Сделки между двумя российскими взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет ЕНВД, а другая ОСНО являются контролируемыми, если годовой суммарный доход по таким сделкам свыше 100 млн. руб.(п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Организации (физические лица), совершающие контролируемые сделки, обязаны уведомлять о них налоговые инспекции. Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников.
Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Все критерии признания сделок контролируемыми приведены в полном ответе.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .
1.Справочники: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки |
Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой |
Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой
|
|
Условия сделки |
Годовая сумма доходов по сделке1 |
||
Стороной сделки является иностранное лицо |
|||
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Любые |
Любая |
Отсутствуют |
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами |
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
|
Любая |
Отсутствуют |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли |
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
|
Свыше 60 млн руб. |
Отсутствуют |
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н |
Любые |
Свыше 60 млн руб. |
Отсутствуют |
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами* |
|||
Сделки между взаимозависимыми лицами |
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах |
Свыше 60 млн руб. |
Отсутствуют |
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы |
Свыше 100 млн руб. |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций |
Свыше 60 млн руб. |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. |
Отсутствуют |
|
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций |
Свыше 60 млн руб. |
Отсутствуют |
|
Все остальные сделки без дополнительных условий |
Свыше 1 млрд руб. |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
|
|||
1 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:
- в качестве года принимается один календарный год;
- в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
- учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2014 года.*
Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).
2 Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки по которым признаются контролируемыми, утвержден приказом Минпромторга России от 30 октября 2012 г. № 1598.
2.Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения
Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.
В 2013 году под специальный налоговый контроль попадали контролируемые сделки, если суммарный доход по ним превышал 80 млн. руб. Для контролируемых сделок, совершенных после 31 декабря 2013 года, минимальное значение суммарного дохода для этих целей не установлено. Поэтому применение цен в таких сделках налоговая служба может проверять без ограничений.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.
Уведомление о контролируемых сделках
Организации (физические лица), совершающие контролируемые сделки, обязаны уведомлять о них налоговые инспекции. Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.*
Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.
Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03-01-18/746, от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.
Да, нужно, если деятельность перекупщика соответствует определенным признакам.
В рассматриваемой ситуации речь идет о совокупности сделок с участием организации-перекупщика, которая не является взаимозависимой по отношению к другим сторонам (поставщику и конечным покупателям). Совокупность этих сделок считается контролируемой, если никаких других функций, кроме перепродажи продукции поставщика взаимозависимым с ним покупателям, перекупщик не выполняет и никаких рисков на себя не принимает. В таких условиях совокупность совершенных сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами. То есть признается контролируемой независимо от суммарного дохода, полученного сторонами сделок. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.
В этом случае сведения о контролируемых сделках нужно направлять в налоговую инспекцию независимо от суммарного годового дохода по всей совокупности сделок (подп. 1 п. 1 ст. 105.14, п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Сведения о них нужно подать не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Если организация, участвовавшая в контролируемой сделке, не подаст уведомление в установленный срок, то ей грозит штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). В рассматриваемой ситуации такую санкцию могут применить и к поставщику продукции, и к перекупщику, и к покупателям, которые являются взаимозависимыми по отношению к поставщику. Обнаружить нарушение налоговая инспекция может в ходе выездной проверки. Например, при проверке организации-перекупщика. Анализируя первичные документы, инспекторы могут проследить, от кого и по какой цене перекупщику поступала продукция и кому и по каким ценам ее перепродали. И если проверяющие выявят взаимозависимость между поставщиком продукции и конечными покупателями, то совокупность сделок признают контролируемой. Даже в том случае, если поставщик не знал, что по отношению к нему клиенты перекупщика являются взаимозависимыми.
Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Сведения можно представить в налоговую инспекцию, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.*
Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.*
Если после подачи уведомления в нем были обнаружены ошибки, организация вправе направить в налоговую службу уточненное уведомление. Если размер электронного файла получился слишком большим (больше 256 мегабайт), воспользуйтесь бесплатной программой для деления файлов на несколько частей. Программа размещена в открытом доступе на сайте ФГУП ГНИВЦ. Такие указания содержатся в письме ФНС России от 29 октября 2013 г. № ОА-4-13/19348.
Дополнительные разъяснения по заполнению отдельных реквизитов уведомления приведены в письмах ФНС России от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652, от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513, от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860 и от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.
В частности, если в первичном документе указано дробное значение показателя «Код единицы измерения по ОКЕИ», округлите его до целого значения по правилам арифметики. Если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ, используйте единицы измерения, содержащиеся в этом классификаторе, которые позволят более точно отразить количественную характеристику предмета сделки (например, вместо единицы измерения «100 тонно-километров» нужно использовать единицу «тысяча тонно-километров» – код 450 по ОКЕИ). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860.
А в письме ФНС России от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652 рассмотрены особенности заполнения уведомлений в отношении:
- займов и других сделок, цена которых выражена в процентах;
- сделок с векселями и финансовыми инструментами;
- доходов (расходов), возникших помимо договорных отношений (при переоценке имущества, при создании резервов, в виде дивидендов и т. п.).
Внимание: непредставление уведомлений о контролируемых сделках в установленный срок влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.
Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.
Если совершалась группа однородных сделок, то эти сведения можно привести в целом по группе.
В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция направит полученные сведения в ФНС России.
Такой порядок следует из пунктов 2, 3, 4 и 5 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 22 января 2013 г. № ОА-4-13/611.
Уведомление включает в себя:
- титульный лист;
- раздел 1А – заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок);
- раздел 1Б – заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая оформляется отдельный раздел 1Б;
- раздел 2 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок);
- раздел 3 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в том числе предпринимателями, адвокатами, нотариусами (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок).
Если заполнять разделы 2 или 3 не нужно (контролируемых сделок с такими контрагентами нет), указанные листы необходимо исключить из состава уведомления.
Следует отметить, что сведения о займах (полученных и выданных) отражаются в уведомлении лишь в том случае, если сумма доходов по сделкам между контрагентами (полученных в т. ч. в виде процентов по займам) превышает пороговое значение контролируемых сделок. Такие сделки указываются в уведомлении только в отношении процентов, подлежащих уплате по договору.
Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513.
Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России