Сделка между взаимозависимыми лицами на сумму 5 млн. руб. контролируемой не является. Следовательно налоговую инспекцию уведомлять не нужно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Статья: Контролируемые сделки: когда цены могут проверить
Факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.
Новый вид проверок
По итогам 2012 года компания может быть проверена на предмет полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При этом будут контролироваться применяемые цены. Проводить этот вид проверок поручено ФНС России (п. 2 ст. 105.3, п. 1 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ). Такой контроль не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
Основаниями для проведения проверки соответствия цен являются уведомление о контролируемых сделках, поданное в инспекцию самой фирмой, извещение инспекции, выявившей случаи совершения контролируемых сделок при выездной или камеральной налоговой проверке (п. 1 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ). Проведение проверки правильности применения цен не препятствует осуществлению выездных и камеральных проверок за этот же период. По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать шести месяцев (п. 4 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ).
Новое подразделение ФНС России
Приказом Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 43н введено Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения. Установлено, что Межрегиональная инспекция по ценообразованию (МИ ФНС России), в частности, обеспечивает прием, обработку, хранение и анализ информации о контролируемых сделках, налоговой, бухгалтерской отчетности и другой информации, поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, иных источников информации. Также МИ ФНС России анализирует рыночные процессы и процессы ценообразования на внешних и внутрироссийском рынках, формирует базы данных, выявляет механизмы возможного занижения налоговой базы в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Кроме того, МИ ФНС России проводит автоматизированный отбор налогоплательщиков для проверки.
Информацию эта инспекция может брать из любых источников, в том числе из интернета.
Введено понятие «контролируемые сделки»
Контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). По таким сделкам налоговики вправе проверить цены на соответствие рыночным. К ним могут быть причислены следующие сделки:
между взаимозависимыми российскими организациями;
с участием посредников, формально не являющихся взаимозависимыми;
в области внешней торговли;
с компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах.
До 2012 года инспекторы были вправе проверять правильность применения цен при их отклонении более чем на 20 процентов от уровня цен на аналогичные товары. В 2012 году эта норма не действует, и теперь цены в сделках между не взаимозависимыми лицами всегда признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ).
Критерии взаимозависимости
Взаимозависимыми могут быть признаны лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и результаты совершаемых ими сделок и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1 Налогового кодекса РФ). Приведем некоторые признаки взаимозависимости:
организации или организация и физлицо, если одна организация или физлицо прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
организации, в случае если у них общий учредитель и он прямо или косвенно участвует в этих организациях с долей участия в каждой из них более 25 процентов;
организации или организация и физлицо, если одна организация или физлицо имеют полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другой организации или не менее 50 процентов состава ее совета директоров (наблюдательного совета).
Виды контролируемых сделок
Рассмотрим виды сделок, которые признаются контролируемыми.
Между взаимозависимыми российскими компаниями
В данном случае контролироваться будут не все сделки между взаимозависимыми лицами, а только те, которые соответствуют критериям, указанным в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Рассмотрим их.
1. Размер совокупного дохода по сделкам: за 2012 год – свыше 3 млрд руб.; за 2013 год – 2 млрд руб.; за 2014 год и за последующие годы – 1 млрд руб. При этом сумма доходов за календарный год определяется путем сложения сумм доходов по всей совокупности сделок с каждым взаимозависимым лицом (письмо Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-01-18/6-122). Доходы учитываются в порядке их признания, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, по агентским договорам и договорам комиссии учитываются полученные доходы в виде агентского и комиссионного вознаграждения и не учитывается выручка, полученная комиссионером, агентом от покупателей, возмещение расходов, понесенных комиссионером, и другие взаиморасчеты.
По договорам займа признаются только полученные проценты (письмо Минфина России от 14 марта 2012 г. № 03-01-18/2-29).
2. Одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. При этом другая сторона не является резидентом такой зоны (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). (Положения подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ вступают в силу с 1 января 2014 года (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)). Для «контролируемости» сумма доходов по сделкам между такими лицами должна превысить 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
3. Сторонами сделок или их совокупности являются как плательщики ЕСХН и ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), так и лица, не уплачивающие эти налоги (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). Для того чтобы сделки были признаны контролируемыми, сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превысить 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
4. Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или применяет к налоговой базе ставку 0 процентов как участник проекта «Сколково». При этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этого налога и не применяет нулевую ставку по данному основанию (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. для признания сделки контролируемой (п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
Напомним, что от уплаты налога на прибыль освобождены плательщики:
ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ);
единого «упрощенного» налога (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ);
ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).
Данный пункт несколько противоречит предыдущему, что, возможно, позволит налоговикам контролировать сделки между плательщиками ЕСХН и (или) ЕНВД и другими взаимозависимыми лицами при достижении суммы доходов по совокупности сделок в 60 млн руб.
5. Сделки, в которых одна из сторон является плательщиком НДПИ и исчисляет его по налоговой ставке, выраженной в процентах, и при этом предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом НДПИ.Для того чтобы сделки были отнесены к контролируемым, сумма доходов по совокупности сделок между указанными лицами за календарный год также должна превысить 60 млн руб. (подп. 2 п. 2, п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).*
Сделки с участием посредников
Контролируемыми сделками могут признать совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых при посредничестве фирм, формально не являющихся взаимозависимыми. Это может произойти в том случае, если данные фирмы не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для перепродажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, которые, в свою очередь, признаются взаимозависимыми (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). Такие сделки являются контролируемыми независимо от суммы (письмо Минфина России от 9 апреля 2012 г. № 03-01-18/3-46). (Сделки с плательщиками ЕНВД и ЕСХН начнут контролировать с 1 января 2014 года (п.2 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)).
Сделки в области внешней торговли
Контролируемыми признаются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а именно: нефтью и товарами, выработанными из нефти, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями (подп. 2 п. 1 Налогового кодекса РФ). При этом сделки считаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним взаимозависимым лицом, за календарный год превышает 60 млн руб. (п. 7 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 14 марта 2012 г. № 03-01-18/2-31).
Контрагент по сделке зарегистрирован в офшоре
Контролируемыми сделками признают сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) которого является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
При этом сделки считаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним взаимозависимым лицом, за календарный год превышает 60 млн руб. (п. 7 Налогового кодекса РФ, письмо № 03-01-18/2-31).
Дополнительное условие
Есть еще одно условие, необходимое для признания всех указанных сделок контролируемыми. В результате их совершения хотя бы у одной из сторон должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, п. 4, 13 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ). При этом НДС контролируется только в том случае, если одной из сторон сделки выступает лицо, не являющееся плательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденное от исполнения таких обязанностей.
Оштрафовать пока не смогут
Если по результатам проверки были установлены факты отклонения примененной в сделке цены от рыночной, что привело к занижению суммы налога, то в течение двух месяцев со дня окончания проверки составляется акт проверки. В нем отражаются доначисленные к уплате в бюджет суммы налога. После рассмотрения возражений выносится решение. Статьей 129.3 Налогового кодекса РФ предусмотрены штрафные санкции в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.
При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012–2013 годов штраф не применяется. При вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2014–2016 годов штраф должен составлять 20 процентов от неуплаченной суммы налога. При доначислении за 2017 год и последующие годы штраф будет взиматься в полном размере.
Симметричные корректировки
Если проверяющие по итогам проверки доначислили одному из участников сделки налоги, другой участник контролируемой сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства (п. 1 ст. 105.18 Налогового кодекса РФ). Например, если продавцу был доначислен налог на прибыль в результате увеличения облагаемых доходов, покупатель вправе уточнить свои обязательства по налогу на прибыль, увеличив свои расходы по данной контролируемой сделке.
Симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, которому доначислили налог, исполнило соответствующее решение ФНС России в части недоимки (п. 2 ст. 105.18 Налогового кодекса РФ). Для этого необходимо получить уведомление о возможности симметричных корректировок. Такой документ налоговики обязаны направить в течение одного месяца с момента погашения недоимки. Если же решение ИФНС по результатам проверки обжалуется в судебном порядке, указанный срок увеличивается до шести месяцев (п. 4 ст. 105.18 Налогового кодекса РФ).
Симметричную корректировку отражают в отчетности за тот налоговый период, в котором она была произведена. Регистры налогового учета и первичных документов не корректируются (п. 2, 3 ст. 105.18 Налогового кодекса РФ).
ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ТОРГОВЛЕ», №11, НОЯБРЬ 2012
2. Справочник: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой
Условия сделки Годовая сумма доходов по сделке1
Стороной сделки является иностранное лицо
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) Любые Свыше 80 млн руб.2 Отсутствуют
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
не несут никаких рисков;
не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Свыше 80 млн руб.2 Стороной сделки является плательщик ЕСХН или ЕНВД (п. 2 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
нефть (товары, выработанные из нефти)3;
черные металлы;
цветные металлы3;
минеральные удобрения;
драгоценные металлы3;
драгоценные камни
(п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 80 млн руб.4
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ) Отсутствуют
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н
(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) Любые Свыше 80 млн руб.4
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ) Отсутствуют
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки между взаимозависимыми лицами
(п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
(подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Свыше 80 млн руб.5
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ) Отсутствуют
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
(подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Свыше 80 млн руб.6
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ) Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
(подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Свыше 80 млн руб.5
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ) Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Все остальные сделки без дополнительных условий Свыше 2 млрд руб.6
(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ) Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
зарегистрированы в одном субъекте РФ;
не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее)
(подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)*
1 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:
в качестве года принимается один календарный год;
в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2013 года.
Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
2По общему правилу такие сделки признаются контролируемыми независимо от годовой суммы дохода по ним. Однако в 2013 году сделки с доходом не более 80 млн руб., совершенные с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами), контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 1 статьи 105.16 и статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-01-18/1-18.
3Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки по которым признаются контролируемыми, утвержден приказом Минпромторга России от 30 октября 2012 г. № 1598.
4Несмотря на то что в пункте 7 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн. руб., сделки с доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году с одним лицом, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 7 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-01-18/1-18. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).
5Несмотря на то что в абзаце 1 пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн руб., сделки с совокупным доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, абзаца 1 пункта 3 статьи 105.14, пункта 9 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-01-18/1-18. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).
6Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени