Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья 19 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
1. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
2. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
2. Рекомендация:В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку
Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Когда проведение аудита обязательно
В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- акционерным обществом;
- профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- страховой компанией;
- негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
- кредитной организацией.
Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:
- организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, дляэмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).
Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен вчасти 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.
Внутренний контроль
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.
Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация:Как организовать ведение бухучета
Внутренний контроль
Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемыхфактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Как именно необходимо организовать такой контроль, в законодательстве не разъясняется. На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника. Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в Положении о внутреннем контроле.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
4. Статья: Контрольные процедуры и подходы, которые помогут сформировать достоверную отчетность
Какие контрольные процедуры следует предусмотреть при организации учета, чтобы быть уверенными в том, что отчетность по МСФО будет предоставлять акционерам и инвесторам уместную, своевременную, достоверную информацию? В Федеральном законе от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в статье 19 закреплена обязанность компании осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то компания обязана осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Конечно, требования к наличию системы внутреннего контроля существовали и ранее, а для некоторых компаний они были обязательными (например, для кредитных организаций). Тем не менее новый закон выводит систему внутреннего контроля из разряда рекомендуемых на уровень обязательных требований для всех компаний.*
Следует учитывать, что в отличие от РСБУ основной принцип МСФО — это приоритет экономического содержания над юридической формой. Для международных стандартов финансовой отчетности характерно большое количество оценочных значений (отметим, что оценочные суждения постепенно внедряются и в РСБУ), а они всегда субъективны. Соответственно, это увеличивает риск возникновения ошибок и требует контроля со стороны компании.
Кроме требований федеральных законов в отношении организации системы внутреннего контроля, существуют национальные и международные стандарты аудита, которые предписывают аудиторам проводить тестирование систем внутреннего контроля компании при проведении аудиторских процедур. В частности, об этом говорится в МСА (ISA) 315 и ФПСАД 8. Организация системы контроля внутри компании влияет в процессе аудита на объем аудиторской выборки, количество дополнительных аудиторских процедур и в конечном итоге на сроки выдачи аудиторского заключения и даже на его формулировку.
Разработка контрольных процедур — достаточно трудоемкая работа, которая может потребовать от руководителей компании пересмотреть бизнес-процессы, изменить организационную структуру, а также права и обязанности сотрудников. Основной смысл разработки контрольных процедур — минимизация выявленных рисков. В нашем случае речь идет о снижении вероятности получения недостоверной отчетности по МСФО. При этом достоверность отчетности — это прежде всего уверенность в том, что все операции отражаются в соответствии с их сущностью, информация в раскрытиях правдиво описывает деятельность компании, у компании нет неотраженных операций и цифровые значения статей отчетности не искажены.
Далее расскажем, какие контрольные процедуры следует внедрить для подготовки достоверной отчетности по МСФО.
Система документооборота
Для начала необходимо изучить потоки информации от момента возникновения события до отражения его в отчетности. Налаженная система документооборота поможет разобраться в системе бухгалтерского и управленческого учета, а также выявить особенные для бизнеса операции, на отражение которых требуется обратить более пристальное внимание.
В случае если в компании нет четкой системы документооборота, придется выстроить логику процесса самостоятельно с документированием всей цепочки операций и выявлением узких мест при получении информации, ее полноты и корректности. Это позволит понять, где внедрить дополнительный контроль, а где достаточно только тестирования отработанных механизмов.
Целесообразно начать эту работу с анализа документооборота в бухгалтерской службе. В первую очередь предстоит выяснить следующие моменты:
- на каких участках существует большой риск задержки или непоступления документов для отражения в учетной системе;
- каким образом формируется документооборот по подписанию договоров и заведению в учетной системе новых контрагентов;
- какими документами оформляются нетипичные факты деятельности и т. д.
С учетом того, что профессиональное суждение бухгалтера постепенно входит и в российскую практику, целесообразно внедрить самостоятельно разработанные формы документов или бухгалтерских справок, где будут зафиксированы не только расчеты, но и обоснования по спорным вопросам отражения отдельных специфических операций, еще не закрепленных или четко не прописанных учетной политикой компании. Такие документы помогут рядовым специалистам понять суть операций и правильно отразить их в учете.
Служба внутреннего аудита
Служба внутреннего аудита выполняет контрольную функцию при подготовке достоверной отчетности. Обычно служба нацелена на выявление бухгалтерских и налоговых рисков на участках подготовки отчетности по российским стандартам. Если компания начала выпускать отчетность по МСФО, без дополнительного контроля не обойтись.
Когда в компании создана служба внутреннего аудита, то процесс налаживания контрольных процедур в отношении отчетности по МСФО идет быстрее, поскольку выполнение части данных процедур входит в функции этой службы. В частности, это внутренняя проверка отчетности по российским стандартам. Ведь по признанию внешних аудиторов отчетности по МСФО, до 90 процентов ошибок допускается именно на стадии подготовки отчетности по РСБУ, когда бухгалтер по каким-либо причинам руководствуется нормами законодательства частично, неверно трактует операции или допускает технические ошибки.
Таким образом, для изучения положения дел в компании специалисты по МСФО должны ознакомиться с отчетом внутреннего аудитора. Кроме информации о допущенных ошибках такие отчеты обычно включают указания на нетипичные операции и их отражение в отчетности. Отчеты внутренних аудиторов также содержат информацию о системе управленческого учета и уровне автоматизации учета в компании, что тоже важно с точки зрения выявления узких мест и формирования представления о контрольной среде.*
Если службы внутреннего аудита в компании нет, а отчетность по МСФО формируется методом трансформации, то специалисты по МСФО должны будут более внимательно анализировать статьи отчетности компании по РСБУ, чтобы сделать трансформационные корректировки.
Тем не менее существуют такие участки учета, где не обойтись без дополнительных контрольных процедур даже при действующей службе внутреннего аудита. Возьмем, к примеру, учет выручки в компаниях, занимающихся застройкой. В российском учете выручка у них отражается по моменту регистрации права собственности покупателя на объект строительства. В то время как в МСФО (IAS) 18в качестве основного критерия признания выручки указан переход к покупателю значительных рисков и вознаграждений, связанных с владением товаром. При этом на практике риски и выгоды, связанные с пользованием объектом, могут перейти к покупателю до даты его юридической передачи. На переход рисков и выгод и соответственно на момент признания выручки в учете могут указывать акт передачи объекта в ремонт, подписание акта государственной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию и т. д. Причем факты и документы, подтверждающие возникновение выручки по МСФО, нигде не будут отражены в бухгалтерском учете по российским стандартам. В таких случаях для достоверного отражения выручки следует разработать отдельную систему документооборота и специфические контрольные процедуры, которые будут описывать происходящие процессы и позволят достоверно отразить выручку в отчетности по МСФО. Например, сюда относится контроль сроков передачи документов из инженерных и юридических служб об этапах завершения строительства и получения связанных с этим официальных документов.
НАДЕЖДА ЮРЧЕНКО, САР,
руководитель проекта по МСФО Группы компаний «Новард»
Журнал «Финансовый директор» № 5, Май 2013