Решения о привлечении к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). В течение этого месяца организация направляет апелляционную жалобу в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Региональное налоговое управление должно рассмотреть жалобу на решение о привлечении к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).
В судебном порядке решение налогового органа о привлечении к ответственности можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении. Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
В рассматриваемой ситуации решение получено 11.10.13, жалоба направлена в региональное УФНС 18.10.2013, отрицательный ответ получен 12.11.2013. То есть сроки подачи, рассмотрения жалобы и уведомления налогоплательщика о результатах рассмотрения соблюдены.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев с даты получения отрицательного ответа по жалобе 12.11.13, то есть до 12.02.13 г. Тот факт, что Вашей организацией направлена еще одна жалоба в вышестоящую инстанцию, указанный срок для обращения в суд не изменяет.
Обращаем Ваше внимание, что требование по результатам налоговой проверки инспекторы вправе выставить в течение 20 рабочих дней с того момента, как вступило в силу решение по итогам такой проверки (п. 2 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). А данные решения начинают действовать через месяц после того, как их вручили представителю организации. То есть в рассматриваемой ситуации требование об уплате должно быть выставлено в течение 20 рабочих дней с 11.11.13 г.
Организация обязана исполнить требование об уплате налога (штрафа, пеней) в течение восьми рабочих дней после того, как оно было получено. Налоговая инспекция вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки (он должен быть указан непосредственно в требовании). Это следует из абзаца 4 пункта 4 статьи 69 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, максимальный срок вынесения требования – 9 декабря 2013 года.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
Ситуация: Как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки
Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.*
Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России).* Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).* Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1и 2 статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.
В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).* Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).
УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения.* При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:
оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).* Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.
Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).*
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:
признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.
В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009, от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).
Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009, от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009.
Из рекомендации «Какие права и обязанности есть у налоговых органов»
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация: Как взыскивается недоимка по налогам
<...>
Требование же по результатам налоговой проверки инспекторы вправе выставить и вовсе в течение 20 рабочих дней с того момента, как вступило в силу решение по итогам такой проверки (п. 2 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). А данные решения начинают действовать через месяц после того, как их вручили представителю организации.* Если же передать решение представителю организации невозможно, его направят по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Требование об уплате налога может быть вручено одним из следующих способов:
передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку;
направлено по почте заказным письмом;
передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Это установлено в пункте 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ.
Требование об уплате налога, направленное по почте, доставляется по адресу местонахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ). По общему правилу оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки заказного письма (п. 6 ст. 69 ип. 6 ст. 6.1 НК РФ). Однако факт получения требования в этот срок можно оспорить в суде, в том числе по иску налоговой инспекции о взыскании недоимки по налогу (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О).
Порядок направления требования по телекоммуникационным каналам связи, а также электронные формы и форматы сопроводительных документов утверждены приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700. Если требование направлено в виде электронного документа, оно считается полученным с момента отправления организацией электронной квитанции о приеме. В этом случае требование на бумажном носителе налоговая инспекция не направляет. Если инспекция не получит квитанцию о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено в общем порядке.
Это следует из пунктов 5, 12 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700.
<...>
Исполнение требования
Организация обязана исполнить требование об уплате налога (штрафа, пеней) в течение восьми рабочих дней после того, как оно было получено. Налоговая инспекция вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки (он должен быть указан непосредственно в требовании). Это следует из абзаца 4 пункта 4 статьи 69 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.*
<...>
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени