При выплате процентного дохода по займам российское общество обязано выполнять функцию налогового агента по налогу на прибыль (ст. 309 НК РФ). Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) может быть установлен льготный режим налогообложения в отношении некоторых доходов, выплачиваемых иностранным организациям (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 310 НК РФ).В статьи 11 Соглашения от 28.06.1993 между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (с изменениями на 21 ноября 2011 года) сказано, что Проценты, возникающие в России и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в Люксембурге, могут облагаться налогами только в Люксембурге. Однако, налоговый агент должен иметь документ, свидетельствующий, что организация – получатель доходов является для целей налога на прибыль резидентом Люксембурга. Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ. Если такого документа нет, или он выдан не уполномоченным ведомством Люксембурга, Ваша компания может быть привлечена к ответственности только как налоговый агент. Взыскать с Вашей организации налог проверяющие не имеют права.
Обоснование представлено в файле ответа.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВ от 28.06.1993 «Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (с изменениями на 21 ноября 2011 года)»
Статья 11
Проценты
1. Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами только в этом другом Государстве.
2. Термин "проценты" при использовании в настоящей статье означает доход от долговых требований любого вида, вне зависимости от ипотечного обеспечения и вне зависимости от владения правом на участие в прибылях должника, и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Штрафы за несвоевременные выплаты не рассматриваются в качестве процентов в рамках настоящей статьи.*
3. Положения пункта 1 не применяются, если лицо, фактически имеющее право на проценты, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет производственную и коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство или осуществляет в этом другом Государстве независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы, и долговое требование, на основании которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству или к постоянной базе. В таком случае, в зависимости от обстоятельств, применяются положения статьи 7 или статьи 14.
4. Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на проценты, или между ними обоими и каким-либо третьим лицом сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на проценты, при отсутствии таких отношений, то положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой статье. В таком случае избыточная часть платежей по-прежнему подлежит налогообложению в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства с должным учетом других положений настоящего Соглашения.
2. Ситуация: Может ли налоговая инспекция взыскать с налогового агента не удержанную им сумму налога
Ответ на этот вопрос зависит от того, какой налог не был удержан налоговым агентом: налог на прибыль (налог на доходы иностранных организаций), НДФЛ или НДС.
По общему правилу в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговый агент обязан:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- определить сумму налога, которая должна быть удержана из доходов налогоплательщика;
- удержать эту сумму из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств;
- перечислить удержанную сумму в бюджет.
О ситуациях, в которых удержать налог невозможно, налоговый агент должен в месячный срок извещать налоговую инспекцию по месту своего учета.
Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 5 ст. 24 НК РФ). Кроме того, на налоговых агентов распространяются нормы, установленные для налогоплательщиков и предусматривающие возможность принудительного взыскания налогов, не поступивших в бюджет (п. 6, 8 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Однако в отличие от налогоплательщиков при совершении хозяйственных операций у налоговых агентов не возникают объекты налогообложения, с наличием которых связана обязанность по уплате того или иного налога. Это следует из положений пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ. Основной функцией налогового агента является уплата налогов по обязательствам и за счет средств налогоплательщиков. Именно с момента удержания налога налоговым агентом обязанность налогоплательщика по уплате налога признается исполненной (подп. п. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). Поэтому исходя из буквального толкования статей 8, 24, 45, 46 и 47 Налогового кодекса РФ с налогового агента может быть взыскана лишь та сумма налога, которую он удержал из доходов налогоплательщика, но не перечислил в бюджет. Возможность взыскания с налоговых агентов налогов, которые не были удержаны ими из доходов налогоплательщиков, налоговым законодательством не предусмотрена.
В отношении НДФЛ и налога на прибыль (налога на доходы иностранных организаций) правомерность такого подхода подтверждается положениями пункта 9 статьи 226, статьи 309 Налогового кодекса РФ, письмами Минфина России от 30 сентября 2011 г. № 03-08-05, от 14 октября 2008 г. № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 30 октября 2008 № 20-12/101953, а также арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11, от 6 апреля 2010 г. № 14977/09, от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 г. № А35-1973/2011, Московского округа от 16 апреля 2009 г. № КА-А40/1191-09-2). При этом, несмотря на невозможность взыскания неудержанной суммы налога, в решении о привлечении (об отказе в привлечении) налогового агента к ответственности и в своих информационных ресурсах налоговая инспекция отразит эту сумму и будет начислять на нее пени (письмо ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18029).*
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса