В данной ситуации, если организация на упрощенке оформить счет- фактуру с выделенной суммой НДС, то налог она должна будет заплатить и отчитаться по НДС. Однако покупателю вычет применять неправомерно. Счета-фактуры с выделенной суммой НДС, выставленные плательщиками, которые применяют упрощенку, считаются оформленными с нарушением установленного порядка. Следовательно, право на вычет организации- покупателю придется отстаивать в суде.
Обоснование
Из ситуации Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре с выделенной суммой налога. Счет-фактура выставлен организацией, применяющей специальный налоговый режим
Нет, нельзя.*
Если организация применяет упрощенку или ЕНВД, она не признается плательщиком НДС. Поэтому выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога такая организация не вправе.
Исключение составляют:
- организации, применяющие упрощенку, которые реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) по договорам простого товарищества (доверительного управления имуществом) и концессионным соглашениям. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.26, пункта 2 статьи 346.11, пункта 2 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ;
- посредники, реализующие или приобретающие товары (работы, услуги) от своего имени, но в интересах других лиц (п. 1 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 26 марта 2012 г. № 03-07-11/82).
В таких ситуациях сумму предъявленного НДС покупатели (заказчики) вправе принять к вычету в общеустановленном порядке.
В остальных случаях счета-фактуры с выделенной суммой НДС, выставленные плательщиками, которые применяют упрощенку или платят ЕНВД, считаются оформленными с нарушением установленного порядка. В частности, в счете-фактуре должны быть указаны реквизиты плательщика НДС (подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1, подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). Если счет-фактура выставлен организацией, не являющейся плательщиком НДС, данное требование не выполняется, а значит, счет-фактура заполнен неверно. Поэтому на основании такого счета-фактуры НДС к вычету не принимайте (п. 2 ст. 169 НК РФ).*
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 5 октября 2015 г. № 03-07-11/56700, от 16 мая 2011 г. № 03-07-11/126 и ФНС России от 6 мая 2008 г. № 03-1-03/1925.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают такую позицию (см., например, определение ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. № ВАС-1084/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2012 г. № А56-13884/2012, от 15 ноября 2011 г. № А56-57223/2010, Поволжского округа от 7 октября 2008 г. № А55-17484/2007).
Главбух советует: однако в суде можно отстоять и право на вычет. Большинство арбитражных судов признают, что право покупателя на вычет НДС не зависит от обязанности поставщика начислять налог. Если НДС предъявлен и уплачен поставщику (который, кстати, обязан перечислить его в бюджет), то у покупателя есть все основания для того, чтобы возместить налог из бюджета.*
Покупатель вправе принять налог к вычету на основании счета-фактуры, выставленного поставщиком, который не является плательщиком НДС. Ведь оснований для отказа в вычете НДС, предъявленного такими поставщиками, в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Поэтому при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) организация-покупатель не должна проверять, платит ли поставщик НДС. Тем более что реквизиты счета-фактуры, предусмотренные пунктами 5, 5.1 и 5.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ, сделать это не позволяют.
Сумму НДС, неправомерно выделенную в счете-фактуре, поставщик обязан перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Следовательно, принимая к вычету НДС по счетам-фактурам поставщиков, которые не являются плательщиками этого налога, покупатели не наносят бюджету никакого ущерба. И даже если поставщик, нарушив требования закона, не перечислит в бюджет сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, покупателю все равно не могут отказать в вычете. Связано это с тем, что право на возмещение НДС не зависит от уплаты налога поставщиками (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 16 октября 2003 г. № 329-О, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. № А42-4215/2008, от 2 октября 2008 г. № А42-3155/2007).
Таким образом, организация может принять к вычету входной налог по счету-фактуре, выставленному поставщиком, который не должен платить НДС. Правомерность такого подхода подтверждает Конституционный суд РФ (определение от 29 марта 2016 г. № 460-О, постановление от 3 июня 2014 г. № 17-П) и устойчивая арбитражная практика (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 г. № 10627/06, определения ВАС РФ от 6 июля 2012 г. № ВАС-7996/12, от 8 апреля 2009 г. № ВАС-3855/09, от 27 марта 2009 г. № ВАС-3617/09, от 20 февраля 2009 г. № ВАС-1490/09, от 13 февраля 2009 г. № ВАС-535/09, постановления ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2014 г. № А12-16538/2013, от 20 марта 2013 г. № А12-9812/2012, от 5 октября 2012 г. № А65-27098/2011, Московского округа от 25 сентября 2012 г. № А40-79771/11-90-347, от 30 декабря 2011 г. № А40-34300/11-91-149, от 15 апреля 2011 г. № КА-А40/2877-11, Северо-Западного округа от 30 мая 2011 г. № А56-32645/2010, Центрального округа от 17 июня 2010 г. № А64-7813/09, Волго-Вятского округа от 16 апреля 2010 г. № А29-6157/2009, от 30 декабря 2008 г. № А79-1993/2007, Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2009 г. № А22-945/2008/5-99, от 17 декабря 2008 г. № Ф08-7495/2008, Уральского округа от 13 августа 2013 г. № Ф09-7114/13).
Следует отметить, что раньше аналогичные разъяснения давали и специалисты финансового ведомства (письмо от 11 июля 2005 г. № 03-04-11/149).