КТС формируют по принципу «50/50»: равное число участников от работников и работодателя. Наша статья об этом и других правилах.
- Важная статья:
- Как безошибочно оформить кадровые перестановки
КТС не вправе взыскивать моральный вред
Трудовой кодекс РФ выделяет ряд трудовых споров, которые вправе рассматривать только суды:
- о восстановлении на работе;
- переводе на другую работу;
- защите персональных данных и некоторые другие (ст. 391 ТК РФ).
На долю КТС приходятся относительно «простые» трудовые споры. Например, по заработной плате или премии, отпускам и дисциплинарным взысканиям (исключение — увольнения).
Причем в КТС может обратиться только работник. Работодатель такой возможности лишен. Поэтому взыскать с работника ущерб за хищение денег из кассы через комиссию не получится.
Но для работников при обращении в КТС есть существенный минус. Они не вправе взыскивать моральный вред. По смыслу ст. 237 ТК РФ это относится к компетенции суда.
Работник обратился в КТС и потребовал оплатить сверхурочные часы и моральный вред за задержку денег. КТС может только обязать работодателя доплатить за переработку. Чтобы возместить моральный вред, работнику нужно обращаться в суд.
В то же время встречаются ситуации, когда работники обращаются в КТС с заявлением, рассмотрение которого не входит в ее компетенцию. Так, работник просил проверить законность перевода. КТС признала его законным. Суд подтвердил правильность решения КТС. При этом не обратил внимания, что комиссия по трудовым спорам рассмотрела вопрос, который выходил за рамки ее полномочий (апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2016 по делу № 33–20433/2016).
Рассматривать споры в КТС дешевле, чем в судах
Специфика КТС заключается в том, что:
- ее создают из работников организации на паритетных началах. Стороны направляют в КТС равное число своих представителей;
- законодательство не предъявляет требований к членам КТС. Опыт, знания в области права или авторитет — для них не важны;
- члены КТС не несут ответственности за свою деятельность. Вместе с тем вступившее в законную силу решение КТС обеспечено возможностью государственного принуждения;
- удостоверение КТС — исполнительный документ (ч. 2 ст. 389 ТК РФ, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
К тому же деятельность КТС в организации имеет ряд преимуществ.
Во-первых, исключаются обычные расходы, которые сопровождают иск работника в суд: госпошлина, выплаты представителю и др. Во-вторых, отменяются служебные командировки юристов в другую местность из-за того, что работник подал иск в суд по месту жительства. КТС рассмотрит спор по месту работы. В-третьих, не будет судебной волокиты. Комиссии рассматривают заявления работников в 10-дневный срок. В-четвертых, в деятельность КТС не вмешиваются госорганы и их работа не имеет такого гласного характера, как судебные разбирательства. Это хорошо для имиджа организации.
Еще одна положительная сторона КТС — доверие со стороны работников. Раз работодатель участвовал в создании КТС, значит, готов к диалогу. Это создает позитивный образ. Лояльность работников повысится, если комиссию наделяют полномочиями давать разъяснения, консультации и рекомендации работникам.
Комиссия по трудовым спорам обязана принять заявление от работника
Любой структуре нужны правила, по которым она будет функционировать. КТС не исключение. Поэтому после создания комиссии нужно принять локальный нормативный акт, например Положение о КТС.
Цель локального нормативного акта — преодолеть законодательные пробелы и детально урегулировать порядок работы КТС в организации. При этом положения акта не должны расширять полномочия КТС по сравнению с указанными в законе.
Укажите в положении:
- срок, на который создается КТС;
- полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Эти лица должны быть в КТС в силу ст. 384 ТК РФ;
- виды споров, подлежащие рассмотрению в КТС;
- последствия подачи в КТС заявления, которое не относится к ее компетенции. Комиссия по трудовым спорам вправе отказать в удовлетворении такого заявления. Но не принимать его нельзя. Закон такой возможности не предусматривает;
- требования к содержанию заявления работника в КТС. Тут можно воспользоваться аналогией с исковым заявлением;
- порядок хранения печати и ведения журнала регистрации заявлений, оповещения о заседании, ведения протокола и др.;
- уважительные причины пропуска срока на обращение в КТС, при наличии которых он может быть восстановлен;
- порядок замены выбывших или отсутствующих членов КТС. Это пригодится для ситуаций, когда работники — члены КТС не смогут принять участие в заседании комиссии. Например, из-за любого вида отпуска, служебной командировки, увольнения.
Особое внимание уделите нормам локального нормативного акта, в которых будет прописан порядок принятия решения КТС (ст. 388 ТК РФ). Регламентируйте, как будут проходить тайное голосование и подсчет голосов простого большинства членов комиссии. Кроме того, укажите порядок составления мотивированного решения КТС.
- Статьи по теме:
- Как работодатель продлевает испытание
- Можно ли использовать сокращение для увольнения работника
- Что делают работодатели, которые не хотят возобновлять отношения с восстановленным по суду работником
- Как реагировать на требования от налоговиков
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа