За несвоевременную подачу единой (упрощенной) налоговой декларации организация привлекается по статье 119 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 5 процентов от суммы налога, которая должна быть уплачена по декларации, но которая не была перечислена в бюджет в установленный срок. При этом размер штрафа, который может быть взыскан за несвоевременное представление такой декларации, составляет 1000 руб. (по каждому налогу, включенному в отчетность).
Соответственно, если деятельность не ведется, и доходов нет – штраф за неподачу единой (упрощенной) налоговой декларации будет составлять 1000 руб. (минимальный).
И в данном случае учредителям следует решить – будет ли организация вести деятельность позже, или нет. В первом случае обязательно следует представлять налоговую отчетность, поскольку ИФНС может самостоятельно инициировать закрытие организации (исключить из реестра) если юридическое лицо не сдает отчетность в течение 12 месяцев, и отсутствует движения денег по всем расчетным счетам также в течение года (пункт 1 статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
В том случае, если организация прекращает свою деятельность, штрафы и блокировка счета за неподанную отчетность дополнительных негативных последствий для организации не несут. После исключения из ЕГРЮЛ ее долги перед бюджетом также перестанут существовать, поскольку правопреемников при ликвидации нет. Учредители по долгам организации не отвечают, их имущество отделено от имущества созданного ими юридического лица.
Соответственно, если планируется прекратить деятельность организации, можно не сдавать отчетность и ждать, когда налоговый орган исключит организацию из ЕГРЮЛ. Кроме того, можно инициировать добровольную ликвидацию (для этого учредители должны принять соответствующее решение).
Если же приостановление деятельности – временное, обязательно следует подавать отчетность.
Обоснование
Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как составить и сдать единую (упрощенную) налоговую декларацию
Право на упрощенную декларацию
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Единую (упрощенную) налоговую декларацию могут сдавать организации и предприниматели, если в течение отчетного (налогового) периода у них одновременно:
- не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
- не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются.
Это следует из положений пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 24 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-561, от 23 ноября 2007 г. № 03-02-08/15.
Сведения об НДС можно вписать в единую (упрощенную) декларацию при соблюдении еще одного дополнительного условия – отсутствие каких либо операций, которые должны отражаться в декларации по НДС. Это связано с тем, что в декларации по НДС отражаются в том числе и операции, которые не являются объектом налогообложения. Например, операции по продаже товаров (работ, услуг), местом реализации которых Россия не признается, отражаются в разделе 7 декларации по НДС. Такой вывод следует из абзаца 4 пункта 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и подтверждается письмами Минфина России от 10 марта 2010 г. № 03-07-08/64 и ФНС России от 16 апреля 2008 г. № ШС-6-3/288.
Ситуация: можно ли представить единую декларацию, если в отчетном периоде не было никаких объектов налогообложения. В I квартале организация перечислила в бюджет налог на имущество за прошлый год
Нет, нельзя.
Одним из условий подачи единой (упрощенной) декларации является отсутствие какого-либо движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе организации (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ). Невыполнение этого условия по любым причинам (уплата налогов, поступление и возврат ошибочно поступивших сумм, оплата взносов в уставный капитал в денежной форме и т. п.) автоматически лишает организацию права на подачу единой (упрощенной) декларации. В этом случае при отсутствии объектов обложения одним или несколькими налогами следует подавать «нулевые» налоговые декларации по каждому из них. Такой вывод подтверждается письмамиМинфина России от 24 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-561 и ФНС России от 31 июля 2012 г. № ЕД-3-3/2683.
Форма декларации
Формы (электронные форматы) налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении единой (упрощенной) декларации следует руководствоваться формой и порядком, которые были утверждены приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н.
Порядок заполнения
Единая (упрощенная) декларация включает в себя два листа.
На первом листе укажите:
- ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте справа налево, а в двух ячейках, оставшихся свободными, поставьте нули);
- код вида документа (для первичной отчетности – 1, для уточненной – 3);
- отчетный год, за который сдается декларация;
- полное наименование налоговой инспекции, в которую подается единая (упрощенная) налоговая декларация, и ее код;
- полное наименование организации;
- код по ОКТМО (по Общероссийскому классификатору, утвержденному приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст);
- код вида деятельности (по Общероссийскому классификатору, утвержденномупостановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст);
- контактный телефон.
Основное содержание первого листа – таблица, где нужно перечислить названия налогов, по которым в течение квартала организация или предприниматель признавались налогоплательщиками, но объекты налогообложения по этим налогам не возникали.
Наименования налогов указывайте в очередности, соответствующей нумерации глав части второй Налогового кодекса РФ. По налогам, вписанным в единую (упрощенную) декларацию, укажите:
- в графе 1 – номер главы Налогового кодекса РФ, которой установлен налог;
- в графе 2 – код налогового (отчетного) периода;
- в графе 3 – номер квартала, в котором у налогоплательщика не было объектов обложения данным налогом.
По налогам, налоговый период у которых равен кварталу, код налогового периода – 3.
Этот код укажите, когда в декларацию вписываются:
- НДС (ст. 163 НК РФ);
- водный налог (ст. 333.11 НК РФ).
По налогам, налоговый период у которых равен году, в графе 3 укажите код отчетного периода:
- 3 – если сведения подаются за I квартал;
- 6 – если сведения подаются за первое полугодие;
- 9 – если сведения подаются за девять месяцев;
- 0 – если сведения подаются за год.
Номер квартала (графа 4) по этим налогам указывать не нужно.
В таком порядке нужно вписывать в декларацию:
- налог на прибыль (ст. 285 НК РФ);
- единый сельхозналог (ст. 346.7 НК РФ);
- единый налог при упрощенке (ст. 346.19 НК РФ);
- налог на имущество (ст. 379 НК РФ);
- транспортный налог (ст. 360 НК РФ);
- земельный налог (ст. 393 НК РФ).
Это предусмотрено разделом II Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н.
Таблица на странице 001 единой (упрощенной) декларации позволяет вписать в нее сведения только о четырех налогах. Если для организации (предпринимателя) этого недостаточно, включите в состав декларации две первые страницы.
Если единую (упрощенную) налоговую декларацию подписывает руководитель организации, то укажите его фамилию, имя и отчество полностью. Руководитель ставит подпись и заверяет декларацию печатью организации.
Если декларацию подписывает представитель организации, то, кроме фамилии, имени и отчества, нужно указать наименование документа, подтверждающего его полномочия. Если представителем является организация, декларацию подписывает ее руководитель. Его подпись должна быть заверена печатью этой организации.
Страницу 002 единой (упрощенной) декларации организации и предприниматели не заполняют. Сведения о себе должны представить только граждане-налогоплательщики, не зарегистрированные в качестве предпринимателей (п. 15Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н).
Единую (упрощенную) налоговую декларацию заполняйте шариковой или перьевой ручкой черного либо синего цвета. Возможна распечатка декларации, заполненной в машинописном виде. Чтобы исправить ошибку, зачеркните неправильную запись и впишите правильную. Каждое исправление нужно заверить подписью руководителя (представителя) и печатью организации. Об этом сказано в разделе I Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н.
Пример оформления единой (упрощенной) налоговой декларации. Организация применяет общую систему налогообложения
ООО «Торговая фирма "Гермес"» применяет общую систему налогообложения. Организация признается налогоплательщиком:
- НДС;
- налога на прибыль.
В течение квартала организация не совершала операции, которые должны быть отражены в декларации по НДС.
С 1 января по 31 декабря 2014 года «Гермес» не вел никакой деятельности. Движение денежных средств на расчетном счете и в кассе не отражалось.
16 января 2015 года бухгалтер «Гермеса» составил и сдал в налоговую инспекцию единую (упрощенную) налоговую декларациюза 2014 год, подписанную генеральным директором «Гермеса» Львовым.
Срок подачи
Периодичность подачи единой (упрощенной) декларации – поквартальная. Декларацию нужно представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом. Сдать единую (упрощенную) декларацию нужно в налоговую инспекцию по местонахождению организации или местожительству предпринимателя. Такой порядок установлен в пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Ответственность за несвоевременную подачу
Внимание: несвоевременная подача единой (упрощенной) налоговой декларации является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
За несвоевременную подачу упрощенной декларации штрафы взимаются по каждому налогу, который в ней указан. При этом штрафы нужно перечислять в бюджет по разным КБК. Об этом сказано в письме Минфина России от 26 ноября 2007 г. № 03-02-07/2-190.
Размер штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы налога, которая должна быть уплачена по декларации, но которая не была перечислена в бюджет в установленный срок. При этом общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30 процентов от суммы налога по декларации и меньше 1000 руб. Поскольку в единой упрощенной декларации отсутствуют суммы налогов к уплате в бюджет, размер штрафа, который может быть взыскан за несвоевременное представление такой декларации, составляет 1000 руб. (по каждому налог, включенному в отчетность)
Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) единой (упрощенной) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Единая декларация вместо «нулевых»
Ситуация: может ли налоговая инспекция требовать от организации представить единую (упрощенную) налоговую декларацию вместо нулевых налоговых деклараций по каждому налогу
Нет, не может.
Для применения единой (упрощенной) налоговой декларации существует ряд ограничений, которые установлены пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ. На момент сдачи отчетности только сама организация знает, выполняются все эти ограничения или нет. Поэтому она и решает, сдавать ли декларацию по единой (упрощенной) форме или нет. Ведь если потом налоговая инспекция придет с проверкой и обнаружит, что организация не имела права отчитываться по единой (упрощенной) форме, ее оштрафуют за неподачу декларации по статье 119Налогового кодекса РФ.
Таким образом, применение единой (упрощенной) налоговой декларации – это право, а не обязанность организации. То есть организации могут сдавать вместо нее «нулевые» декларации по каждому из налогов.
Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Нужно ли сдать нулевую декларацию по налогу при УСН, если организация перешла на упрощенку, но предпринимательскую деятельность пока не ведет
Да, нужно.
Представить декларацию в налоговую инспекцию – это обязанность всех налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). Плательщиками налога при упрощенке являются организации, автономные учреждения и предприниматели, которые подали заявление о переходе на этот спецрежим (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Таким образом, если налогоплательщик перешел на упрощенку, но не ведет деятельности и не платит единый налог, подать декларацию нужно. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 9 ноября 2007 г. № 03-11-05/264 и от 31 марта 2006 г. № 03-11-04/2/74.
Вместо нулевой декларации по единому налогу при упрощенке можно сдать единую (упрощенную) декларацию. Форма единой (упрощенной) декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н. Чтобы подать единую (упрощенную) декларацию, у налогоплательщика в течение налогового периода, то есть года, должны быть одновременно выполнены два условия. Первое: нет объекта налогообложения, то есть доходов, а если при расчете налога учитывались и расходы, то и их быть не должно. И второе: за год не было движения денег по расчетным счетам (в кассе). Об этом сказано в пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
При этом единые (упрощенные) декларации поквартально сдавать не надо. Ведь налоговое законодательство не обязывает плательщиков представлять декларации по УСН по итогам отчетных периодов (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). Следовательно, такая обязанность не возникает и в отношении единых (упрощенных) деклараций. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 8 августа 2011 г. № АС-4-3/12847.
Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Геннадия Уваркина, кандидата юридических наук, заместителя генерального директора Правового бюро «Омега»
Как провести ликвидацию ООО
Ликвидация ООО по решению его участников (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации ООО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.
С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многомизменившая процедуру ликвидации.
Положения Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.
Обоснование
Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).
Как принять решение о ликвидации ООО и как назначить ликвидационную комиссию
Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).
Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
Повестка дня общего собрания участников формируется по предложению (п. 2 ст. 57 Закона об ООО):
- совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- исполнительного органа;
- участника ООО.
Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 36, 37 Закона об ООО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).
Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам (абз. 1 п. 2 ст. 57 Закона об ООО):
- о ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО);
- о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 57 Закона об ООО):
- если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;
- если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
- если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.
Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо – ликвидатор (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию.
Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.
В таком случае исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников (ст. 35 Закона об ООО), что негативно отразится на деятельности общества:
- срок проведения ликвидации увеличится;
- ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.
Пример из практики: суд признал решение о ликвидации ООО недействительным, поскольку на общем собрании участники не приняли такое решение единогласно
Общее собрание участников ООО «Т.» приняло решение о ликвидации общества.
ОАО «Г.» (участник ООО «Т.») голосовало против ликвидации. Оно посчитало, что принятое решение нарушает его права, и предъявило к ООО «Т.» требования о признании недействительными:
- решения о ликвидации ООО «Т.»;
- решения о назначении ликвидатора.
Обоснования ответчика: участниками ООО «Т.» являются ЗАО «Т.» с долей 99,4 процента уставного капитала и ОАО «Г.» с долей 0,6 процента уставного капитала. Следовательно, голос ОАО «Г.» никак не повлиял бы на принятие оспариваемых решений. Поэтому нарушения в проведении собрания следует признать несущественными (п. 2 ст. 43 Закона об ООО).
Суд не согласился с доводами ответчика. Решение о ликвидации должно приниматься всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Если один из участников (независимо от его доли в уставном капитале) голосует против такого решения, то общество не может быть ликвидировано. Следовательно, общее собрание участников проведено с существенным нарушением требований закона.
По этим причинам суд удовлетворил требования истца. В итоге ООО «Т.» не прекратило свою деятельность в процессе ликвидации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2009 г. № Ф04-62/2009(19231-А70-11) по делу № А70-3261/2008).
Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации ООО
С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона об ООО). Комиссия должна:
1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.
2. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.
3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).
4. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.
5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).
6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета).
7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.
8. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательствомсведения.
11. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.
12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).
13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).
14. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.
15. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).
16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию ООО.
О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации ООО, см. Как зарегистрировать ликвидацию ООО.
Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о начале процедуры ликвидации ООО
Нет, не нужно.
Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.
Обоснование
Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).
Закон обязывал письменно сообщать о ликвидации организации в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).
В адрес территориального органа каждого из фондов ликвидируемая организация должна была представить письменное сообщение о принятии решения о ликвидации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.
Как опубликовать сообщение о ликвидации
Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).
В уведомлении нужно привести следующую информацию:
- сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
- порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
- срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Как подать заявку на публикацию сообщения о ликвидации ООО
Это нужно сделать по правилам, приведенным на сайте журнала «Вестник государственной регистрации».
Прежде всего необходимо зарегистрироваться на сайте. Сделать это может любое лицо. Данные, указанные при регистрации, не влияют на публикуемые уведомления.
Затем нужно заполнить web-заявку:
- выбрать тип уведомления «Сообщение о ликвидации ЮЛ»;
- заполнить обязательные поля (со знаком «*»);
- в графе «Текст публикации» применить автоматическую генерацию и внимательно проверить сгенерированный текст;
- указать сведения о заявителе.
Остальные поля заполняют по усмотрению заявителя.
Когда вся необходимая информация будет указана, нужно выбрать способ подачи заявки:
- с электронной подписью (если у организации есть ключ такой подписи и соответствующий сертификат) или
- без электронной подписи через региональное представительство журнала.
Подача заявки через региональное представительство
Из предложенного на сайте списка нужно выбрать представительство, в которое заявитель намерен подать документы для публикации. Это может быть любое удобное представительство независимо от местонахождения ликвидируемого общества.
Затем необходимо нажать на кнопку «Продолжить» и отправить web-заявку на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.
Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см2текста.
Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.
После оплаты счета в выбранное региональное представительство необходимо представить следующие документы.
1. Бланк-заявка и сопроводительное письмо. Образцы этих документов можно скачать с сайта после оплаты счета. Каждый из таких документов нужно подать в двух экземплярах (в отличие от перечисленных ниже документов, которые представляют в одном экземпляре).
2. Копия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
3. Платежный документ: копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении либо оригинал банковской квитанции, приходного ордера или чека.
4. Доверенность (оригинал или нотариально заверенная копия) – в случае если документы подает лицо, не имеющее права действовать от имени ликвидируемого общества без доверенности.
Представить перечисленные документы можно любым из следующих способов:
- путем явки в региональное представительство журнала;
- по почте.
В результате редакция журнала должна включить сообщение о ликвидации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя, нажав на статус заявки.
Подача заявки с электронной подписью
Нужно отсканировать документы, необходимые для публикации, и прикрепить сканы к web-заявке.
Затем надо подписать заявку электронной подписью и отправить ее на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.
Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см2текста.
Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.
После оплаты счета нужно заполнить поля об оплате и прикрепить отсканированный платежный документ (платежное поручение с отметкой банка об исполнении, банковскую квитанцию, приходный ордер или чек).
В результате редакция журнала должна включить сообщение о ликвидации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя, нажав на статус заявки.
Как составить промежуточный ликвидационный баланс
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)»).
Баланс должен содержать сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):
- о составе имущества ликвидируемого общества;
- о требованиях, предъявленных кредиторами;
- о результатах рассмотрения требований кредиторов;
- о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.
Нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы ликвидируемого ООО не предъявили требований в течение установленного срока
Нет, не нужно.
Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия.
Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации ООО, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11, постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № Ф09-7165/11 по делу № А60-548/2011, ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. по делу № А56-18180/2010).
Вместе с тем, не будет лишним отразить в промежуточном ликвидационном балансе информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.
Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:
- на собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» – 51 процент голосов, участник «В.» – 5 процентов голосов;
- за утверждение баланса голосуют участники, присутствующие на собрании и обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» голосует «за», участник «В.» – «против».
Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию(п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).
Совет
Не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
- в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.
Обоснование
Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них налоговая инспекция откажется вносить в ЕГРЮЛ запись о факте составления баланса (подп. «б», «в»п. 4 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Впрочем, ничто не мешает сначала утвердить баланс, а затем дождаться момента, когда исчезнут препятствия для обращения в инспекцию.
Однако лучше все же сначала убедиться в том, что отсутствуют перечисленные выше обстоятельства, и лишь затем провести общее собрание участников с целью утверждения баланса.
В противном случае может возникнуть ряд проблем. К примеру, собрание утвердит баланс, а потом выяснится, что суд удовлетворил иск кредитора к ликвидируемому обществу. В итоге получится, что утвержденный баланс содержит недостоверные сведения. А это может стать причиной отказа в регистрации со стороны инспекции. Чтобы избежать такого отказа, обществу придется заново утвердить баланс и, следовательно, потратить время и средства на проведение нового общего собрания участников.
Как рассчитаться с кредиторами
Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).
С 1 сентября 2014 года расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути, речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться необходимо еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов.
В первую очередь нужно удовлетворить требования:
- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
- о компенсации морального вреда;
- о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения либо повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.
Во вторую очередь необходимо:
- рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в ООО по трудовому договору;
- выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В третью очередь следует рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.
Наконец, после того как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (т. е., по сути, в пятую очередь), необходимо удовлетворить следующие требования:
- о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
- о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ООО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).
Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, которая зафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Из промежуточного ликвидационного баланса следует, что денежных средств не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов. Можно ли в таком случае рассчитаться с кредиторами за счет иного имущества ООО
Да, можно.
В приведенной ситуации ликвидационная комиссия должна продать имущество ООО с торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ).
Это не понадобится делать лишь:
- для объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу);
- для имущества, на которое по закону нельзя обратить взыскание (такое имущество вообще не понадобится продавать).
Требования кредиторов будут удовлетворяться за счет средств, полученных после продажи имущества.
Если этих средств окажется недостаточно для удовлетворения всех требований, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ООО (абз. 2 п. 4 ст. 62, абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Если дело о банкротстве будет возбуждено, ликвидационной комиссии понадобится уведомить кредиторов о том, что процедура добровольной ликвидации ООО прекращается (п. 3 ст. 63 ГК РФ).
Выплаты производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).
Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования или уклоняется от его рассмотрения, то кредитор вправе предъявить к ООО иск об удовлетворении требования. Такой иск можно подать только до утверждения ликвидационного баланса. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационной комиссии понадобится выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в порядке установленной очередности (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).
Погашенными считаются следующие требования кредиторов (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):
- требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
- требования, в удовлетворении которых суд отказал.
Как составить ликвидационный баланс
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Решение об утверждении баланса принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Внимание! Если сумма активов по ликвидационному балансу превышает сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу, налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ликвидацию.
Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами только после составления промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с его сведениями (п. 5 ст. 63 ГК РФ). При недостаточности денежных средств для расчетов ликвидационная комиссия должна продать иное имущество ООО с торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Так или иначе, сумма оборотных и внеоборотных активов ООО после расчетов с кредиторами должна уменьшиться.
Если же такая сумма активов по данным ликвидационного баланса, наоборот, увеличилась, то это, вероятнее всего, свидетельствует о нарушении порядка ликвидации и об ущемлении прав кредиторов.
Пример из практики: суд признал ликвидацию ООО недействительной, поскольку сумма активов по ликвидационному балансу превысила сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу
Единственный учредитель ООО «К.» принял решение о ликвидации общества. Налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности ООО «К.» в связи с ликвидацией.
ООО «Э.» и ООО «Л.» (кредиторы ООО «К.») посчитали, что при ликвидации общества был нарушен установленный законом порядок. По этой причине кредиторы обратились в суд с требованиями:
- о признании недействительными действий ликвидатора;
- о признании недействительным решения инспекции о регистрации ликвидации.
Суд установил, что исходя из сведений промежуточного ликвидационного баланса у ООО «К.» отсутствовали актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства). Однако ликвидационный баланс показывал, что у общества после расчетов с кредиторами имелись как активы (например, денежные средства), так и пассивы (например, нераспределенная прибыль).
По закону ООО «К.» было обязано рассчитаться по долгам с кредиторами в соответствии со сведениями промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Поскольку ликвидационный баланс полностью противоречил промежуточному ликвидационному балансу, суд удовлетворил требования истцов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 июля 2007 г. по делу № А29-4266/2006а).
Как распределить имущество ликвидируемого ООО между участниками
По закону участники ликвидируемого ООО вправе получить часть его имущества (или стоимость имущества), оставшегося после расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 8 Закона об ООО).
Между участниками может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств ООО перед кредиторами. Действуют следующие правила:
- между участниками распределяется все имущество ООО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. Имущество может распределяться лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, должно пройти два месяца с момента опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Во-вторых, промежуточный ликвидационный баланс должен свидетельствовать о том, что общество не является должником по обязательствам (т. е. кредиторы не предъявили требований, либо ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении таких требований);
- между участниками распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
- между участниками имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.
Ликвидационная комиссия должна распределить имущество ООО между участниками в порядке очередности (п. 1 ст. 58 Закона об ООО).
В первую очередь нужно выплатить распределенную, но невыплаченную часть прибыли. Если имущества недостаточно для выплаты такой части прибыли, то средства должны распределяться между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 2 ст. 58 Закона об ООО). Например, участник с долей 80 процентов уставного капитала сможет получить 80 процентов от имущества (от стоимости имущества).
Во вторую очередь необходимо распределить имущество между участниками. Оно может распределяться лишь после полного удовлетворения требований в рамках первой очереди (п. 2 ст. 58 Закона об ООО). Участники получают часть имущества (часть стоимости имущества) пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Если между участниками в рамках одной очереди возникнет спор о том, кому из них нужно передать имущество (вещь) ликвидируемого ООО, ликвидационной комиссии понадобится продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Из статьи журнала «Главбух», № 20, Сентябрь 2010
Налоговые инспекторы обещают ликвидировать недействующие компании
Документ: Приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392@, зарегистрирован в Минюсте России 13 сентября 2010 года, вступил в силу 3 октября 2010 года.
Что изменилось в работе: Налоговики начнут списывать безнадежные долги брошенных компаний и исключать их из реестра.
Недействующую компанию налоговики могут исключить из реестра самостоятельно. Такая возможность им предоставлена пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Речь идет о тех организациях, которые брошены директором и учредителями и не сдают отчетность в течение 12 месяцев. Еще одно условие – отсутствие движения денег по всем расчетным счетам также в течение года.*
И хотя норма существует уже давно, на практике она не работала. И вот почему. Налоговики путали общий порядок ликвидации организаций, описанный в статье 61 Гражданского кодекса РФ, и упрощенную процедуру исключения из реестра. В первом случае ликвидировать компанию нельзя до тех пор, пока она не погасит имеющиеся у нее долги, в том числе и перед бюджетом. Во втором случае закон не делает таких ограничений. А так как у большинства неработающих компаний есть пусть и копеечные, но долги, выписать их из реестра в общем порядке не получалось.
И хотя судьи ВАС РФ в постановлении Пленума от 20 декабря 2006 г. № 67напоминали налоговикам, что исключить организацию из госреестра можно и при наличии долгов, ситуация не менялась. Ведь одна из главных отговорок инспекторов – нет процедуры, позволяющей списать старые налоговые долги.
Теперь такая процедура утверждена (приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392@) и уже вступила в силу. Она касается всех предприятий, имеющих долги перед бюджетом по состоянию на 1 января 2010 года. Поэтому если у вас есть бездействующая компания, которую никак не получалось закрыть из-за наличия недоимки, то лучше по-прежнему не сдавать по ней отчетность – скоро налоговики сами ее ликвидируют.*
Из статьи журнала «Главбух» № 17, сентябрь 2010
Неработающую компанию ликвидировать не обязательно, а вот отчетность за нее сдавать нужно
Наша компания была зарегистрирована в 2008 году и никакой деятельности не вела. Несет ли учредитель какую-либо ответственность, если компания не представляла отчетность в налоговую и при этом до сих пор не ликвидирована?
Спрашивает
И.Г. БОРИСОВА,
гл. бухгалтер ООО «Гелиос-С» (г. Арсеньев)
За то, что компания не ликвидирована, ответственность учредителю не грозит. Ведь нет закона, который бы обязывал подавать документы на ликвидацию, если на протяжении определенного периода времени фирма деятельности не ведет.
Что касается ответственности за несдачу отчетности, то она есть. Ведь даже неработающая компания должна представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность (подп. 4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Если не было движения денежных средств по кассе, расчетному счету, отсутствовали объекты налогообложения, значит, вы могли подавать единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма такой декларации утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н. Ее нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшими кварталом, полугодием, 9 месяцами или годом.
Если сроки сдачи нарушены, руководителя компании могут привлечь к административному штрафу в размере 300–500 руб. (ст.15.5 КоАП РФ). На такую же сумму проверяющие штрафуют и за несдачу нулевых балансов. И если руководителем компании является учредитель, то штраф за несданную отчетность будет наложен на него.
Кроме того, за каждую несданную нулевую декларацию компанию могут оштрафовать на 100 руб. по статье 119 НК РФ.*
Отвечает
Анна ГОЛОВИНА,
адвокат МКА «ФБК-Право»