1. Законодательство не запрещает осуществлять расчеты с контрагентом в иностранной валюте, в том числе фунтах стерлингах. С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Нерезидент (в целях применения валютного законодательства) – организация, находящаяся за рубежом и созданная по правилам иностранного законодательства или находящееся в России обособленное или самостоятельное структурное подразделение организации-нерезидента. Представительство, обособленное подразделение иностранной организации по валютному законодательству признаются нерезидентами, даже если они находятся на территории России (подп. «е» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
2. По общему правилу для осуществления валютных операций на территории России организация обязана открыть валютный счет в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ) (в иностранной валюте).
3. Бухучет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется только в рублях (ст. 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Формы КС-2 и КС-3 являются первичными учетными документами, следовательно, они должна быть составлены в валюте России.
4. Российская организация не является налоговым агентом по НДС, так как не выполняются условия пункта 1 ст. 161 НК РФ. Так же не признается налоговым агентом по прибыли, так как не соблюдены условия, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Какие валютные операции могут проводить российские организации
Все валютные операции можно условно разделить на две группы:
- запрещенные;
- разрешенные.
Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Запрещенные валютные операции
По законодательству запрещено проводить валютные операции с резидентами (ч. 1 ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Это означает, что российская организация не вправе:
- продавать иностранную валюту резиденту;
- приобретать иностранную валюту у резидента;
- использовать иностранную валюту в расчетах с резидентом.
Такой порядок установлен подпунктом «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Приобретать и продавать иностранную валюту можно только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 11 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из общего запрета на проведение валютных операций с резидентами есть исключения.
Разрешенные валютные операции
К разрешенным валютным операциям относятся:
- операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
- операции с нерезидентами.
Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.
С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).*
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:
- расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).*
Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Рекомендация: Как открыть валютный счет
В зависимости от вида совершаемых валютных операций организация может открыть валютный счет в банке, находящемся:
- на территории России;
- за рубежом.
Об этом говорится в части 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
По общему правилу для осуществления валютных операций на территории России организация обязана открыть валютный счет в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).*
Банки, находящиеся на территории России, открывают организациям следующие виды валютных счетов:
Такой порядок предусмотрен пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И.
Текущий счет
Текущий валютный счет организация открывает для осуществления валютных операций (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). После вступления в силу Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И в банковской практике текущий валютный счет также называется расчетным счетом в иностранной валюте (п. 2 информационного письма Банка России от 24 октября 2008 г. № 14). О порядке открытия и закрытия расчетного счета на территории России (вне зависимости от вида валюты) см. Как открыть (закрыть) расчетный счет в России.
Транзитный счет
Транзитный валютный счет является внутрибанковским и служит для идентификации банком поступлений иностранной валюты в пользу организации и учета валютных операций. Чтобы открыть транзитный валютный счет, не требуется заключать отдельный договор банковского счета. Об этом говорится в пункте 2 информационного письма Банка России от 24 октября 2008 г. № 14. Такой счет банк открывает без волеизъявления организации одновременно с открытием текущего валютного счета (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И). Таким образом, чтобы банк открыл транзитный валютный счет, организация не должна предпринимать никаких действий. Банк откроет его самостоятельно при открытии текущего валютного счета.
Поступление денежных средств
По общему правилу все денежные средства в иностранной валюте, поступающие в пользу организации, сначала зачисляются на ее транзитный валютный счет (п. 2.2 Инструкции Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И). Исключение из данного правила составляют валютные перечисления в пределах одного банка, которые сразу попадают на текущий валютный счет. Это денежные средства, поступающие:
- с одного текущего валютного счета организации, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этой организации в этом же банке;
- от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет организации, по заключенным между ними договорам (например, договору комиссии);
- с текущего валютного счета организации на текущий валютный счет другой организации-резидента, открытых в одном уполномоченном банке.
Об этом говорится в пунктах 2.2.1– 2.2.3 Инструкции Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И.
Списание денежных средств
С транзитного валютного счета денежные средства в иностранной валюте списываются:
- для продажи иностранной валюты;
- для зачисления поступлений иностранной валюты на текущий валютный счет организации в этом уполномоченном банке или на текущий валютный счет этой организации (с предварительным зачислением на транзитный валютный счет), открытый в другом уполномоченном банке;*
- для возврата ошибочно поступивших в пользу организации денег.
Открытие счета за рубежом
Помимо валютного счета в банке на территории России, организация может открыть счет за рубежом в любой валюте (в т. ч. и российских рублях). Такой порядок следует из части 1 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.*
Условия открытия (закрытия) счета за рубежом регулируется законодательством соответствующих стран.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
3. Рекомендация: Можно ли выписать товарную накладную в иностранной валюте или условных единицах
Нет, нельзя.
Бухучет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется только в рублях (ст. 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).* Товарная накладная является первичным учетным документом, следовательно, она должна быть составлена в валюте России. Такая точка зрения высказана в письмах Минфина России от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/2/127 и от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/866. Подтверждает ее арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июня 2007 г. № А13-13207/2006-30).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям обосновать правомерность составления товарной накладной в иностранной валюте или условных единицах. Они заключаются в следующем.
Денежное обязательство может быть выражено в иностранной валюте или условных денежных единицах (п. 2 ст. 317 ГК РФ). Следовательно, и товарная накладная может содержать суммы в иностранной валюте. Такой вывод был сделан в постановлениях ФАС Московского округа от 9 марта 2007 г. № КА-А40/129-07 и от 11 января 2008 г. № КА-А41/12903-07, Волго-Вятского округа от 2 марта 2004 г. № А17-2034/5. При этом требование о ведении бухучета в рублях не нарушается, поскольку активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли (п. 4 ПБУ 3/2006).
Есть способ, позволяющий избежать споров с проверяющими. В бухгалтерских регистрах активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте, нужно указать и в рублях, и в валюте расчетов (п. 20 ПБУ 3/2006). Учетные регистры составляют на основании первичных документов. Поэтому в товарной накладной стоимость товаров можно отразить через дробь двумя суммами: рубли/валюта (условные единицы).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
4.Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);*
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
5.Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять:
- российские организации, в том числе плательщики ЕСХН (п. 4 ст. 346.1 НК РФ), единого налога при упрощенке (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ, письмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-03-02-04/1/121);
- иностранные организации, имеющие постоянные представительства в России (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Российские налоговые агенты
Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:
- дивидендов российским организациям (п. 2 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
- иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга