Преобразование АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста и бухгалтера. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании АО недействительным. Из-за ненадлежащего уведомления кредиторов реорганизуемым АО регистрирующий орган может отказать во внесении в ЕГРЮЛ записи, подтверждающей факт реорганизации. Подача в регистрирующий орган передаточного акта, составленного с нарушением требований законодательства, не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.
В этой связи была подготовлена информация о поэтапном плане преобразования акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью. Информация представлена в файле ответа.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист
1. Рекомендация: Как провести преобразование АО
Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО
Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы*.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) устанавливает, что в процессе реорганизации АО может преобразоваться в:
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью (далее – ОДО);
- производственный кооператив;
- некоммерческое партнерство.
Обоснование
Перечень форм, в которые можно преобразовать АО, приведен в пункте 1 статьи 20 Закона об АО. Этот пункт не предусматривает возможность преобразования АО в ОДО. Однако к ОДО применяются правила об ООО* (если такие правила не противоречат ст. 95 ГК РФ). Следовательно, АО можно преобразовать не только в ООО, но и в ОДО. К тому же Закон об АО косвенно указывает на возможность такой реорганизации (подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Вместе с тем, организационно-правовая форма ОДО не получила распространения на практике. Поэтому реорганизация АО путем его преобразования в ОДО в настоящее время почти не проводится.
Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:*
1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.
2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
3. Разработать документы, которые будут утверждаться на общем собрании акционеров. А именно, передаточный акт (составляется бухгалтерией при взаимодействии с юридическим отделом) и проект учредительных документов создаваемого юридического лица.
4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;
5. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.
6. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
7. Уведомить кредиторов реорганизуемого АО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства.
8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).
9. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО).
10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.*
Сведения, представляемые в Пенсионный фонд РФ при реорганизации юридического лица
Реорганизуемое юридическое лицо (страхователь) обязано представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ следующие сведения о работниках (застрахованных лицах):*
- Сведения об индивидуальном лицевом счете каждого работника, уволенного в связи с реорганизацией (подп. 1–8 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).
- Сведения о страховых взносах и страховом стаже в отношении каждого работника (п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете).
- Сведения, содержащиеся в реестре застрахованных лиц (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»).
Все эти сведения юридическое лицо должно представить в течение месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 9, абз. 2 п. 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете).
11. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.
Каким требованиям должен отвечать передаточный акт при преобразовании АО
Права и обязанности от реорганизуемого АО к создаваемому юридическому лицу переходят на основании передаточного акта (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона об АО). Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве (т. е. о переходе прав и обязанностей) по всем обязательствам реорганизуемого АО в отношении всех его кредиторов и должников (абз. 4 п. 6 ст. 15 Закона об АО). При отсутствии таких положений налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Передаточный акт составляет бухгалтерия реорганизуемого АО при взаимодействии с юридическим отделом. Документ вступает в силу с момента его утверждения общим собранием акционеров (подп. 8 п. 3 ст. 20 Закона об АО).*
Форма передаточного акта законодательно не утверждена. Обычно в передаточном акте устанавливается, что реорганизуемое АО передает, а правопреемник (создаваемое юридическое лицо) принимает:*
1) имущество. Нужно указать актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства);
2) документацию. Примерный перечень документов, прилагаемых к передаточному акту, сформулирован в пункте 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н (далее – Методические указания). Такими документами являются:
- бухгалтерская отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств;
- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств (инвентаризация должна быть проведена перед составлением передаточного акта);
- первичные учетные документы по материальным ценностям (например, акты приемки-передачи основных средств);
- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов о переходе к правопреемнику имущества и обязательств по договорам, а также расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Кроме того, при реорганизации необходимо передать документы, перечисленные в пункте 1 статьи 89 Закона об АО (договор о создании АО, устав, свидетельство о государственной регистрации, протоколы общих собраний акционеров и т. д.). Закон устанавливает, что условия и место хранения таких документов должны определить учредители (уполномоченный орган) реорганизуемого лица (п. 9 ст. 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Поэтому в передаточном акте имеет смысл указать, какие именно документы и в каком порядке будут передаваться от реорганизуемого АО к создаваемому юридическому лицу.
Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования
Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО).* Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.
Решение о преобразовании АО в ООО (ОДО) или производственный кооператив принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Преобразование в некоммерческое партнерство проводится только по единогласному решению всех акционеров (абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).
Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.*
Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению
«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».
Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).
Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):
- наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
- порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
- порядок обмена акций (порядок распределения имущества);
- указание об утверждении передаточного акта (передаточный акт прикладывается к решению);
- указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица (учредительные документы прикладываются к решению);
- список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
- указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).
Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества
Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.
Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).
Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.*
Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества
Только реорганизуемое акционерное общество.*
Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.
Передача имущества осуществляется только на основании передаточного акта (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона об АО).
Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:
- уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
- и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).
Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.
Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 10 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 14 Закона об ООО).
Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:
- дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
- особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.
Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме преобразования может быть признано недействительным.
В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:*
- увеличится срок проведения реорганизации;
- АО понесет расходы на проведение нового собрания;
- реорганизация АО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.
Пример из практики: Суд признал недействительным решение о реорганизации ЗАО, так как некоторые акционеры не были уведомлены о проведении общего собрания*
ЗАО «У.» провело общее собрание акционеров. Повестка дня включала вопрос о реорганизации общества в форме преобразования в ООО «У.». Собрание акционеров приняло решение о реорганизации.
Гражданин П. и ЗАО «П.» (акционеры ЗАО «У.») не участвовали в собрании. Посчитав, что принятое решение нарушает их права, они обратились в суд с иском к ООО «У.» и налоговой инспекции о признании недействительными:
- решения о реорганизации ЗАО «У.», оформленного протоколом общего собрания акционеров;
- решения налоговой инспекции о государственной регистрации ООО «У.».
Суд установил, что ЗАО «У.» не известило акционеров о проведении общего собрания, нарушив тем самым правила статьи 52 Закона об АО. Такое нарушение является основанием для удовлетворения иска о признании решения собрания недействительным (п. 24 постановления № 19). Гражданин П. и ЗАО «П.» не участвовали в голосовании по вопросу о преобразовании. Вместе с тем, они владели в совокупности 30 процентами акций реорганизованного общества. Следовательно, голосование этих акционеров могло повлиять на принятие решения (п. 7 ст. 49 Закона об АО). По этим причинам суд удовлетворил заявленные требования. В итоге ЗАО «У.» не преобразовалось в ООО «У.» в процессе реорганизации (постановление ФАС Московского округа от 16 апреля 2010 г. № КГ-А40/1870-10-П по делу № А40-16629/08-57-120).
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования
После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:*
- уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
- уведомить кредиторов и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства;
- провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
- выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО);
- представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.
АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:
- копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
- выписку из такого протокола.
Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.
Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации
В налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после того, как общество приняло решение о реорганизации. Причем уведомление надо подать вместе с принятым решением о преобразовании.
Обоснование
Такие правила установлены в пункте 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ, пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.
Уведомление подписывает генеральный директор реорганизуемого АО либо иное лицо, действующее от имени общества без доверенности (далее – заявитель).
Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации АО в форме преобразования
Да, нужно,* за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.
С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».
Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).
Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.
В подтверждение того, что уведомление подано, инспекция выдает заявителю расписку в получении документа с указанием даты принятия (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 66–69 Административного регламента). Помимо этого, на следующий день после принятия уведомления инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленный документ, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».
В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 16 Административного регламента).
В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, п. 86–90 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).
До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о реорганизации акционерного общества по форме № С-09-4.
Обоснование
Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р12003, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.
Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними
Реорганизуемое АО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО). Для этого необходимо поместить сообщение (уведомление) о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.
Обязательные сведения, содержащиеся в сообщении (п. 6.1 ст. 15 Закона об АО):*
- сведения о реорганизуемом АО (полное наименование, адрес, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
- сведения о создаваемом юридическом лице (полное и сокращенное наименования, местонахождение);
- форма реорганизации – преобразование;
- порядок и условия заявления кредиторами своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа АО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с АО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
- сведения о единоличном исполнительном органе реорганизуемого и создаваемого юридических лиц;
- сведения о лицах (при их наличии), намеревающихся предоставить обеспечение исполнения обязательств кредиторам реорганизуемого общества.
Чтобы кредиторы смогли оценить экономическое состояние реорганизуемого АО, общество вправе включить в уведомление дополнительные сведения (п. 6.2 ст. 15 Закона об АО):
- сведения о кредитных рейтингах реорганизуемого АО;
- сведения об изменении кредитных рейтингов за три последних завершенных финансовых года (или за каждый завершенный финансовый год, если АО осуществляет свою деятельность менее трех лет).
Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 6 ст. 15 Закона об АО).
Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).
Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2013 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2013 года.
Обоснование
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Следовательно, второе уведомление можно разместить не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого (абз. 5 п. 12 письма ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64).
После того как второе уведомление будет опубликовано, реорганизуемое акционерное общество сможет представить документы для регистрации реорганизации (при условии если проведены все остальные необходимые мероприятия). Другими словами, акционерное общество вправе зарегистрировать реорганизацию, не дожидаясь, пока истечет один месяц со дня публикации второго уведомления.
При нарушении правил уведомления кредиторов или при отсутствии доказательств такого уведомления налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).*
Обязано ли акционерное общество направить в адрес каждого кредитора письменное уведомление о начале процедуры преобразования по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации
Нет, не обязано.
Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность направлять в адрес кредиторов письменные уведомления о реорганизации. Однако в пункте указано, что такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок уведомления кредиторов.
Порядок уведомления кредиторов при реорганизации АО установлен пунктом 6 статьи 15 Закона об АО. Ранее (до 31 декабря 2008 года) этот пункт обязывал реорганизуемое АО направлять в адрес всех известных ему кредитивов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации. Если АО не исполняло эту обязанность, суд признавал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации реорганизации.
С 31 декабря 2008 года и по настоящее время действуют другие правила уведомления кредиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»). Теперь пункт 6 статьи 15 Закона об АО не обязывает направлять сообщения в адрес каждого кредитора.
Кредиторы вправе требовать досрочного исполнения обществом тех обязательств, которые возникли до момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».
Если должником кредитора является ЗАО, то кредитор вправе потребовать досрочного исполнения обязательства, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).
Если должником кредитора является ОАО, то кредитор вправе потребовать по своему выбору:
- либо досрочного исполнения обязательства;
- либо прекращения обязательства и возмещения убытков.
Требования к ОАО предъявляются:
- только в судебном порядке (абз. 1 п. 3 ст. 60 ГК РФ);
- не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз. 2 п. 3 ст. 60 ГК РФ).
Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования
Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).
Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России. При регистрации некоммерческого партнерства документы нужно представить в территориальный орган Минюста России.
О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 9.4.7 Стандартов эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.
Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:*
- сообщить регистратору, ведущему реестр акционеров реорганизованного АО, о факте внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности этого АО (абз. 2 п. 9.4.7 Стандартов эмиссии);
- направить в территориальное учреждение Банка России уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг (глава X Стандартов эмиссии), в частности об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения всех размещенных акций в связи с реорганизацией (абз. 2 подп. 1 п. 10.4 Стандартов эмиссии).
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Сергей Карулин
главный юрисконсульт ОАО «Реестр»
2. Ситуация: Порядок уведомления органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации (ликвидации) юридического лица
Реорганизуемое (ликвидируемое) юридическое лицо обязано уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале процедуры реорганизации (ликвидации). Эта обязанность предусмотрена пунктом 3 частью 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).
Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):*
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
- Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы.
Реорганизуемое (ликвидируемое) юридическое лицо должно направить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о принятии решения о реорганизации (ликвидации). Сообщения нужно направить в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщения. В сообщении целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о реорганизации (ликвидации) и реквизиты такого решения.
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Сергей Карулин
главный юрисконсульт ОАО «Реестр»
3. Формы и справки: Протокол общего собрания акционеров. Решение о реорганизации АО в форме преобразования
Закрытое акционерное общество «Альфа»
ПРОТОКОЛ № 15
общего собрания акционеров Закрытого акционерного общества «Альфа»
г. Москва «30» октября 2012 года
Вид общего собрания: внеочередное.
Форма проведения: очное присутствие (собрание).
Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании: 24 сентября 2012
года.
Местонахождение Общества: г. Москва, ул. Михалковская, д. 20.
Место проведения общего собрания: г. Москва, ул. Михалковская, д. 20.
Дата проведения общего собрания: 30 октября 2012 года.
Время начала и окончания регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании: 14.30–
15.00.
Время проведения общего собрания:
время открытия общего собрания: 15.00;
время закрытия общего собрания: 17.00.
Общее количество голосов акционеров, которыми обладают акционеры – владельцы голосующих
акций Общества: 100.
Количество голосов, которыми обладают акционеры, присутствующие на собрании: 100.
Собрание правомочно.
Председатель собрания: А.В. Львов.
Секретарь собрания: Е.В. Иванова.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Реорганизация Общества в форме преобразования.
По вопросу повестки дня
Выступил: А.В. Львов с предложением реорганизовать Общество в форме преобразования.
Вопрос, поставленный на голосование: реорганизовать Закрытое акционерное общество «Альфа»
в форме преобразования, в том числе:
1. Утвердить следующий порядок и условия реорганизации:
– в течение трех рабочих дней после дня принятия решения о реорганизации уведомить
налоговый орган и орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале
процедуры реорганизации;
– дважды с периодичностью один раз в месяц поместить в средствах массовой информации,
в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц,
уведомление о своей реорганизации. Первое уведомление поместить в течение пяти дней с
момента внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации;
– произвести расчеты с кредиторами в соответствии с требованиями законодательства.
2. Создать в процессе реорганизации Общество с ограниченной ответственностью «Альфа».
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью «Альфа»:
– местонахождение: г. Москва, ул. Михалковская, д. 20;
– генеральный директор: Беспалов Петр Андреевич (паспорт серии 17 01 № 123457 выдан
01.01.2001 УВД г. Москвы);
– ревизор: Кондратьев Александр Сергеевич (паспорт серии 17 01 № 123458 выдан 01.01.2001
УВД г. Москвы).
3. Утвердить следующий порядок обмена акций Закрытого акционерного общества «Альфа» на
доли в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью «Альфа»:
– 600 обыкновенных акций, принадлежащих ООО «Торговая фирма "Гермес"», номинальной
стоимостью 60 000 (Шестьдесят тысяч) руб. обмениваются на долю 60% номинальной
стоимостью 60 000 (Шестьдесят тысяч) руб.;
– 400 обыкновенных акций, принадлежащих ООО «Производственная фирма "Мастер"»,
номинальной стоимостью 40 000 (Сорок тысяч) руб. обмениваются на долю 40% номинальной
стоимостью 40 000 (Сорок тысяч) руб.
4. Утвердить устав Общества с ограниченной ответственностью «Альфа».
5. Утвердить передаточный акт от 12 октября 2012 г. № 13.
Число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в
общем собрании, по этому вопросу повестки дня: 100.
Число голосов, приходившихся на голосующие акции общества по этому вопросу повестки дня,
определенное с учетом норм пункта 4.20 Положения о дополнительных требованиях к порядку
подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного приказом ФСФР
России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н: 100.
Число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании по этому вопросу
повестки дня: 100.
Кворум имеется.
Итоги голосования:
«ЗА» – 100, что составляет 100%;
«ПРОТИВ» – 0, что составляет 0%;
«ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» – 0, что составляет 0%.
Лица, голосовавшие против принятия решения собрания и потребовавшие внести запись об этом в протокол: отсутствуют.
Принятое решение: реорганизовать Закрытое акционерное общество «Альфа» в форме
преобразования, в том числе:
1. Утвердить следующий порядок и условия реорганизации:
– в течение трех рабочих дней после дня принятия решения о реорганизации уведомить
налоговый орган и орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале
процедуры реорганизации;
– дважды с периодичностью один раз в месяц поместить в средствах массовой информации,
в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц,
уведомление о своей реорганизации. Первое уведомление поместить в течение пяти дней с
момента внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации;
– произвести расчеты с кредиторами в соответствии с требованиями законодательства.
2. Создать в процессе реорганизации Общество с ограниченной ответственностью «Альфа».
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью «Альфа»:
– местонахождение: г. Москва, ул. Михалковская, д. 20;
– генеральный директор: Беспалов Петр Андреевич (паспорт серии 17 01 № 123457 выдан
01.01.2001 УВД г. Москвы);
– ревизор: Кондратьев Александр Сергеевич (паспорт серии 17 01 № 123458 выдан 01.01.2001
УВД г. Москвы).
3. Утвердить следующий порядок обмена акций Закрытого акционерного общества «Альфа»
на доли в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью «Альфа»:
– 600 обыкновенных акций, принадлежащих ООО «Торговая фирма "Гермес"», номинальной
стоимостью 60 000 (Шестьдесят тысяч) руб. обмениваются на долю 60% номинальной
стоимостью 60 000 (Шестьдесят тысяч) руб.;
– 400 обыкновенных акций, принадлежащих ООО «Производственная фирма "Мастер"»,
номинальной стоимостью 40 000 (Сорок тысяч) руб. обмениваются на долю 40%
номинальной стоимостью 40 000 (Сорок тысяч) руб.
4. Утвердить устав Общества с ограниченной ответственностью «Альфа».
5. Утвердить передаточный акт от 12 октября 2012 г. № 13.
Подсчет голосов проводила:счетная комиссия в составе П.А. Беспалова, Н.И. Коровина, Ю.И. Колесова.
Приложения:
1) протокол об итогах голосования;
2) устав ООО «Альфа»;
3) передаточный акт от 12 октября 2012 года.
Председатель собрания |
А.В. Львов |
|
Секретарь собрания |
Е.В. Иванова |