Налоговая инспекция, при отсутствии камеральной, выездной проверки или встречной проверки контрагента, может истребовать у налогоплательщика документы в рамках проверки контролируемых сделок или относительно конкретной сделки (в соответствии с положением ст. 93.1 НК РФ).
При отсутствии налоговой проверки или вне рамок проверки контролируемых сделок или относительно конкретной сделки, ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика какие – либо пояснения или документы.
При этом имеется судебная практика (постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г. по делу г. № А68-13557/09), которая базируется на том, что любое требование налогового органа должно быть обоснованным, а если налогоплательщику направлено необоснованное требование, то оно в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ может не выполняться. Требование же, заявленное вне рамок налоговой проверки, обоснованным быть не может.
Поэтому в том случае, если налогоплательщик не готов спорить с налоговым органом (в вышестоящем органе или суде), запрос ИФНС о представлении документов следует исполнить. Но в случае привлечения к ответственности за неподачу пояснений организация, вероятно, сумеет оспорить такое решение налогового органа.
Обоснование
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке
Порядок подачи документов по требованию проверяющих в рамках камеральной проверки отличается от порядка подачи письменных и устных пояснений, запрошенных инспекцией в рамках указанной проверки.
Пояснения организации
Письменные пояснения, которые налоговая инспекция вправе запросить в ходе камеральной проверки при обнаружении ошибок и (или) противоречий, организация может подать в произвольной форме. Пояснения по отдельным декларациям рекомендуется подавать на бланках, разработанных налоговой службой. В частности, образец ответа на требование о представлении пояснений по декларации по НДС рекомендован письмом ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
К пояснениям организация вправе приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Это следует из пункта 4статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Представлять к пояснениям дополнительные документы, которые потребовала сама инспекция, организация не обязана. Такое требование со стороны инспекции неправомерно.
Представить запрошенные пояснения в инспекцию организации следует в течение пяти рабочих дней:
- со дня получения от инспекции сообщения о выявленных ошибках и (или) неточностях, в котором содержится требование представить пояснения или внести изменения;
- со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений в связи с уменьшением суммы налога к уплате в бюджет по результатам проверки уточненной декларации (расчета);
- со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений, обосновывающих сумму полученного убытка, заявленного в декларации (расчете) за налоговый (отчетный период);
- со дня получения от инспекции требования представить пояснения и документы, связанные с участием в региональном инвестиционном проекте;
- со дня получения налоговым агентом от инспекции требования представить документы, подтверждающие правильность удержания налога на прибыль по ценным бумагам.
Такой порядок следует из пункта 3 статьи 88, пункта 6 статьи 6.1, пункта 1 статьи 214.8 Налогового кодекса РФ.
Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения указанного сообщения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Пример определения предельного срока на представление пояснений по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки
16 июня 2015 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 14 июля 2015 года организация получила из инспекции сообщение о выявленных ошибках и (или) неточностях с требованием представитьпояснения или внести изменения. Предельный срок на подачу пояснений (внесение изменений) – с 15 по 21 июля 2015 года включительно.
Ответственности за непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает (ст. 88 НК РФ).
Главбух советует: Если инспекция в ходе камеральной проверки требует представить письменные пояснения по выявленным ошибкам и противоречиям, исполните ее требование.
Несмотря на то что ответственности за непредставление письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает, своевременная подача пояснений может избавить организацию от проблем с необоснованным доначислением налога, пеней и привлечением к ответственности по итогам камеральной проверки.
Для подачи устных пояснений должностному лицу организации (руководителю) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове. За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности.
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны:
- платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
- своевременно вставать на налоговый учет;
- вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;
- сдавать налоговую отчетность;
- сдавать годовую бухгалтерскую отчетность (в течение трех месяцев по окончании года);
- представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;*
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.
Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен в статье 23 Налогового кодекса РФ.
Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщика
Если организация не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то ее могут привлечь к налоговой ответственности (п. 5 ст. 23 НК РФ).*
Из Налогового кодекса РФ
«Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.*
В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.
2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля*.
2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.*».
Из комментария к статье 93.1 Налогового кодекса РФ
Статья 93.1 Налогового кодекса РФ устанавливает процедуру истребования документов у контрагентов налогоплательщика.
В пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Относительно того, за какой период времени документы могут быть истребованы налоговыми органами, есть позиция, изложенная в письме Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, суть которой сводится к тому, что поскольку Налоговый кодекс РФ ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, то любые требования в этой части со стороны налоговых органов будут правомерны.
В то же время имеется судебная практика (постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г. по делу г. № А68-13557/09), которая базируется на том, что любое требование налогового органа должно быть обоснованным, а если налогоплательщику направлено необоснованное требование, то оно в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ может не выполняться. Требование же заявленное вне рамок налоговой проверки обоснованным быть не может.*
Данный довод видится верным в связи с тем, что введенный в комментируемую статью Федеральным законом от 28.11.2011 г. № 336-ФЗ пункт 1.1 содержит указание о том, что налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, сведения только за проверяемый период.
Пунктом 3 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), производится налоговым органом по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация).
В пункте 4 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
А в пункте 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ закреплено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Дополнительно отметим, что истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ, то есть:
- истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий;
- копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
В пункте 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ установлено, что при проведении налоговой проверки инспекторы могут применить санкции в случае:
- отказа представить истребуемые документы или непредставления их в установленные сроки (ст. 126 НК РФ);
- неправомерного несообщения (несвоевременного сообщения) истребуемой информации (ст. 129.1 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов установлен приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.
Из статьи журнал «Российский налоговый курьер» № 22, ноябрь 2014
Какие аргументы помогут не раскрывать сведения о контрагенте даже в рамках «встречки»
При истребовании информации о конкретной сделке в требовании должны быть указаны ее идентифицирующие признаки и никаких лишних документов
В случае если налоговики истребуют информацию в отношении конкретной сделки, то они должны указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). Но поскольку инспекторам нужна эта информация вне рамок проверки, зачастую они не указывают реквизиты договора, а составляют расплывчатый перечень документов.
Анализ судебной практики подтверждает, что в этом случае у лица, получившего запрос без указания конкретной сделки, есть повод не исполнять требование.
В частности, в одном из дел, которое рассматривал ФАС Поволжского округа, было установлено, что налоговики, помимо договора «А» со всеми приложениями и спецификациями, истребовали также следующие документы: дополнение к договору (контракту, соглашению) купли-продажи, акт о приемке выполненных работ, платежное поручение.
При этом суд заметил, что в требовании отсутствовали какие-либо сведения о том, относятся ли данные документы к договору «А». Кроме того, исходя из названий этих документов и периода, определить, относятся ли истребованные документы к конкретной сделке, равно как и объем необходимой информации по сделке, не представлялось возможным. В результате налоговики спор проиграли (постановление от 17.01.13 № А65-10975/2012).
К аналогичным выводам приходили и другие суды (например, постановления ФАС Дальневосточного от 06.03.12 № Ф03-306/2012,Западно-Сибирского от 29.12.10 № А27-4698/2010 и Северо-Западного от 10.08.10 № А56-73208/2009 округов).*
Компании продляют срок представления документов, объясняя это тем, что директор или главбух в командировке
Если компания не успевает собрать документы в пятидневный срок, она может ходатайствовать о продлении срока (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Чтобы инспекторы пошли на такую отсрочку, компании нужно привести весомые аргументы.
На практике чаще всего организации указывают следующие причины:
—большое число запрашиваемых документов;
—отсутствие главного директора или главбуха в офисе (командировка, отпуск);
—сотрудник, ответственный за ту или иную сделку, находится на больничном и т. п.
Если налоговиков удовлетворят такие причины, то о своем решении продлить срок представления документов они сообщат компании в течение трех дней. Но тут важно знать, что на практике контролеры нередко игнорируют такие ходатайства налогоплательщиков. В этом случае имеет смысл явиться в инспекцию и завизировать там свое ходатайство.
Розалина Лахман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Алла Лившиц, налоговый консультант