли-продажи нежилых помещений, техпаспортов, поэтажных планов, схем, экспликаций, договоров аренды (субаренды) нежилых помещений или их отдельных частей. Площади подсобных, административно-бытовых, складских и других помещений, в которых не производится обслуживание покупателей, в площадь торгового зала не включаются. Такой порядок предусмотрен абзацами22 и 24 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Если помещения для торговли (торговые площади) в одном и том же торговом объекте арендуются одной и той же организацией по нескольким договорам, возможность применения ЕНВД зависит от наличия в этом объекте торговых залов и от порядка оформления правоустанавливающих документов.
При наличии нескольких торговых залов арендатору следует учитывать их суммарную площадь, если согласно правоустанавливающим документам эти торговые залы относятся к одному торговому объекту (магазину, павильону). Если суммарная площадь не превышает 150 кв. м, арендатор вправе применять ЕНВД. Если превышает – он должен платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.
Если согласно правоустанавливающим документам торговые залы относятся к разным торговым объектам, то для целей применения ЕНВД их площади учитываются отдельно.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 23 мая 2012 г. № 03-11-11/166, от 21 октября 2010 г. № 03-11-11/280, от 15 апреля 2010 г. № 03-11-11/101, ФНС России от 2 июля 2010 г. № ШС-37-3/5778.
Если торговые залы в торговом объекте отсутствуют, то каждое арендованное помещение квалифицируется как обособленный объект организации торговли (магазин или павильон). В этом случае площади торговых залов таких объектов не суммируются. По каждому из них возможность применения ЕНВД следует оценивать отдельно. ЕНВД можно применять только в отношении тех торговых объектов, площадь торгового зала которых не превышает 150 кв. м. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 апреля 2009 г. № 03-11-09/142, от 4 сентября 2007 г. № 03-11-05/209, ФНС России от 2 июля 2010 г. № ШС-37-3/5778.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация:Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения
Когда проводится проверка
Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.*
Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности.*Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.
Специальные проверки проводятся:
- на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
- на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
- при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.
Уведомление о контролируемых сделках
Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. По общему правилу информировать инспекции нужно обо всех контролируемых сделках, перечисленных в статье 105.14 Налогового кодекса РФ и совершенных в отчетном году (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).* Однако в 2014 году применение этого правила ограничено. В 2014 году уведомления не требуется направлять в отношении сделок, совершенных в 2013 году с одним и тем же лицом (несколькими одними и теми же лицами), если их суммарный объем не превысил 80 млн руб. Такой порядок установлен пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
На контролируемые сделки, совершаемые в 2014 году, эта норма не распространяется. Поэтому, определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2014 года, руководствуйтесь перечнем, приведенным в статье 105.14 Налогового кодекса РФ без каких-либо ограничений.
Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.
Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.
Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03-01-18/746, от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.
Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Сведения можно представить в налоговую инспекцию, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.*
Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Справочник:Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки | Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой | Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой | |||
Условия сделки | Годовая сумма доходов по сделке1 | ||||
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | ||
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|||
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ)* |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|||
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта(соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |||
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |||
Все остальные сделки без дополнительных условий |
Свыше 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ип. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|||
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
|
4. Статья: «Вмененный» налог
Розничная торговля по каталогам с использованием выставочного зала — «вмененный» вид деятельности. В целях главы 26.3 НК РФ к розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.
Вместе с тем выставочный зал, исходя из положений статьи 346.27 НК РФ, может быть отнесен к объектам стационарной торговой сети, так как предназначен для обслуживания покупателей и оборудуется соответствующим образом для указанных целей.
Таким образом, розничная торговля по каталогам, осуществляемая с использованием выставочного зала, может быть отнесена к розничной торговле и переведена на уплатуЕНВД (письмо Минфина России от 11.02.2013 № 03-11-06/3/3381).*
Журнал «Бухгалтерия ИП» № 6, Июнь 2013
5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.10.2012 № 03-01-18/8-145
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение Федеральной налоговой службы в отношении применения положений статьи 105_3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Статьей 105_3 Кодекса установлены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. Положения данной статьи должны учитываться при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам. Кроме того, в отдельных случаях (товарообменные операции, реализация на безвозмездной основе) налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105_3 Кодекса. При этом, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса.
Нормы пункта 1 статьи 105_3 Кодекса предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки" при определении цен в сделках для целей налогообложения. При этом цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.
Таким образом, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом "вытянутой руки".
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - ЦА ФНС России).
По нашему мнению, исходя из совокупности норм Кодекса сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105_14 Кодекса, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.
В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок и представлению соответствующей документации при проведении ЦА ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 105_17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ЦА ФНС России. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, представление уведомления и подготовка документации в соответствии со статьей 105_15 Кодекса, не предусмотрены. При этом, по нашему мнению, контроль соответствия цен в таких сделках может осуществляться в следующем порядке.
В случае, если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105_3 Кодекса (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, считаем возможным применять методы, установленные главой 14_3 Кодекса.
В отношении сделок, в которых налогоплательщиками искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, считаем необходимым устанавливать фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105_1 Кодекса, или признавать сделку контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105_14 Кодекса.*
В иных случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14_3 Кодекса.»