Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:*
- если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
- если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);*
- если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
- если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
- если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ).
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:
- первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
12.69137 (6,7,8,9)
Ситуация: может ли инспекция в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС требовать документы, подтверждающие налоговый вычет. Сумма налога к возмещению в декларации не заявлена
Нет, не может.
По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В частности, требовать от организации документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов, инспекция может только при подаче декларации по НДС с суммой налога к возмещению (п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ). Если сумма налога к возмещению в декларации не заявлена, то требовать представить документы инспекция не вправе. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 30 июля 2008 г. № 03-02-07/1-323 и от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 ноября 2009 г. № КА-А40/11367-09, от 24 июня 2008 г. № КА-А40/3059-08, Северо-Западного округа от 29 сентября 2009 г. № А56-10853/2009, от 26 февраля 2009 г. № А56-37833/2007).
Внимание: в арбитражной практике есть пример судебного решения, в котором суды пришли к выводу, что инспекция вправе истребовать у организации подтверждающие документы в любых случаях, даже если в декларации право на возмещение налога не заявлено* (см. определение ВАС РФ от 15 февраля 2008 г. № 1465/08, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 октября 2007 г. № А78-2319/07-С3-8/119-Ф02-7984/07). За отказ от представления этих документов организацию могут оштрафовать на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Сроки исполнения требования
О сроках, в течение которых организация должна исполнить требование о представлении документов, подробнее см. Как представить документы (пояснения) по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке.*
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Статья: Как на практике налоговики проверяют декларации по НДС и какие делают выводы
На стадии камеральной проверки инспектор решает вопрос о проведении дальнейших мероприятий налогового контроля, а также определяет направление и виды таких мероприятий
В случае если компания представила декларацию по НДС с заявленной суммой возмещения из бюджета или необлагаемой операцией (либо облагаемой по ставке 0%), налоговики проверяют документ в особом (углубленном) порядке.*
Проверка декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета. В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит сумму налога, исчисленную с реализации, то полученная разница (отрицательная) подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. После представления налогоплательщиком такой декларации налоговый орган проверяет обоснованность заявленного возмещения в рамках камеральной налоговой проверки в установленном НК РФ порядке.
В этом случае инспекторы запросят все документы, которые, по их мнению, могут подтвердить обоснованность налоговых вычетов. При этом согласно пункту 8 статьи 88 НК РФ проверяющие:
« Вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов».
Все расхождения и ошибки, допущенные в декларации по НДС, как правило, являются результатом ручного ввода данных в документы или некорректного исправления уже введенных документов. Это инспекторы расценивают как умышленное искажение бухгалтерского и налогового учета с целью снижения налогового бремени
Такими документами всегда являлись счет-фактура и товарная накладная. На практике некоторые инспекторы, помимо указанных документов, требуют документы бухгалтерского учета (например, оборотные ведомости по счетам 60 , 62 и 68 — в разрезе контрагентов). Компании могут заранее подготовиться к тому списку документов, которые понадобятся инспекторам, поскольку направление камеральной проверки, спектр требуемых документов и иных действий налогового органа, производимых в рамках мероприятий налогового контроля, будет определяться теми операциями, из которых сложился вычет.*
Если компания заявила вычет в связи с приобретением здания, налоговики запросят все документы по сделке и техническую документацию. Так, если компания заявила вычет в связи с приобретением основного средства, например здания, проверяющие затребуют, помимо счета-фактуры и договора с продавцом, приемо-сдаточные акты, техническую документацию на здание (план БТИ, поэтажную экспликацию и пр.). Проверяя законность вычета, инспектор, по сути, будет рассматривать целесообразность приобретения такого объекта. В частности, сможет ли налогоплательщик использовать это здание, учитывая характер экономической деятельности, которую осуществляет компания, и техническое назначение объекта.
Для установления источника финансирования в случае приобретения крупных активов проверяющие анализируют расчеты с кредиторами и продавцами. Кроме того, инспекторы анализируют способ расчета с поставщиком, запрашивают документы, необходимые для установления источника финансирования. Поэтому, если расчеты производились с помощью заемных средств, компании следует ожидать, что налоговики затребуют договоры займа (кредита), документы по сверке с кредитором (расчету процентов). Если кредит был получен от взаимосвязанного с компанией юридического или физического лица, налоговый орган, скорее всего, будет анализировать движение заемных средств между сторонами сделки займа, а также проверять наличие взаимозависимости компаний согласно критериям, установленным в НК РФ (ст. 105.1 НК РФ).
С 2015 года в случае представления уточненного расчета, изменяющего сумму налога, подлежащего уплате, налоговики смогут затребовать не только пояснения, но и документы, на основании которых произведены такие изменения, а также произвести осмотр территории
Для проверки обоснованности вычета по объекту строительства налоговый орган запросит все документы, начиная от проектной документации, заканчивая приемо-сдаточными актами, а также проверит всех подрядчиков. Если компания заявила вычет по объекту, который был построен, круг вопросов, интересующих инспектора, будет еще шире. Налоговый орган затребует все документы по взаимоотношениям со строительными организациями (если строительство велось подрядным способом), причем интересовать налоговиков будет прежде всего реальная возможность выполнения работ подрядчиками. В требование инспекции будут включены все акты по работам и накладные по материалам, договоры подряда и субподряда, документы по согласованию проектов и сметы, а также планы наземных и подземных коммуникаций.
Тщательной проверке будут подвергнуты и сами подрядчики. В рамках статьи 93.1 НК РФ налоговый орган запросит все документы, которыми были оформлены работы, а также лицензии и разрешения на таковые. Кроме того, будет проведен анализ материально-технической базы строительных компаний на предмет реальности выполнения ими подрядных работ. В каждой конкретной декларации налоговый вычет будет исследоваться инспекцией в особом порядке. В рамках одной статьи будет сложно рассмотреть все частные случаи, но можно выделить ключевые моменты и направление, в котором будет двигаться налоговый орган.
КСТАТИ
Полномочия налоговиков при проведении камеральной проверки в ближайшие два года существенно расширятся
С начала 2014 года налоговики могут затребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях расчета, а также регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений в уточненной декларации, представленной по истечении двух лет, со дня, установленного для подачи первичного расчета. При условии, что уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка. Также могут быть затребованы любые документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
С января 2015 года проверяющие могут затребовать счета-фактуры, первичные и иные документы по новым основаниям:
а) при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС;
б) в случае выявления несоответствия сведений декларации по НДС, представленной компанией, сведениям декларации по НДС, представленной контрагентом компании;
в) при выявлении несоответствия сведений декларации по НДС, представленной компанией, сведениям журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур;
г) в случае выявления противоречия, несоответствия, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ)
Направление проверки и виды мероприятий налогового контроля зависят от существа операций, в результате которых сумма вычета превысила величину исчисленного налога. Прежде всего налоговики анализируют структуру налогового вычета, чтобы понять, в связи с чем (из каких операций) он сложился. Далее определяют перечень контрагентов, на которых приходится основная сумма «входного» налога.
Таким образом, инспектор определяет перечень документов, которые необходимо запросить у компании, заявившей возмещение, и круг контрагентов, в отношении которых следует провести мероприятия налогового контроля. В ходе такого анализа налоговики определяют круг лиц, которые также могут располагать сведениями о произведенных компанией операциях.
Направление проверки, а также виды мероприятий налогового контроля, которые будет проводить инспекция при проверке возмещения, определяются теми операциями, которые сформировали основную долю налогового вычета
Другими словами, насколько осуществленные операции предопределяют направление налоговой проверки, настолько компании можно с определенной долей вероятности ожидать тех или иных действий налогового органа (см. врезку «Кстати»). В рамках проверки налогового вычета инспекторы:
— направляют запросы в банк о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщика и его контрагентов (в том числе кредиторов и заимодавцев);
—вызывают свидетелей для дачи показаний;
—осматривают документы и предметы (в рамках камеральной проверки, при согласии владельца этих предметов);
—проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика (в рамках камеральной проверки, с согласия проверяемого лица по месту его нахождения);
—истребуют документы в соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ (документы, подтверждающие льготы, налоговые вычеты, а также документы, которые компания была обязана представить вместе с декларацией, но не представила);
—истребуют документы у иных лиц, располагающих сведениями о проверяемом налогоплательщике или о конкретной сделке (посредством направления поручения об истребовании документов (информации));
—проводят экспертизу (ст. 95 НК РФ) документов (почерковедческую экспертизу для подтверждения факта подписи первичных документов неустановленным лицом)1.*
При осуществлении выездного контроля, когда проверяемый период составляет 2—3 года, c целью проверки обоснованности вычетов и сравнения показателей декларации по НДС с данными других деклараций или бухгалтерской отчетности проверяющие формируют различные сводные таблицы. В таких таблицах инспектор собирает интересующие его данные, сопоставляет различные строки (графы) деклараций и иных бухгалтерских документов. В частности, такие таблицы позволяют инспекторам наглядно оценить, насколько соответствует показатель выручки декларации по НДС аналогичному показателю декларации по налогу на прибыль и отчету о финансовых результатах, а главное, рассчитать сумму необоснованного налогового вычета по каждому кварталу2.
Кроме того, для проверки правильности исчисления НДС с авансов инспектор сформирует таблицу из соответствующих строк декларации и данных счета 68 по бухгалтерскому учету. Также для проверки правильности исчисления НДС с авансов полученных может быть сформирована таблица, в которой сравниваются данные декларации, обороты по дебету счета 76.АВ и кредиту счета 62.02. Ошибки, как правило, возникают при проведении «ручных» операций и внесении некорректных исправлений в документы. При выявлении таких ошибок налоговики обычно предполагают, что налогоплательщик намеренно вносил корректировки и проводил отдельные операции (регистрировал документы) для уменьшения суммы исчисленного налога (или завышения налогового вычета). Поэтому для компании будет безопаснее заранее подготовить все оправдательные документы, объясняющие ручной ввод документа или внесение исправления в свой учет.
В случае если компания заявила в декларации налоговый вычет при отсутствии операций по реализации (вычет при нуле), налоговики проводят углубленную проверку. Как показывает практика, для выявления возможных нарушений инспекторы используют весь имеющийся арсенал мероприятий налогового контроля в соответствии с особенностями тех операций, из которых сложился вычет по НДС.
Уникальность данной ситуации заключается в том, что в декларации компания заявляет только вычет, при этом налогооблагаемых операций в том же периоде она не совершала. До недавнего времени налоговики отказывали в применении такого вычета. В письме от 14.12.11 № 03-07-14/124 Минфин России указал:
« Если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу не определяет, то принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость оснований не имеется. В связи с этим указанные налоговые вычеты производятся в том налоговом периоде, в котором возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость».
Такого мнения ведомство придерживалось с 2005 года (письмо Минфина России от 08.02.05 № 03-04-11/23). Примечательно, что есть судебный акт, поддерживающий данную точку зрения. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 17.03.11 № А63-2883/2010указал следующее:
« Из содержания и смысла названных норм (речь идет о статьях 169, 171 и 172 НК РФ. — Примеч. авт.) следует, что хозяйствующий субъект приобретает право на вычет, если он в том же налоговом периоде совершал хозяйственные операции, в которых в свою очередь являлся поставщиком товаров, работ, услуг и в составе их стоимости получал суммы НДС, т. е. являлся плательщиком НДС».
Минфин России подтвердил правомерность заявления налоговых вычетов при отсутствии у компании налогооблагаемых операций в одном отчетном периоде
Но в 2012 году финансисты изменили свое мнение. В письме от 19.11.12 № 03-07-15/148Минфин России указал, что при рассмотрении вопроса о применении вычетов по НДС при отсутствии налоговой базы в налоговом периоде следует руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 03.05.06 № 14996/05. В нем констатируется обстоятельство, согласно которому НК РФ не установлена зависимость вычетов по НДС от фактического исчисления налога по конкретным операциям и реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является условием применения налоговых вычетов.
ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 12.02.13 № А67-2660/2012 также отметил:
« Нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость на право применения налоговых вычетов от факта реализации в соответствующем налоговом периоде, от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов».
Таким образом, компания вправе заявить вычет при отсутствии налогооблагаемых операций, но инспекторы будут проверять его особо тщательно. Ведь согласно приведенному выше письму при проверке таких деклараций налоговики обращают особое внимание на все условия, которые послужили поводом для представления расчета, чтобы исключить возможность злоупотребления недобросовестными компаниями правом на вычеты (письмо Минфина России от 19.11.12 № 03-07-15/148).*
1Подробнее читайте в статье «Необычный подход к вопросу о правомерности проведения экспертизы налоговым органом».
2Вы можете сами стать инспектором и проверить свою декларацию по НДС на предмет ошибок с помощью специального сервиса, размещенного на сайте e.rnk.ru. Нужно лишь ввести показатели своих расчетов в контрольные таблицы, которые составляют налоговики на местах при проведении камеральной проверки.
22 ноябрь 2013