Если товар оплачивается после отгрузки, то в налоговом и бухгалтерском учете стоимость товаров определяется по курсу на дату перехода права собственности. В таком случае при расчете налога на прибыль и в бухгалтерском учете отражается курсовая разница по кредиторской задолженности перед продавцом на конец месяца и на дату оплаты. При предоплате стоимость определяется по курсу на дату предоплаты, курсовая разница не возникает.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Безошибочный учет импортных товаров
Как считать курсовые разницы
К счастью, выданные поставщику авансы переоценивать вам не придется. Это предусмотрено в пункте 11 статьи 250 и подпункте 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Другое дело, если ваша компания оплачивает товары после их отгрузки. Тогда задолженность перед продавцом нужно пересчитывать на последнее число каждого месяца.
При этом у вас возникнет положительная или отрицательная курсовая разница, которую вы включите во внереализационные доходы или расходы. Такой порядок установлен в подпункте 7 пункта 4 статьи 271 и подпункте 6 пункта 7 статьи 272 кодекса.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Как упростить работу
Чтобы не пришлось отражать временные разницы по ПБУ 18/02, лучше и в бухгалтерском, и в налоговом учете переоценивать обязательства в валюте на конец месяца.
Заметим однако, что нормы Налогового кодекса РФ по моменту переоценки обязательств в валюте не вполне однозначны. Так, в пункте 8 статьи 271 и пункте 10статьи 272 кодекса сказано, что курсовые разницы нужно считать на конец отчетного периода, которым может быть и квартал.
Однако в бухгалтерском учете переоценку делают на конец месяца. Поэтому удобнее так же считать курсовые разницы и по налогу на прибыль, чтобы не приходилось отражать временные разницы по ПБУ 18/02.
В любом случае порядок учета курсовых разниц советуем прописать в учетной политике компании. Чтобы подстраховаться, вы также можете узнать позицию вашей налоговой инспекции по этому вопросу.
Кроме того, курсовую разницу не забудьте учесть и на дату оплаты товара.
Как отразить импорт товаров в бухучете
Порядок бухгалтерского учета импортных товаров рассмотрим на примере (статья«Какие проводки сделать и как посчитать налоги при импорте»). В целом он схож с налоговым. Но есть и различия.
Так, в бухучете в стоимость товаров обычно входят все расходы, связанные с их приобретением. В том числе уплаченные таможенные пошлины и сборы. Это указано в пункте 6 ПБУ 5/01. Впрочем, торговые компании могут затраты на заготовку и доставку товаров относить к расходам на продажу и учитывать на счете 44 (п. 13 ПБУ 5/01).
В то же время при расчете налога на прибыль, как мы видели, любые расходы, связанные с покупкой товаров, компания может по своему усмотрению списывать отдельно.
Журнал «Главбух»14Июль 2012
Ольга Солдатова,
ведущий эксперт журнала «Главбух»
2. Статья: На конкретном примере. Какие проводки сделать и как посчитать налоги при импорте
Условия примера: ООО «Прогресс» заключило импортный контракт
ООО «Прогресс» заключило внешнеторговый контракт. По данному договору компания закупает у итальянского поставщика партию товаров стоимостью 61 000 евро. Согласно условиям договора право собственности на товары переходит к покупателю после таможенного оформления. В июле ООО «Прогресс» должно оплатить 30 процентов стоимости товаров в качестве аванса. Остальную часть стоимости товаров ООО перечислит в течение десяти дней после их таможенного оформления.
В июле 2012 года отражают аванс, уплаченный поставщику
ООО «Прогресс» перечислило предоплату иностранному поставщику 16 июля в размере 18 300 евро (61 000 EUR ? 30%). Курс Банка России на эту дату составляет (условно) 40,5112 руб/EUR. Бухгалтер ООО отразил уплату аванса следующей проводкой:
ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» КРЕДИТ 52
— 741 354,96 руб. (18 300 EUR ? 40,5112 руб/EUR) — перечислена предоплата продавцу.
В августе 2012 года учитывают поступивший товар
Декларация на ввезенные товары зарегистрирована таможенниками 2 августа 2012 года. Таможенная стоимость товаров равна цене сделки — 61 000 евро. Курс Банка России на дату таможенного оформления (условно) — 40,6200 руб/EUR.
При ввозе товаров ООО уплатило пошлину в размере 5 процентов от их таможенной стоимости, то есть 123 891 руб. (61 000 EUR ? ? 0,6200 руб/EUR) ? 5%). А также таможенный сбор — 5500 руб.
Сумма НДС, уплаченного при ввозе, составила 468 307,98 руб. ((61 000 EUR ? 40,6200 руб/EUR + 123 891 руб.) ? 18%).
Важная деталь
Налоговая база по НДС при импорте включает таможенную стоимость товаров и ввозную пошлину.
Кроме того, ООО оплатило хранение товаров, их доставку и погрузку-разгрузку. Всего 75 000 руб. Согласно учетной политике ООО «Прогресс» бухгалтер относит данные расходы на стоимость товаров как в бухучете, так и при расчете налога на прибыль. В данном случае компания частично оплатила импортные товары. Поэтому бухгалтер сформировал стоимость товаров исходя из суммы, уплаченной поставщику в качестве аванса. К ней он добавил остальные 70 процентов договорной стоимости товаров по курсу на момент перехода права собственности.
Итак, бухгалтер отразил поступление товаров, уплату таможенных платежей и другие расходы следующими проводками:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
—123 891 руб. — оплачена ввозная таможенная пошлина;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
—5500 руб. — перечислен таможенный сбор;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51
—468 307,98 руб. — уплачен «ввозной» НДС;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
—468 307,98 руб. — отражен уплаченный НДС;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
—75 000 руб. — перечислена оплата за хранение, доставку, погрузку-разгрузку товаров;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты за товары»
—2 475 828,96 руб. (741 354,96 руб. + (61 000 EUR ? 70% ? ? 40,6200 руб/EUR)) — учтены поступившие товары;
ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты за товары» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
—741 354,96 руб. — зачтен аванс, уплаченный поставщику;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76
—204 391 руб. (123 891 + 5500 + 75 000) — в стоимость товаров включены таможенная пошлина и таможенный сбор, расходы на хранение, доставку и погрузку-разгрузку;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
—468 307,98 руб. — принят к вычету уплаченный «ввозной» НДС.
На дату оплаты товаров определяют курсовую разницу
ООО «Прогресс» перечислило поставщику оплату в размере 70 про- центов стоимости товаров 7 августа 2012 года. Курс на эту дату (условно) — 41,7235 руб/EUR. Бухгалтер определил курсовую разницу и составил бухгалтерскую справку (см. ниже).
В учете бухгалтер сделал такие проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52
—1 781 593,45 руб. (61 000 EUR ? 70% ? 41,7235 руб/EUR) — перечислена оставшаяся часть оплаты за товары;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 60
—47 119,45 руб. (61 000 EUR ? 70% ? (41,7235 руб/EUR – – 40,6200 руб/EUR)) — учтена отрицательная курсовая разница.
В налоговом учете бухгалтер включил данную курсовую разницу в состав внереализационных расходов.
Журнал «Главбух»14Июль 2012
Виктория Петрова,
эксперт журнала «Главбух»
05.03.2014 г.
С уважением,
Ирина Киселева, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».