1. В отношении бывшего предпринимателя налоговые органы вправе провести только выездную налоговую проверку.
Гражданина, утратившего статус индивидуального предпринимателя, инспекция вправе проверить за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 статьи 89 НК РФ).
Критерии отбора для проверки установлены только общие, для действующих организаций (см. Критерии отбора организаций для проведения в них выездных налоговых проверок). Соответственно, проверка предпринимателя после утраты статуса возможна, но только в том случае, если до утраты статуса деятельность предпринимателя вызывала претензии контролирующих органов.
А вот камеральную проверку бывшего предпринимателя налоговая инспекция провести не вправе, ведь она проводится в отношении поданной налогоплательщиком декларации (пункт 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ).
Если предприниматель прекратил свою деятельность, налоговые декларации он подает только как гражданин (3-НДФЛ), и только в установленных законом случаях (пункт 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ). Соответственно, в случае подачи гражданином декларации 3-НДФЛ (если он обязан отчитаться о доходах самостоятельно) инспекция вправе провести ее камеральную проверку. Но проверятся будут сведения, указанные в декларации, а не данные за период деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Истребовать документы у контрагентов бывшего предпринимателя инспекция также не вправе, поскольку это не предусмотрено законом. Бывший предприниматель, действуя как гражданин, предпринимательской деятельностью не занимается и контрагентов не имеет, поэтому проверить бывших контрагентов ИП даже в случае подачи гражданином декларации 3-НДФЛ, нельзя.
Обоснование
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Дмитрия Порочкина, председателя Комитета по молодежному предпринимательству «Деловой России», президента Клуба молодых предпринимателей Москвы, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист».
Как прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя
В любой момент физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может принять решение о прекращении деятельности в этом статусе.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
После того как такое решение будет принято, предпринимателю понадобится совершить ряд необходимых действий и лишь затем обратиться в налоговую инспекцию для регистрации факта прекращения деятельности.
Ситуация: нужно ли письменно оформлять решение о прекращении деятельности в качестве предпринимателя
Нет, не нужно.
Закон такую обязанность не предусматривает.
Однако имеет смысл выбрать конкретную дату, которая будет считаться датой принятия решения о прекращении деятельности в качестве предпринимателя. Дело в том, что срок для совершения ряда необходимых действий в процессе прекращения предпринимательской деятельности исчисляется именно со дня принятия решения.*
К примеру, Пенсионный фонд РФ нужно уведомить:
- о том, что лицо решило прекратить деятельность в качестве предпринимателя, – в течение трех рабочих дней с момента принятия такого решения;
- о застрахованных лицах – в течение месяца со дня принятия решения.
Если первое уведомление в Пенсионный фонд РФ предприниматель направит, например, в августе, а второе – в октябре, то месячный срок для представления сведений о застрахованных лицах окажется нарушенным. В результате к предпринимателю могут применить санкции.
Чтобы избежать ответственности и недопонимания с государственными органами, нужно решить, какое именно число будет считаться днем принятия решения о прекращении деятельности в качестве предпринимателя.
Порядок прекращения деятельности
Алгоритм действий, которые нужно совершить в процессе прекращения предпринимательской деятельности, различается в зависимости от того, выступает предприниматель в роли страхователя по отношению к иным физическим лицам или нет.
Считается, что предприниматель выступает в роли страхователя физических лиц, если он:
- действует в качестве работодателя, то есть производит выплаты сотрудникам по трудовому договору;
- и (или) является стороной гражданско-правового договора, обязанной выплачивать вознаграждение, по которому начисляются страховые взносы (например, заключил с физическим лицом договор возмездного оказания услуг по рекламе продукции предпринимателя).
Такие правила установлены в абзаце 4 статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном учете).
Если предприниматель не выступает в роли страхователя по отношению к другим физическим лицам, то алгоритм действий в процессе прекращения предпринимательской деятельности сводится к следующему:
3) закрыть расчетный счет, используемый в предпринимательской деятельности, и уведомить об этом налоговую инспекцию и внебюджетные фонды;
4) зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя (подать документы в регистрирующий орган с целью внесения записи в ЕГРИП);
Если предприниматель является страхователем других физических лиц, то при прекращении предпринимательской деятельности необходимо совершить следующие действия:
2) представить в Пенсионный фонд РФ сведения о застрахованных лицах;
3) рассчитаться по страховым взносам, начисленным в отношении застрахованных лиц;
5) закрыть расчетный счет, используемый в предпринимательской деятельности, и уведомить об этом налоговую инспекцию и внебюджетные фонды;
6) зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя (подать документы в регистрирующий орган с целью внесения записи в ЕГРИП);
7) уплатить страховые взносы, начисленные в отношении предпринимателя.*
Ситуация: обязано ли лицо, прекращающее деятельность в качестве предпринимателя, назначить ликвидационную комиссию и соблюсти иные требования статьи 63 Гражданского кодекса РФ
Нет, не обязано.
Правила статьи 63 Гражданского кодекса РФ к процедуре прекращения деятельности в качестве предпринимателя не применяются. Они регулируют порядок ликвидации юридического лица. Следовательно, предпринимателю не нужно:*
- назначать ликвидационную комиссию или ликвидатора;
- публиковать сообщение в органах печати;
- письменно уведомлять всех своих кредиторов;*
- составлять и утверждать промежуточный ликвидационный баланс, уведомлять об этом налоговую инспекцию;
- рассчитываться по долгам с кредиторами;*
- составлять и утверждать окончательный ликвидационный баланс.
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:
- налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
- других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.
Это следует из положений пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
В каких случаях проверка не проводится
Налоговая инспекция не вправе проводить камеральную проверку декларации (расчета), представленной за период, за который проводится налоговый мониторинг. Исключение составляют случаи, когда:
- декларация (расчет) представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
- в декларации заявлено право на возмещение НДС или акциза;
- представлена уточненная декларация (расчет), в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
- налоговый мониторинг был досрочно прекращен.
Такие правила установлены пунктом 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Требования инспекции
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:
- представить документы;
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
- представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.
Из рекомендации Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга, Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»
Кто из граждан должен платить НДФЛ
Когда человек должен платить НДФЛ самостоятельно
В зависимости от ситуации и (или) вида полученного человеком дохода, рассчитать и перечислить НДФЛ в бюджет должен:
- человек, который получил доход;
- налоговый агент.
Самостоятельно нужно заплатить НДФЛ с доходов, полученных:
- от предпринимательской деятельности и занятий частной практикой предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и т. д.;
- от людей и организаций, которые не являются налоговыми агентами, по договорам трудового, гражданско-правового характера, найма и аренды;
- от продажи своего имущества, в том числе ценных бумаг и валюты на валютном рынке, которые реализованы без посредников (исключение необлагаемые доходы от продажи легкового автомобиля), и имущественных прав (например, авторских или наследственных);
- от источников за пределами России (для всех резидентов, кроме военных, служащих за границей, и госслужащих, командированных на работу за рубеж);
- от налогового агента (если он не удержал налог);
- в виде выигрышей и призов, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (казино, игровые автоматы и т. д.);
- в виде вознаграждения, выплаченного наследнику (правопреемнику) авторских (смежных) прав;
- в виде подарков от людей, которые не являются ни членами семьи, ни близкими родственниками, если подарены недвижимость, транспортные средства, акции, доли или паи.
При этом по жилью налог нужно платить с его кадастровой стоимости. А если она не определена – с инвентаризационной (п. 6 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 21 октября 2015 г., который направлен письмом ФНС России от 3 ноября 2015 г. № СА-4-7/19206 налоговым инспекциям для использования в работе).
Такой вывод следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 227, пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 1 августа 2012 г. № 03-04-06/4-210.
В остальных случаях удержать НДФЛ с получателя дохода обязан налоговый агент(п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).
При этом удержать и перечислить в бюджет НДФЛ налоговый агент может не всегда (например, когда доход выдан в натуральной форме или получена материальная выгода). В такой ситуации налоговый агент обязан уведомить о неуплаченном НДФЛ не только налоговую инспекцию, но и самого получателя доходов (п. 5 ст. 226 НК РФ). А рассчитаться с бюджетом в этом случае придется гражданину. Такой порядок следует из письма Минфина России от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 2 декабря 2010 г. № ШС-37-3/16768для использования в работе).
Как платить НДФЛ самостоятельно
Если человек должен платить НДФЛ самостоятельно, ему нужно:
Такие обязанности предусмотрены в статье 228 Налогового кодекса РФ.
Из справочной информации: Критерии отбора организаций для проведения в них выездных налоговых проверок
Критерий1 (приложение 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333) |
Характеристика критерия |
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду деятельности) | Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата2 |
Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов | Убыточная деятельность организации на протяжении двух и более календарных лет |
Значительные суммы вычетов по НДС | Доля вычетов по НДС в сумме налога, начисленного за 12 месяцев, равна или превышает 89 процентов |
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) | Несоответствие темпов роста расходов и доходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль, аналогичному соотношению по данным формы № 2 |
Размер среднемесячной зарплаты на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности | Информация о среднем уровне зарплаты по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ берется из общедоступных информационных источников3 |
Неоднократное приближение показателей, дающих право применять спецрежим, к их предельному значению | Во внимание принимается приближение, при котором показатель отличается от предельного значения менее чем на 5 процентов. При этом частота таких приближений – два и более раз в течение одного календарного года |
Заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин | Во внимание принимаются обстоятельства, свидетельствующие о получении организацией необоснованной налоговой выгоды4 |
Непредставление пояснений о выявленных инспекцией несоответствиях показателей деятельности, и (или) непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п. |
Отсутствие без объективных причин пояснений организации о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в налоговых декларациях (расчетах). Организации направленоуведомление с требованием представить необходимые пояснения или внести исправления. Необеспечение сохранности учетных данных и документов, необходимых для расчета и уплаты налогов. Невосстановление этих документов в случае их утраты в результате форс-мажорных обстоятельств |
«Миграция» между налоговыми инспекциями (организация часто меняет свое местонахождение и переходит из одной инспекции в другую) |
Во внимание принимаются: – два и более случая смены местонахождения с момента государственной регистрации организации; – снятие с учета и постановка на учет по новому местонахождению в период выездной налоговой проверки |
Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности5 | Во внимание принимается отклонение рентабельности от среднестатистического показателя на 10 процентов и более (рентабельность оценивается по данным бухучета) |
1 Перечень критериев не является исчерпывающим. При отборе на проверку налоговая инспекция может учитывать и другие обстоятельства. В частности, вероятность получения организацией необоснованной налоговой выгоды (разд. 4 Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).
2 Показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006–2011 годы приведены вприложении 3 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Данные за 2012 год и последующие периоды представлены в отдельной таблице.
3 Указанными источниками являются:
– официальные интернет-сайты территориальных органов статистики (информация об адресах этих сайтов находится на официальном интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru);
– сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами статистики (статистический сборник, бюллетень и др.);
– территориальный орган статистики или налоговая инспекция по запросу;
– официальные интернет-сайты региональных налоговых управлений после размещения на них соответствующих статистических показателей (информация об адресах интернет-сайтов региональных налоговых управлений находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru).
Кроме того, учитывается информация от граждан, организаций, предпринимателей и контролирующих ведомств о выплате зарплаты «в конвертах» и о фактах отказа от заключения трудовых договоров.
4 Признаки необоснованной налоговой выгоды приведены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
5 Показатели среднеотраслевой рентабельности по основным видам экономической деятельности за 2006–2011 годы приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Данные за 2012 год и последующие периоды можно скачать с официального сайта налоговой службы.
Из статьи журнала «Бухгалтерия ИП» ИЮЛЬ 2012
Закрытие ИП – дело не простое
Сдаем отчетность
После госрегистрации прекращения деятельности в качестве ИП у бывшего коммерсанта остается обязанность по представлению отчетности и уплате налогов.
Так, если коммерсант применяет общую систему налогообложения, ему следует сдать декларацию по форме 3-НДФЛ за текущий год в течение пяти рабочих дней с даты ликвидации ИП. После чего не позднее чем через 15 календарных дней со дня подачи декларации уплатить налог в бюджет.
Также предпринимателю, применяющему общий режим, следует подать декларацию по НДС за квартал, в котором произведена ликвидация ИП. Срок представления декларации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Заплатить налог нужно до 20-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности в качестве ИП.
В случае когда коммерсант применяет УСН, ему нужно представить декларацию по УСН не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором произошло закрытие (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). Уплатить единый налог необходимо в тот же срок.
При применении «вмененки» предпринимателю следует подать декларацию не позднее 20-го числа первого месяца следующего квартала (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). При этом налог нужно заплатить не позднее 25-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом прекращения деятельности в качестве ИП.
Что может ждать бывшего коммерсанта
После утраты статуса индивидуального предпринимателя бывший коммерсант обязан хранить документы, относящиеся к его предпринимательской деятельности, в течение четырех лет. Об этом –подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Хранить такие документы необходимо потому, что и налоговая инспекция, и внебюджетные фонды имеют право проводить соответствующие проверки:
- камеральную проверку представленных налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды (п. 1 ст. 88 НК РФ и п. 1 ст. 34 Закона № 212-ФЗ);
- выездную проверку за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ и п. 20 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).*
Аналогичную точку зрения, опираясь на Определение Конституционного суда РФ от 25.01.2007 № 95-О-О, высказал Минфин России в письме от 23.01.2012 № 03-02-08/6.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ и статьей 37Закона № 212-ФЗ при проведении проверки контролирующие органы вправе потребовать представить им необходимые документы.
Если по результатам проверки контролирующих органов будет выявлена недоимка по налогам и (или) страховым взносам, бывшему предпринимателю направят требование об уплате недоимки, пеней, штрафов в соответствии со статьей 69 НК РФ и статьей 22 Закона № 212-ФЗ.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 31, пункту 3 статьи 48 НК РФ и подпункту 9 пункта 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ при неуплате по требованию налогов или взносов контролирующие органы вправе предъявить в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иск (заявление) о взыскании недоимки, пеней, штрафов и (или) страховых взносов.
Исковое заявление может быть предъявлено в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и (или) страховых взносов.
Е. Ромашкина, эксперт журнала «Бухгалтерия ИП»
Письмо ФНС России от 13.09.12 № АС-4-2/15309 «О налоговых проверках»
«7. Вопрос: Должен ли руководитель (заместитель руководителя) налогового органа учитывать поступившее в налоговый орган заявление физического лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с его болезнью?
Ответ: Статьей 89 Кодекса предусмотрено проведение выездной налоговой проверки физического лица, в том числе не являющегося индивидуальным предпринимателем. Предметом выездной налоговой проверки является, в частности, своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 Кодекса).По общему правилу в рамках такой налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки*.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики - физические лица обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающих уплату (удержание) налогов. К документам, необходимым для исчисления налогов, относятся и документы, подтверждающие право налогоплательщика на использование налоговых льгот.Должностные лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом. При этом налоговым органом не могут быть истребованы у физического лица те документы, которыми это лицо не располагает.Документы, которые были истребованы в ходе выездной налоговой проверки, представляются налогоплательщиком - физическим лицом в соответствии со статьей 93 Кодекса.Пунктом 1 статьи 101 Кодекса предусмотрены пресекательные сроки, в том числе с учетом продления срока, для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.Вместе с тем в Кодексе содержатся положения, направленные на обеспечение права налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подпункт 15 пункта 1 статьи 21, пункт 2 статьи 101 Кодекса).На основании абзаца 1 пункта 2 статьи 22 Кодекса права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 101 Кодекса неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Учитывая изложенное, заявленное в налоговый орган ходатайство физического лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с его болезнью должно быть учтено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и на основании этого ходатайства принято соответствующее решение с учетом установленных пунктом 1 статьи 101 Кодекса пресекательных сроков.
9. Вопрос: В течение какого времени налоговый орган вправе проводить выездную налоговую проверку, в том числе плановую и внеплановую, в случае прекращения налогоплательщиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, о чем имеется запись в ЕГРИП?
Вправе ли налоговый орган проводить выездную налоговую проверку предпринимателя, если он не ознакомлен с решением о проведении проверки лично под роспись?
Ответ: Выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя проводятся налоговыми органами в соответствии со статьей 89 Кодекса.*
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.Форма решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденная приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", предусматривает ознакомление лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с таким решением.Вместе с тем ни Кодексом, ни указанным приказом ФНС России не предусмотрен способ ознакомления лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с указанным решением налогового органа.Представляется, что лицо, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, может быть ознакомлено с решением налогового органа лично под роспись или иным способом (например, путем направления указанного решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).
Пунктом 4 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено данной статьей*.
15. Вопрос: В налоговый орган подано заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно письму Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267 после внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица. Распространяются ли указанные разъяснения на индивидуального предпринимателя? Вправе ли налоговый орган проводить выездную налоговую проверку физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя?
Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков (статья 87 Кодекса).Согласно положениям статьи 19 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Пунктом 1 статьи 44 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах.
Основания, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, предусмотрены положениями пункта 3 статьи 44 Кодекса.
Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога*.
Порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков предусмотрен положениями статьи 89 Кодекса.
При этом пунктом 4 указанной статьи установлено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено статьей 89 Кодекса*.Таким образом, положения Кодекса не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.01.2007 N 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 44 Кодекса.Учитывая изложенное, налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя*».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем руководителя экспертной поддержки