Чтобы вести транспортное средство в эксплуатацию нужно создать комиссию и определить дату ввода, внутренним документом, например актом или отдельным приказом.
Дата регистрации в ГИБДД и дата подписания акта приема-передачи не влияет на дату ввода в эксплуатацию.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как ввести в эксплуатацию основное средство
Чтобы своевременно начать платить налог на имущество, начислять амортизацию, а НДС с расходов на его приобретение принять к вычету, сначала объект нужно ввести в эксплуатацию и отразить в составе основных средств. Обычно это делают тогда, когда все необходимые работы по доведению имущества до состояния, пригодного к использованию, выполнены.
Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению*. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83, который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105.
Важно помнить, что в составе основных средств нужно отражать все имущество, которое отвечает определенным критериям. В эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию. А используется на самом деле основное средство или еще нет, значения не имеет – его все равно необходимо ввести в эксплуатацию. Правда, когда объект простаивает, его можно законсервировать.
При вводе в эксплуатацию проводят оценку самой возможности использования объекта в качестве основного средства, определение его первоначальной стоимости, срока полезного использования, а для налогового учета еще и амортизационной группы.
Документальное оформление
Как и любой другой факт хозяйственной жизни, ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства надо оформить первичным документом. Такой порядок установлен в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Для оформления ввода в эксплуатацию основных средств вы можете воспользоваться типовыми формами, а именно:*
- № ОС-1 – для одного отдельного объекта. Кроме зданий и сооружений;
- № ОС-1а – для зданий и сооружений;
- № ОС-1б – для групп объектов основных средств. Кроме зданий и сооружений.
Это следует из указаний, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
В этих формах предусмотрены специальные графы для внесения необходимых сведений. Однако вы вправе создать и утвердить собственную форму акта ввода в эксплуатацию. Главное предусмотреть в нем все необходимые реквизиты. Иначе документ не признают первичным. Например, можно составить акт ввода в эксплуатацию.*
В любом случае форму документа, которым вы оформите ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства, утверждает руководитель приказом к учетной политике*.
Все это следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 4 ПБУ 1/2008.
О готовности объекта к эксплуатации будет также свидетельствовать заключение специальной комиссии. Его достаточно указать прямо в акте ввода в эксплуатацию. Для этого можно привлечь комиссию, которая занята приемкой приобретенных основных средств*.
Кроме того, на основное средство заводят инвентарную карточку или книгу в зависимости от того, как вы учитываете основные средства. При этом можно воспользоваться следующими типовыми формами: № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.
Ситуация: как определить дату, когда объект основных средств ввели в эксплуатацию*
Дату ввода в эксплуатацию установите в момент готовности основного средства к использованию. Сделать это можно внутренним документом, например актом или отдельным приказом.*
Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.
Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют.
Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.*
Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1, ОС-1а или ОС-1б. Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20. Внесение дополнительного реквизита в форму № ОС-1 пропишите в учетной политике.*
В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно, или просто зафиксировать дату приказом руководителя.*
Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01 нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям. И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Ситуация: Можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора )
Да, можно.
Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию* (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию* (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
20.08.2014 г.
С уважением,
Светлана Баркова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Светланой Чуприковой ,
начальником Горячей линии БСС «Система Главбух».