Не должна, если только требования прежней ИФНС не были выставлены до регистрации организации по новому адресу, или если прежняя инспекция не проводит в отношении организации выездную проверку (решение о которой приняла до смены адреса).
Если организация меняет юридический адрес, она автоматически ставится на учет в новую инспекцию, которой подведомственна территория по новому месту нахождения организации. При смене инспекции компания считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения и одновременно поставленной на учет в новом налоговом органе с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено пунктами 3.6.1 и 3.6.3 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 03.03.04 № БГ-3-09/178.
При этом если налоговая проверка была начата до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения организации (ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 23.03.2012 № 03-02-07/1-68), именно прежняя инспекция вправе будет ее провести и завершить, несмотря на то, что в процессе проверки налогоплательщик перейдет в ведомство другой инспекции.
Таким образом, начинать проверку или выставлять какие-либо требования организации после смены адреса может только новая инспекция, а требования прежней можно проигнорировать.
Обоснование
Из статьи 89 Налогового кодекса РФ
«1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.*
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика».
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из Письма Минфина России от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68 «О проведении выездной налоговой проверки организации, снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения»
«Вопрос:
26.07.2011 организация снялась с регистрационного учета в старом налоговом органе. На дату снятия претензий к налогоплательщику не было (уведомлений, решений, требований не предоставлялось). После постановки на налоговый учет старым налоговым органом было выслано решение о проведении выездной налоговой проверки от 25.07.2011. На дату предъявления решения налогоплательщик на учете уже не состоял. Согласно судебной практике данные требования незаконны.
Уместно ли требование старого налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, если все мероприятия проводятся после снятия с регистрационного учета в данном налоговом органе?
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Кодекса решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Организация считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения этой организации и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения юридического лица (пункты 3.6.1, 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
Таким образом, налоговый орган, в котором организация состоит на учете до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения этой организации, вправе вынести решение о проведении в отношении такой организации выездной налоговой проверки.*
Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 37, 7–13 октября 2014
Смена адреса не прекращает камералку
«…В декларации по НДС за третий квартал у нас будет возмещение. Отчетность мы сдадим в октябре, а в ноябре планируем поменять юридический адрес. Перейдем в другую инспекцию. В какую налоговую подавать заявление на возмещение НДС?..»
— Из письма главного бухгалтера Валентины Липиной, г. Тюмень
Валентина, подать заявление надо в инспекцию, в которую вы представите декларацию.
Компания вправе вернуть переплату НДС, если сумма вычетов за квартал превысила исчисленный налог (п. 1 ст. 176 НК РФ). Для этого надо подать в инспекцию заявление (п. 6 ст. 176 НК РФ). Причем, если сделать это во время камералки, инспекция вернет налог в течение 11 рабочих дней со дня завершения проверки (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Если во время проверки компания изменит адрес и встанет на учет в другую инспекцию, отчитываться повторно и подавать еще одно заявление не надо. Старая налоговая не прекратит проверку, и решение о возврате будет принимать именно она. А вот вернет налог уже новая инспекция (письмо ФНС России от 22.08.14 № СА-4-7/16692).
Степан Гуркин, эксперт «УНП»
Статья из журнала «Российский налоговый курьер» 19 октябрь 2014
Миграция» организации со сменой адреса и без — на что обратят внимание контролеры
Смена адреса более двух раз привлечет внимание
Регистрация новых компаний опасна при взаимозависимости
Переезд в льготный регион без ведения деятельности опасен
Практика показывает, что некоторые собственники регулярно регистрируют новое юридическое лицо, оставляя при этом старую компанию. Ведь ликвидация организации может повлечь проведение выездной налоговой проверки и дальнейшие нежелательные последствия (п. 11 ст. 89 НК РФ). Поэтому компанию, через которую не планируется более осуществлять деятельность, просто оставляют: операции не осуществляются, отчетность не сдается (подробнее читайте ниже).
БУКВА ЗАКОНА
Ликвидация компании в административном порядке
Если компания в течение последних 12 месяцев не представляла в налоговый орган отчетность и не осуществляла операций по своим счетам, регистрирующий орган может принять решение об исключении ее из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).
Таким образом, предусмотрено право, а не обязанность исключения компании из ЕГРЮЛ. Ранее компании в суде успешно оспаривали такие действия регистрирующего органа (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.10.13 № А46-31465/2012, Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.13 № А41-29444/12).
Однако с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в ГК РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Появилась статья 64.2 «Прекращение недействующего юридического лица», согласно которой юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и исключается из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, если в течение 12 месяцев оно не представляло налоговую отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Таким образом, с этой даты исключение из ЕГРЮЛ компании является обязанностью регистрирующего органа.
Однако на практике такое развитие событий представляется сомнительным — «брошенных» организаций очень много, оформление может затянуться на неопределенное время
В этом случае организацию могут исключить из ЕГРЮЛ в административном порядке (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) и письмо ФНС России от 09.08.05 № ЧД-6-09/668@). Отметим, что в действительности в таком порядке компании исключают редко.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации есть вероятность, что компанию привлекут к ответственности за непредставление нулевой отчетности. Хотя на практике это редкость.
Другие компании просто «переезжают», регистрируясь по новому адресу, иногда даже в другом регионе. В этом случае возможна смена учредителей или генерального директора.
Рассмотрим, на какие факты обращают внимание контролеры, для того чтобы вывести на чистую воду тех, кто применяет подобные методы «налоговой оптимизации». А также какие аргументы приводят компании, которые формально подпадают под применение налоговой схемы, но не преследуют целей уклонения от уплаты налогов.
Смена адреса — не повод для отмены выездной проверки, назначенной до внесения изменений в ЕГРЮЛ
Как правило, компании переезжают на новое место для того, чтобы не платить налоги, сменить инспекцию, отсрочить на неопределенный срок выездную проверку.
Контролеры уже давно знают о таких методах избежания ответственности. Еще в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@) одним из критериев для назначения выездной проверки указана «миграция» между налоговыми органами — неоднократное снятие и постановка на учет компании в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.
При этом привлекают внимание только те налогоплательщики, которые переезжали более двух раз с момента своего создания. А также те, кто представлял заявление о внесении изменений в учредительные документы о смене адреса (форма № Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25@) в то время, когда проводилась выездная налоговая проверка.
Если при этом смена адреса связана со сменой налоговой инспекции (п. 10Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведенных в приложении № 2 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333).*
Аренда юрадреса сама по себе может создать для компании сложности
Если же компания переезжает, не преследуя цели избежать налоговую проверку и ответственность, то ей все-таки стоит для снижения риска запастись весомыми аргументами для обоснования своих перемещений. Например, это может быть окончание договора аренды или более выгодные условия аренды помещения по другому адресу. Либо иные доводы, связанные с удобством осуществления деятельности (близкое расположение склада, железной дороги, поставщика).
Если решение о проведении выездной проверки налоговая инспекция уже вынесла по старому месту нахождения организации, то смена адреса не будет помехой для ее проведения при условии, что в ЕГРЮЛ изменения еще не зарегистрированы (письма Минфина России от 05.05.12 № 03-02-07/1-110 и от 23.03.12 № 03-02-07/1-68, ФНС России от 13.09.12 № АС-4-2/15309). Аналогичным образом не удастся отменить или приостановить выездную налоговую проверку, если смена адреса осуществляется во время проведения такой проверки (письмо ФНС России от 18.11.10 № АС-37-2/15853).
Смену адреса при переезде в льготный регион могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности
Компании в целях экономии на налогах прибегают не только к смене адресов в рамках одного города или субьекта, но и переезжают в другие регионы.
В данном случае это больше связано с наличием более выгодных налоговых условий за счет установления пониженных ставок региональных, местных налогов. Ведь Налоговый кодекс РФ позволяет субъектам РФ самостоятельно устанавливать в пределах лимитов ставки по налогу на прибыль, налогу по «упрощенке», транспортному и имущественному налогам (п. 1 ст. 284, п. 2 ст. 346.20, п. 1 ст. 361 и п. 1 ст. 380 НК РФ).
При этом в рамках такой схемы действий некоторые компании регистрируют обособленное подразделение в льготном регионе и переводят туда свой исполнительный орган. Таким образом, фактически деятельность осуществляется на прежнем месте, а на учет в налоговом органе компания будет поставлена в льготном регионе.
Аренда юрадреса в льготном регионе
Для реализации такого варианта оптимизации компании нужно будет арендовать либо приобрести помещение, чтобы оформить по его месту нахождения свой юридический адрес.
Переезд в льготный налоговый регион привлечет внимание контролеров
Для этих целей некоторые прибегают к приобретению услуг по аренде юридического адреса. Эта сделка сама по себе мнимая (п. 1 ст. 170 ГК РФ). Недостоверность юридического адреса суды определяют при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61):
«1)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);
2)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует, или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);
5)имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости».
Если регистрирующий орган выявит указанные факты, он может отказать компании в регистрации (п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Подробнее читайте ниже.
Ирина Клементьева, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»