Порядок действий в сложившейся ситуации для вашей организации описан в статьях в обосновании.
Даже если впоследствии инспекция откажет в вычетах или не примет расходы, то вы сможете обжаловать решение инспекции. При этом важно, чтобы у вас имелись доказательства «должной осмотрительности», то есть того, что вы при заключении договора проверили этого контрагента и убедились, что он внесен в ЕГРЮЛ и является действующим.
Судьи исходят из презумпции невиновности налогоплательщика (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53): если контрагент по встречке не ответил, но реальность поставки не оспорена, нельзя делать вывод, что компания получила необоснованную налоговую выгоду. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 сентября 2012 г. по делу № А21-10013/2011 судьи признали за компанией право на вычет НДС несмотря на то, что контрагент не ответил на запрос по встречной проверке, так как ликвидировался.
Обоснование
Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера», № 9, сентябрь 2015
Способы списать задолженность, если пропал ваш контрагент
– У нас идет выездная ревизия. По одному из поставщиков инспекторы не получили результатов встречной проверки. Мы связаться с контрагентом не смогли: телефоны не отвечают, по адресу его не нашли. Он пропал. Документы по сделке в порядке. Чем это грозит?
– Если контрагент не ответил по встречке, инспекторы могут заподозрить, что он однодневка. Тогда они снимут расходы и вычеты по сделке. Но по закону вы не несете ответственности за действия контрагента. Если инспекторы снимут вычеты и расходы, обратитесь в суд. Судьи исходят из презумпции невиновности налогоплательщика (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Они согласны: если контрагент по встречке не ответил, но реальность поставки не оспорена, нельзя делать вывод, что компания получила необоснованную налоговую выгоду. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 сентября 2012 г. по делу № А21-10013/2011 судьи признали за компанией право на вычет НДС несмотря на то, что контрагент не ответил на запрос по встречной проверке, так как ликвидировался.*
Из статьи журнала «Главбух», № 22, ноябрь 2014
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Контрагент проигнорировал встречку
По закону компания не обязана и не может отвечать за бездействие контрагента. Поэтому если из инспекции пришло сообщение с требованием пояснить, почему контрагент не представил документы на встречной проверке, то на такое сообщение отвечать необязательно. Но мы советуем все же подготовить письменные пояснения. И направить их в ИФНС в течение пяти рабочих дней с момента получения сообщения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Во-первых, это защитит от штрафа. Во-вторых, от доначислений на камеральной проверке декларации.
Контрагенты компании не всегда представляют инспекторам документы в рамках встречной проверки. В такой ситуации налоговики иногда направляют самой компании сообщение с требованием представления пояснений. А за непредставление информации грозятся оштрафовать директора компании на сумму до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Ведь для проверяющих игнорирование встречки — это всегда признак того, что проверяемая организация работает с неблагонадежным контрагентом. А это сразу ставит под сомнение реальность ее сделок и, соответственно, правомерность заявленных вычетов и списанных расходов.
Задача компании — убедить ревизоров, что она работает только с надежными, действующими, проверенными организациями. Кроме того, из пояснений должно быть видно, что компания сделала все возможное, чтобы связаться с контрагентом и добиться от него оперативного исполнения требования по встречке.
Поэтому сразу после получения сообщения из инспекции нужно связаться с контрагентом и выяснить, с чем связано его молчание.
Причины могут оказаться какие угодно. К примеру, налоговики отправили требование по почте и оно потерялось. Компания переехала в другой офис, а требование пришло на старый адрес. Документы были отправлены, но из-за того, что компания находится в другом регионе, затерялись в пути. Либо главбух контрагента был в отпуске и некому было вовремя представить бумаги.
В пояснениях надо написать, как контрагент объяснил свое молчание и когда примерно можно ждать от него нужные бумаги. А также уточнить, какого числа состоялся разговор, привести номер телефона, по которому вам удалось дозвониться, и актуальный адрес электронной почты. Если требование по встречке потерялось, нужно попросить ИФНС отправить его контрагенту заново.
Если несмотря на все усилия найти контрагента не удалось, в пояснениях можно сказать, что компания пока не знает о причинах непредставления документов, но будет их выяснять. И как только что-то станет известно, сразу сообщит об этом в инспекцию.*