Да, должна. Материалы проверок с суммами доначислений 50 млн. руб. и более в обязательном порядке утверждаются вышестоящим налоговым органом до момента вручения их налогоплательщикам, т.е. до вручения акта о налоговой проверке.
Нет, налоговая инспекция не обязана уведомлять о данном согласовании.
Арбитражная практика по данному вопросу отсутствует.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация: Как оформляется решение по результатам налоговой проверки
Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если инспекция приняла его с нарушением сроков
Да, можно, если решение принято до истечения срока, отведенного организации на подачу возражений по акту (месяц).
По общему правилу решение по налоговой проверке руководитель инспекции (его заместитель) должен принять в течение 10 рабочих дней после окончания месячного срока, отведенного организации на подачу возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). По усмотрению инспекции 10-дневный срок на рассмотрение материалов и принятие решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).*
Принятие решения с опозданием к указанным нарушениям не относится, поэтому само по себе такое нарушение не может повлечь за собой отмены решения по проверке.
В то же время досрочное принятие решения (до истечения месячного срока, отведенного организации на подачу возражений по акту) может стать основанием для отмены решения по проверке. В такой ситуации инспекция самовольно ограничивает время организации на подготовку ее возражений по акту, то есть не обеспечивает ей возможности давать пояснения в том порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Наличие такого нарушения может стать основанием для отмены решения по проверке. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 29 апреля 2009 г. № ВАС-4913/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 января 2009 г. № А32-4732/2008-13/76, Московского округа от 23 января 2009 г. № КА-А41/12979-08, от 23 января 2009 г. № КА-А40/12029-08, Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2008 г. № А33-10332/2007-Ф02-1056/2008).*
Участие в рассмотрении материалов проверки
Прежде чем рассматривать материалы налоговой проверки и принимать по ним окончательное решение, руководитель инспекции (его заместитель) должен обеспечить организации возможность поучаствовать в таком рассмотрении и дать свои пояснения (абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Такой порядок является существенным условием процедуры рассмотрения материалов, нарушение которого может стать основанием для отмены решения по проверке (п. 14 ст. 101 НК РФ). В связи с этим инспекция обязана известить организацию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем сделать это она должна так, чтобы факт извещения организации был подтвержден (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Для этого одновременно с актом налоговой проверки инспекция должна вручить представителю организации под подпись извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если невозможно вручить извещение лично представителю организации, инспекция направит его заказным письмом с уведомлением о вручении по двум адресам: по местонахождению организации и по месту жительства ее руководителя. Кроме того, по месту жительства руководителя организации инспекция может направить телеграмму с указанием времени и места рассмотрения материалов налоговой проверки. После того как в инспекцию поступит уведомление о вручении письма или телеграммы адресату, требования об извещении организации о месте и времени рассмотрения материалов проверки инспекция сочтет исполненными.
Такой порядок подтверждается пунктом 7.4 письма ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622.
Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если инспекция не сообщила (сообщила ненадлежащим образом) организации о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
Да, можно.
Если инспекция не сообщит организации о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (или сообщит не"надлежащим образом), то тем самым она нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Такого нарушения достаточно, чтобы вышестоящая налоговая инспекция или суд отменили решение по налоговой проверке. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.*
Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12566/07, определения ВАС РФ от 25 марта 2010 г. № ВАС-3193/10, от 28 октября 2009 г. № ВАС-13623/09, от 18 августа 2009 г. № ВАС-10156/09, от 14 августа 2009 г. № ВАС-10136/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5383/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Северо-Западного округа от 4 марта 2010 г. № А56-27675/2009, от 15 декабря 2009 г. № А66-7217/2008, Московского округа от 25 ноября 2009 г. № КА-А41/12390-09, от 2 октября 2009 г. № КА-А40/9865-09, от 29 июня 2009 г. № КА-А40/5864-09, Волго-Вятского округа от 15 декабря 2008 г. № А82-2505/2008-99 и Уральского округа от 25 сентября 2007 г. № Ф09-7784/07-С1).
Организация, получив сообщение из инспекции о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе участвовать в таком рассмотрении через своих законных или уполномоченных представителей (п. 2 ст. 101, п. 1 ст. 26 НК РФ). Кроме того, организация вправе заранее ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Для этого надо подать в инспекцию соответствующее заявление. Контролеры обязаны предоставить доступ к запрашиваемым материалам не позже чем за два рабочих дня до того, как они начнут их рассматривать. Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если оно основано на доказательствах, которые были получены с нарушением Налогового кодекса РФ
Да, можно.
Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).*
При принятии решения не допускается использование доказательств, которые были получены инспекцией с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). В частности, не признаются доказательством сведения, полученные от правоохранительных органов, но не подтвержденные материалами налоговой проверки. Если решение инспекции основано на доказательствах, полученных с отступлением от норм Налогового кодекса РФ, суд может признать его недействительным и отменить. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 14 ноября 2007 г. № 14266/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 октября 2010 г. № А49-9241/2009, Центрального округа от 3 августа 2007 г. № А14-13603-206/467/24, Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, Западно-Сибирского округа от 16 марта 2006 г. № Ф04-2374/2006(20768-А46-23)).
Ситуация: можно ли отменить итоговое решение по проверке, если оно принято лицом, которое не участвовало в рассмотрении материалов налоговой проверки (например, решение по проверке подписано руководителем инспекции, в то время как материалы проверки рассматривал его заместитель)
Да, можно.
Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).*
Итоговое решение по проверке принимается по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ). Это значит, что принять его вправе только то лицо, которое непосредственно рассматривало указанные материалы. Нарушение данного условия может привести к принятию неверного решения. Следовательно, тот факт, что итоговое решение по проверке приняло лицо, которое не участвовало в рассмотрении материалов, может стать основанием для отмены решения по проверке.
В арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 30 апреля 2010 г. № ВАС-5030/10, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2009 г. № А33-13636/08, от 7 мая 2009 г. № А69-2200/08-12-Ф02-1914/09).
Ситуация: можно ли отменить решение по итогам проверки, если оно составлено с нарушениями (например, в тексте решения имеются противоречия, не указаны обстоятельства выявленного инспекцией правонарушения)
Да, можно. Нарушения требований налогового законодательства при составлении решения по итогам проверки могут стать основанием для отмены решения.
В пункте 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ приведены основные требования к составлению решений по итогам налоговых проверок.
Нарушение требований Налогового кодекса РФ со стороны инспекции может стать основанием для отмены решения по проверке (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Исходя из указанного, можно сделать следующий вывод. Если инспекция составила решение по проверке с нарушением требований Налогового кодекса РФ, то данный факт может стать основанием для отмены решения. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды отменяют решения по проверкам, если при их составлении инспекцией были допущены следующие нарушения:
— в решении не приведены обстоятельства налогового правонарушения, то есть не указано, какими действиями организация нарушила нормы законодательства (см., например, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71,
— п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, определение ВАС РФ от 1 апреля 2009 г. № ВАС-3559/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 января 2009 г. № А19-8086/08-51-Ф02-6617/2008, Уральского округа от 3 марта 2010 г. № Ф09-1131/10-С3, от 10 февраля 2009 г. № Ф09-10349/08-С2, Северо-Западного округа от 25 февраля 2009 г. № А56-11653/2008, Московского округа от 10 февраля 2009 г. № КА-А40/12099-08-П, от 20 января 2009 г. № КА-А40/12411-08, Западно-Сибирского округа от 15 января 2009 г. № Ф04-7491/2008(16928-А70-29), Дальневосточного округа от 22 декабря 2008 г. № Ф03-5684/2008, Поволжского округа от 17 ноября 2008 г. № А06-2246/08-21);
— обстоятельства налогового правонарушения по-разному квалифицированы в решении и акте (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 28 августа 2008 г. № Ф09-6143/08-С3);
— в тексте решения допущены противоречия, которые не позволяют точно установить размер недоимки, период ее возникновения, организацию, в отношении которой принято решение (см., например, постановления ФАС Московского округа от 16 февраля 2009 г. № КА-А40/374-09, Поволжского округа от 19 августа 2008 г. № А06-6865/07, Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2008 г. № А74-2395/07-Ф02-1008/2008);
— в итоговой части решения неверно применены нормы налогового законодательства (см., например, определение ВАС РФ от 30 октября 2008 г. № 10970/08, постановления ФАС Центрального округа от 4 июля 2008 г. № А68-8159/06-345/12, от 7 августа 2008 г. № А35-4980/07-С21, Московского округа от 20 января 2009 г. № КА-А40/12411-08, Уральского округа от 21 апреля 2008 г. № Ф09-2606/08-С2, от 29 ноября 2007 г. № Ф09-8664/07-С2);
— использована неверная форма решения (из решения об отказе в привлечении организации к ответственности следует, что инспекция все же привлекает ее к ответственности) (см., например, постановление Московского округа от 16 февраля 2009 г. № КА-А40/374-09).*
Ситуация: можно ли отменить решение по итогам проверки, если в нем указаны нарушения, не отраженные в акте проверки
Да, можно.
Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Все нарушения, выявленные в ходе проверки, проверяющие фиксируют в акте. Подготовленный акт инспекция обязана вручить организации, чтобы та в свою очередь при необходимости могла подготовить пояснения по выявленным нарушениям и представить их в инспекцию в письменном или устном виде в ходе рассмотрения материалов проверки.
Если по итогам проверки инспекция привлекает организацию к ответственности за нарушения, которые не были отражены в акте, то в такой ситуации инспекция не обеспечивает организации возможность давать пояснения по выявленным нарушениям. Указанные действия со стороны инспекции являются достаточным основанием для отмены решения по налоговой проверке.
Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 8 мая 2009 г. № ВАС-5333/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 января 2009 г. № А32-899/2008-13/17, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11398/2008, от 21 января 2009 г. № А72-3143/2008, от 17 ноября 2008 г. № А55-3420/2008, Московского округа от 5 февраля 2009 г. № КА-А40/132-09, от 30 декабря 2008 г. № КА-А40/12258-08, от 1 сентября 2008 г. № КА-А40/8144-08, Центрального округа от 25 декабря 2008 г. № А48-1845/08-8, от 23 декабря 2008 г. № А48-1849/08-2, Дальневосточного округа от 22 декабря 2008 г. № Ф03-5684/2008, Восточно-Сибирского округа от 31 января 2008 г. № А19-7282/07-57-Ф02-9683/07, от 23 сентября 2008 г. № А78-6344/07-Ф02-4612/08).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Книга: Выездная проверка в 2013 году: налоговики меняют тактику
3.4. Эффективность выездной проверки: по следам ДСП налоговиков
В документах налоговых органов под грифом ДСП (далее – ДСП) зачастую налогоплательщик может узнать ценную информацию. Такие сведения инспекторы не афишируют, так как в них содержатся не только внутренние аналитические данные инспекций, но также приводится анализ работы в отдельных налоговых инспекциях, в том числе и по результатам проведенных выездных проверок.
В одном из ДСП УФНС России по г. Москве проанализировало организацию работы по планированию выездных проверок, в том числе по предварительному отбору налогоплательщиков для их перспективного планирования. Выяснилось, что в некоторых инспекциях допускается много ошибок.
Также налоговое ведомство отмечает, что материалы проверок с суммами доначислений 50 млн. руб. и более в обязательном порядке утверждаются вышестоящим налоговым органом до момента вручения их налогоплательщикам. А акты проверок с суммой доначисленных налогов 100 млн. руб. и более направляются на согласование в ФНС. Такие материалы проверок должны направляться в налоговое управление за 20 дней до даты вручения акта налогоплательщику. Имеются случаи несоблюдения инспекциями этих сроков.
Таким образом, зная о наиболее частых ошибках инспекторов, которые они допускают в процессе проведения выездной проверки, компания может при необходимости заранее выстроить тактику поведения, а также заручиться дополнительными аргументами в свою пользу.*
24.11.2013г.
С уважением,
Ваш персональный эксперт
Пушечкина Ольга
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени