В результате досудебного обжалования решения инспекции положение налогоплательщика не может быть ухудшено. То есть вышестоящий налоговый орган не вправе дополнительно начислить какие-либо еще суммы налогов, пеней или штрафов сверх тех, что были отражены в решении инспекции.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как оформляются результаты камеральной налоговой проверки
Наличие нарушений
Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом* (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.
Решение по акту проверки
На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его* (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как оформляется решение по результатам налоговой проверки.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Ситуация: Как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки
Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.*
Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения*. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.
В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела* (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки* (п. 4 ст. 140 НК РФ).
УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения*. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:*
- оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
- отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
- отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Статья: Лучшая новость недели. Налоговики не вправе отвечать на жалобу доначислениями
Если компания обжаловала решение инспекции в налоговое управление, там могут исправить ошибку подчиненных исключительно в пользу компании, но никак не бюджета. Иначе говоря, управление не может увеличить сумму доначислений. К такому выводу пришел на минувшей неделе Президиум Высшего арбитражного суда* (реквизиты постановлению будут присвоены позже).
Начались судебные разбирательства. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с компанией: вышестоящий налоговый орган принимает решение исключительно по жалобе налогоплательщика и не может ухудшать его положения* (п. 2 ст. 140 НК РФ). В суде кассационной инстанции посчитали иначе: налоговики вправе изменить решение нижестоящей инспекции в части, не связанной с содержанием жалобы. К счастью, Президиум Высшего арбитражного суда встал на сторону компании. Кстати, судья Олег Наумов отметил: подобная практика – запрет ухудшать положение налогоплательщика в ответ на его жалобу – установлена почти везде в мире*. Исключения – несколько стран, например Германия. Правда, там налоговики должны предупреждать о том, что в результате рассмотрения жалобы претензии могут вырасти.
ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 28, АВГУСТ 2009
4.Статья: V Налоговый форум: особенности проведения налоговых проверок и обжалования их результатов
Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом не должно приводить к увеличению доначислений по проверке
В результате досудебного обжалования решения инспекции положение налогоплательщика не может быть ухудшено (постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.09 № 5172/09). То есть вышестоящий налоговый орган не вправе дополнительно начислить какие-либо еще суммы налогов, пеней или штрафов сверх тех, что были отражены в решении инспекции*.
«После рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщик может обращаться в арбитражный суд, — отметил Сергей Викторович. — Не требуется обжаловать в досудебном порядке решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе на решение инспекции».
ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 9, АПРЕЛЬ 2012
27.06.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.