Порядок установления наценки законодательно не регламентируется. Организация вправе самостоятельно внутренними документами устанавливать необходимый уровень цен на продукцию (например, приказом руководителя). При расчете уровня наценки безопаснее ориентироваться на рыночные цены. Значительное отклонение от рыночной цены может вызвать претензии со стороны проверяющих. Занижение цены приводит к получению необоснованной налоговой выгоды.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Не сравниваем наши цены с рыночными . Что нам будет?
Ваша компания передала в этом году другой организации какое-нибудь имущество безвозмездно. Или, к примеру, вы обнаружили в ходе итоговой инвентаризации излишки ТМЦ. Вы помните, что в том и другом случае надо ориентироваться на рыночные цены. В первой ситуации, чтобы исчислить НДС с реализации, как того требует пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. А во второй — чтобы отразить в налоговом учете доход в виде стоимости выявленных материалов (п. 20 ст. 250 кодекса).
Но вы взяли в расчет условную сумму и не стали проверять, соответствует ли она рыночным ценам. Чем вы тут рискуете? Давайте посмотрим.
С 2012 года налоговики вправе контролировать цены в основном только по сделкам между взаимозависимыми компаниями или гражданами. При условии, что сумма доходов по ним за календарный год превышает определенный лимит. На текущий год он составляет 3 млрд руб.
Выходит, что в ситуациях, когда сделку совершают абсолютно независимые компании, местные инспекторы не должны проверять рыночность цен. Тем не менее чиновники считают иначе. Это следует, к примеру, из письма Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145, которое налоговики разослали по всем инспекциям.
Чиновники рассуждают так. Да, по умолчанию цены по договорам между компаниями, которые не являются взаимозависимыми, признаются рыночными. Но компания может «искусственно создавать условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой». И если налоговики засомневаются, то они вправе установить зависимость участников сделки. Или признать сделку контролируемой в судебном порядке. Это предусмотрено пунктом 7 статьи 105.1 и пунктом 10 статьи 105.14 кодекса.
А если компания манипулирует ценами, контролеры будут доказывать, что она получает необоснованную налоговую выгоду.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Так что налоговики будут проверять цены в ходе обычных камеральных и выездных ревизий. Поэтому советуем обращать внимание на цены сделок, которые вы используете для расчета налогов. Так, если ваша компания получила бесплатно основное средство, доход учитывайте в размере не ниже его остаточной стоимости. При безвозмездной передаче товаров НДС начисляйте исходя из разумных цен. Можно ориентироваться на те, что стоят в первичке на закупку или продажу аналогичной продукции.
Если инспекторы все же придерутся к ценам, вы можете попробовать оспорить их расчеты в суде. Ведь контролеры нередко берут стоимость несопоставимых товаров или допускают другие ошибки.
Добавим также, что если доходы или расходы по сделке вы отразили в прошлом году или еще раньше, налоговики могут проверять по ним цены по прежним правилам статьи 40Налогового кодекса.
Ольга Солдатова,
ведущий эксперт журнала «Главбух»
Журнал «Главбух»,
2. Статья: Корректность применения цен могут проверить
По итогам 2012 года предприятие может быть проверено на предмет полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Некоторые разъяснения чиновники дают уже сейчас (письмо Минфина России от 5 сентября 2012 г. №03-01-18/6-122).
Новый вид налоговых проверок
Контролировать применение цен налоговики будут в рамках отдельной проверки. Такие проверки не могут быть предметом выездного или камерального контроля. Проводить их будут налоговики по местонахождению. Основанием для проверки может быть уведомление о контролируемых сделках, поданное предприятием, и извещение налоговой инспекции, выявившей случаи совершения контролируемых сделок (п. 1 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ). Срок проверки не должен превышать шести месяцев (п. 4 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ). Такая проверка не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.
Новая налоговая инспекция
Приказом Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 43н утверждено Положение о межрегиональной инспекции по ценообразованию для целей налогообложения. Сокращенное наименование – МИ ФНС России по ценам. Инспекция принимает, обрабатывает, хранит и анализирует информацию о контролируемых сделках, формирует базы данных. Выявляет механизмы возможного занижения налоговой базы и отбирает предприятия для проверки. Информацию допустимо брать из любых источников, в том числе из интернета.
Контролируемые сделки
Контролируемые сделки – это сделки, цены которых налоговики вправе проверить на соответствие рыночным. К ним могут быть причислены сделки:
- между взаимозависимыми российскими предприятиями;
- с участием посредников, формально не являющихся взаимозависимыми;
- в области внешней торговли;
- с предприятиями, расположенными в офшоре.
До 2012 года инспекторы были вправе проверять правильность применения цен при их отклонении более чем на 20 процентов от уровня цен на аналогичные товары. В 2012 году эта норма не действует, и теперь цены в сделках между невзаимозависимыми лицами всегда признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ).
Критерии взаимозависимости
Взаимозависимыми могут признать предприятия, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и результаты совершаемых ими сделок (ст. 105.1 Налогового кодекса РФ). Приведем некоторые признаки взаимозависимости:
- организации или организация и гражданин, если одна организация или гражданин прямо или косвенно участвуют в капитале другой организации с долей участия более 25 процентов;
- организации в случае, если у них общий учредитель и он прямо или косвенно участвует в этих организациях с долей участия в каждой более 25 процентов;
- организации, единоличные исполнительные органы которых назначены или избраны по решению одного и того же лица совместно с его взаимозависимыми лицами.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
Виды контролируемых сделок
Рассмотрим виды сделок, которые будут признаваться контролируемыми и подлежать проверке на соответствие применяемых цен рыночным ценам.
Сделки с участием посредников
Контролируемыми сделками могут признать совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых при посредничестве фирм, формально не являющихся взаимозависимыми. Это может произойти в случае, если эти фирмы не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для перепродажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемым взаимозависимыми между собой. Такие сделки признаются контролируемыми в любой сумме (письмо Минфина России от 9 апреля 2012 г. № 03-01-18/3-46).*
В области внешней торговли
Контролируемыми признаются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (черные и цветные металлы, минеральные удобрения, нефть и продукты ее переработки, драгоценности).
Для признания контролируемыми нужно, чтобы сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним взаимозависимым лицом за календарный год, превысила 60 млн руб.
Оштрафовать пока не смогут
Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня окончания проверки составляется акт. В акте отражаются доначисленные к уплате в бюджет суммы налога. После рассмотрения возражений выносится решение. Статьей 129.3Налогового кодекса РФ предусмотрены штрафные санкции в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.
При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012–2013 годов штраф не применяется. При вынесении решений за налоговые периоды 2014–2016 годов применяется штраф в размере 20 процентов от суммы налога. В последующие годы штраф применяется в полном размере.*
И.Н. Шульга,
эксперт журнала «Учет в производстве»
Журнал «Учет в производстве»
25.09.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.