Уважаемая Гульнара Касимовна!
В ответ на Ваш вопрос от 01.08.2013г.
сообщаем следующее: юридические лица могут выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии свидетельства о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.
Если работы по ликвидации основных средств относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и требуют допуска СРО, Минфин России выступает против учета расходов по таким сделкам. Суды иногда поддерживают налогоплательщиков.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.
1.Градостроительный кодекс Российской Федерации
«Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"
«Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. I), ст. 3604) и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5612) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
2. Установить, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4591), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
II. Виды работ по подготовке проектной документации
8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений*, продлению срока эксплуатации и консервации
III. Виды работ по строительству, реконструкции
и капитальному ремонту
2. Подготовительные работы
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей
2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений
2.3. Устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов
2.4. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
10.2. Монтаж, усиление и демонтаж конструкций транспортных галерей
10.3. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций
10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций
10.6. Монтаж и демонтаж тросовых несущих конструкций (растяжки, вантовые конструкции и прочие)
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления
15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения
15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха
15.5. Устройство системы электроснабжения
15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений
3.Статья: Ведение работ без допуска. Последствия
По договору подряда фирма выполняет работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства. Однако свидетельства о допуске у нее нет. Каковы последствия такой деятельности для самой фирмы и для заказчика? Вопрос является актуальным для значительного количества строительных компаний, особенно небольших. Ведь получить допуск успели далеко не все, а многим он оказался просто «не по карману».
Требования законодательства
Организация вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске. Это требование пункта 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Перечень соответствующих видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства установлен приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274.
Если же подобные работы выполняет организация, не имеющая свидетельства, проблемы могут возникнуть у обеих сторон договора – и у подрядчика, и у заказчика.
Возможные риски для заказчика
Законодательство не содержит прямых предписаний для заказчиков о привлечении только подрядчиков, имеющих свидетельство о допуске. Не исключено, что строители, не вступившие в СРО, предлагают работы по более низким расценкам. Тем не менее наличие у подрядной организации соответствующего свидетельства избавит заказчика от ряда серьезных проблем.
Финансовые гарантии саморегулируемой организации
Возмещение вреда, который причинен вследствие недостатков работ, осуществляется исполнителем. Однако если на момент выполнения работ подрядчик имел свидетельство о допуске, то СРО, а в некоторых случаях и Российская Федерация (субъект РФ) будут нести солидарно субсидиарную ответственность перед потерпевшими лицами (п. 1 ст. 55.16 и подп. 2 п. 3 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ). Это означает, что компенсацию ущерба (возмещение вреда) можно получить от саморегулируемой организации, выдавшей допуск.
Гарантийные функции саморегулируемой организации установлены законом и весьма привлекательны для заказчика. Ведь финансовое положение подрядчика ему, как правило, неизвестно. А компенсационный фонд саморегулируемой организации составляет значительную сумму – до 100 млн руб. (из расчета по 1 млн руб. на одного члена при их количестве не менее 100). Правда, сумма может оказаться меньше, если по требованию СРО ее члены самостоятельно страхуют гражданскую ответственность за причинение вреда (подп. 1, 2 п. 2 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ). Но даже в этом случае минимальный размер фонда – 30 млн руб. А в отсутствие допуска удовлетворение претензии ограничивается платежеспособностью подрядчика. На практике она может оказаться «нулевой»...
Проявление должной осмотрительности
Когда подрядчик не выполняет свои налоговые обязательства, инспекторы стремятся переложить налоговую нагрузку на заказчика. Проще говоря, налоговые органы пытаются отказать заказчику в праве на вычеты НДС и в признании расходов (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2009 г. № 09АП-10765/ 2009-АК).
Во избежание претензий в недобросовестности во времена лицензирования заказчики, по мнению налоговиков, должны были запрашивать у подрядчика в числе прочих документов копии строительных лицензий. Это следует, в частности, из пункта 12 приложения № 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
Нужно полагать, что теперь доказательством должной осмотрительности заказчика при ведении предпринимательской деятельности является копия свидетельства о допуске.
Кроме того, саморегулируемая организация по запросу заинтересованного лица обязана оперативно представить выписку из реестра своих членов (п. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ). Таким лицом может быть как подрядчик, так и заказчик. Не пренебрегайте этой возможностью дополнительного контроля. Ведь может оказаться, что ваш подрядчик исключен из членов СРО на основании пункта 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ.
Признание сделки недействительной
Больше всего бухгалтера беспокоит риск неблагоприятных налоговых последствий сделки с подрядчиком, не имеющим допуска. Ведь в связи с исполнением договора заказчик применяет вычеты по налогу на добавленную стоимость и отражает расходы в налоговом учете.
Не окажутся ли эти налоговые выгоды необоснованными?
Такие опасения не напрасны. Об этом свидетельствует письмо Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/2/188. В нем сообщается, что организация, не имеющая лицензию на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность. Поэтому расходы по оплате услуг, оказанных такой организацией, обоснованными не являются и при налогообложении прибыли не учитываются. Обратите внимание: финансисты уклонились от обсуждения гражданско-правовых аспектов самой сделки. Формулировки письма по аналогии можно применить и к строительной деятельности, требующей свидетельства о допуске.
Необходимо отметить, что арбитражные налоговые споры по отсутствию лицензий нередко решаются в пользу налогоплательщиков (Определение ВАС РФ от 19 февраля 2008 г. № 1667/08).
Однако свидетельство о допуске не следует приравнивать к лицензии.
Последствия отсутствия лицензии конкретно определены в статье 173 Гражданского кодекса РФ. В частности, сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Налоговые органы такой надзор не осуществляют, а значит, полномочиями на обращение в суд в данном случае не обладают.
А вот при отсутствии у исполнителя свидетельства о допуске договор подряда не будет соответствовать обязательным правилам, установленным законом (п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ). Такое несоответствие, согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ, влечет ничтожность сделки. Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Это установлено в пункте 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ. То есть в отличие от ситуации с лицензией обращение в суд не понадобится.
Налоговики считают, что первичные документы, удостоверяющие исполнение недействительной сделки, юридической силы не имеют (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ) и по этой причине налоговую нагрузку у покупателя не снижают. Такая позиция инспекции в ходе налоговой проверки обернется применением пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, а именно наложением штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Арбитражная практика
Суды эту точку зрения не разделяют, поскольку гражданское законодательство к налоговым отношениям не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
Арбитры отмечают, что факт недействительности сделки не влияет на размер налоговых обязательств налогоплательщика, за исключением случаев, когда сделка является мнимой (притворной). Для налогообложения имеет значение сам факт совершения хозяйственной операции, подтвержденный первичными документами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2007 г. № Ф04-2117/2007 (33186-А27-31); ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2006 г., 27 апреля 2006 г. № Ф03-А51/06– 2/1151). А Высший арбитражный суд РФ указывает на необходимость разрешения налоговых споров исходя из приоритета экономического содержания над юридической формой (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 10 апреля 2008 г. № 22).
Таким образом, налоговые риски имеют место, хотя заказчик может рассчитывать на поддержку арбитражного суда. Ну а правоприменительная практика по спорам, связанным с наличием у организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, пока отсутствует.
Строительство для своих нужд
Если фирма ведет строительство для своих нужд собственными силами, то есть хозспособом, ей грозят те же санкции, что и подрядчику. А вот законных оснований не признавать в налоговом учете расходы на строительство здесь не усматривается.
Журнал «Учет в строительстве», № 4, апрель 2010
Е. Ю. Диркова
старший научный сотрудник НИФИ АБиК Минфина России
4.Статья: Отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО может привести к налоговым потерям у обеих сторон по сделке
При отсутствии у исполнителя лицензии или допуска к осуществлению работ заказчику рискованно учитывать в расходах выплаты контрагенту
Некоторые компании ведут деятельность, не вступив в СРО, хотя это требует закон. Заказчик не всегда может достоверно знать, есть ли у исполнителя допуск к осуществлению отдельных видов работ. В данной ситуации с юридической точки зрения нарушает закон исполнитель. Но и у заказчика существуют налоговые риски.
Большинство споров возникает в отношении расходов на строительство, если подрядчик не является членом СРО. Минфин России выступает против учета расходов по сделкам с таким контрагентом (письма от 24.09.10 № 03-03-05/205, от 09.03.10 № 03-03-06/1/120 и от 09.03.10 № 03-03-06/1/121). Ведь строительная организация, не являющаяся членом СРО и не имеющая свидетельства о допуске к работам, в принципе не вправе производить их (п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса). Кроме того, договор строительного подряда, заключенный со строительной организацией, не являющейся членом СРО или не имеющей свидетельства о допуске к работам, может быть признан судом недействительным (ст. 173 Гражданского кодекса).
Но суды иногда поддерживают налогоплательщиков. В одном из дел налоговики отказали компании в признании в расходах суммы оплаты по договорам строительного подряда, поскольку у субподрядчиков отсутствовала лицензия на выполнение строительно-монтажных работ (в то время строительная деятельность подлежала лицензированию). Однако ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.02.10 № А65-11398/2008 указал, что при выполнении работ подрядчик вправе привлечь субподрядчика. В данном деле фактически субподрядчик строительно-монтажные работы выполнил. Закон не требует наличие у последнего каких-либо лицензий или допусков. Значит, компания вправе учесть в расходах спорные суммы. Такие доводы содержат и постановления ФАС Северо-Западного от 07.09.07 № А05-10534/2006-26 и Поволжского от 22.05.08 № А65-24999/06 округов.
Внимание: налоговики не вправе отказать компании в вычете НДС только по причине того, что у ее контрагента отсутствует лицензия или допуск к выполнению работ.
А. А. Капкаев
начальник отдела налоговых споров и налогового планирования ООО «Правовой сервис»
01.08.2013г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Чекалова Наталья.
Ответ утвержден:
ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Елена Ракова.