Поэтому Ваша основная задача – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда Вам стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет. При этом универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, согласно которым трехлетний срок возврата налога начинается с даты, когда организация подала уточненную налоговую декларацию (постановление от 19.12.13 № А26-1254/2013).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет
Да, можно.
Для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что срок, установленный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, ограничивает продолжительность периода, в течение которого возможен внесудебный зачет (возврат) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.
Обращаться в суд можно, если налоговая инспекция отказала организации в удовлетворении ее требования о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм или если в установленный срок организация не получила от инспекции ответ на свое заявление (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281).
При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о переплате (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).
Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции извещение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.
Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В постановлении от 25 февраля 2009 г. № 12882/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что при определении момента, когда организация узнала (должна была узнать) о факте переплаты, суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела. Одним из таких обстоятельств является наличие у организации возможностей для правильного расчета налога. Президиум ВАС РФ признал, что дата подачи уточненной налоговой декларации (с отражением в ней уменьшенных налоговых обязательств) не является точкой отсчета для исчисления срока давности обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) налога. Но если организация обратилась в контролирующее ведомство с запросом по поводу определения налоговой базы, то до получения официальных разъяснений у нее нет возможности правильно начислить налог. В подобных ситуациях срок давности для обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы может отсчитываться с момента, когда такие разъяснения были получены. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).
Из некоторых судебных решений следует, что начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли. В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на расчетный (лицевой) счет. Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Такая точка зрения, в частности, высказана в постановлении ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3.
Некоторые суды признают обоснованными ссылки организаций на то, что о переплате им стало известно при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом. В таких случаях начало срока исковой давности для возврата (зачета) налога судьи определяют как дату подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).
Следует отметить, что гражданским законодательством предусмотрена возможность прерывания срока исковой давности. Для этого необходимо, чтобы обязанное лицо совершило какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ). Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. А следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пени и штрафов. Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445, от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010, Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).
Из рекомендации «Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)»
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Статья:Компании с успехом добились возврата переплаты по налогам
Сергей Букатин, эксперт «УНП»
Мы проанализировали арбитражную практику Северо-Западного округа по спорам, возникшим из-за отказа инспекции вернуть излишне уплаченные налоги. За последние полгода судьи рассмотрели 18 дел, приняли 15 решений в пользу компаний и 3 в пользу инспекторов.
Даже если инспекция признает наличие переплаты у компании, не факт, что она вернет деньги. Получив письмо о возврате, налоговики часто заявляют, что компания пропустила трехлетний срок. Но в большинстве случаев инспекторы неверно определяют начало срока, и в суде выясняется, что компания не опоздала с обращением на возврат денег. Впрочем, иногда и судьи признают, что компания действительно пропустила срок (постановление от 20.08.13 № А56-64141/2012).
Какие аргументы помогли компаниям вернуть переплату
Что не понравилось проверяющим | Решение судей | Комментарий «УНП» |
Компания подала декларацию по НДС с возмещением. После камеральной проверки инспекция приняла решение о возмещении налога. Но получив заявление о возврате, не вернула деньги, а зачла их, сославшись на то, что после проверки у компании обнаружилась недоимка | Инспекция не вправе зачитывать налог, если у компании нет недоимки и она требовала вернуть переплату. В суде налоговики не доказали, что у компании есть недоимка, которая мешает возврату (п. 4 ст. 176 НК РФ). Поэтому суд обязал инспекцию вернуть налог (постановление от 20.01.14 № А56-28979/2013) | Компании выгодно подать заявление о возврате возмещенного НДС до того, как инспекция закончит проверку декларации. Тогда деньги должны вернуть в течение 11 рабочих дней после завершения камералки (п. 10 ст. 176 НК РФ). Иначе налог вернут в течение месяца со дня получения заявления (п. 11.1 ст. 176 НК РФ) |
В 2010 году компания подала уточненки к уменьшению. А в 2012 году, получив уведомление о переплате, подала заявление о возврате налога. Но инспекторы отказались вернуть деньги, так как с даты уплаты налога прошло более трех лет. Отказ компания обжаловала в суде | Трехлетний срок для возврата налога начинается с даты, когда компания подала уточненку. Переплата возникла не в связи с излишней уплатой налога, а в связи с изменением налоговых обязательств. То есть из-за подачи уточненки в 2010 году. Поэтому компания не пропустила срок на обращение с заявлением (постановление от 19.12.13 № А26-1254/2013) | При подаче уточненки с налогом к уменьшению безопаснее сразу же подать заявление о возврате. Не стоит ждать, пока инспекция закончит камеральную проверку и подтвердит переплату. Так компания уложится в срок для возврата налога |
Компания получила справку о расчетах по налогам с долгами и погасила их, чтобы получить лицензию. Но с недоимкой не согласилась и обратилась с заявлением на возврат только что перечисленных денег, посчитав их переплатой. В возврате ревизоры отказали, сославшись на то, что в карточке переплаты нет | Инспекция не вправе отказывать в возврате переплаты, ссылаясь на данные из карточки расчетов с бюджетом. Карточка — это форма внутреннего контроля и не доказывает реальную задолженность. Иных доказательств у инспекции не было. Поэтому судьи признали отказ в возврате незаконным (постановление от 05.12.13 № А56-1364/2013) | Стоит ежегодно проводить сверку, чтобы избежать спорной недоимки в карточке расчетов. Если компания выявит лишнюю недоимку (например, невозможную для взыскания из-за давности), то надо потребовать, чтобы налоговая исключила ее из лицевого счета. Правда, добиться этого удается лишь в суде (постановление от 16.06.11 № А05-9019/2010) |
Здесь и далее постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.
Журнал «Учет. Налоги. Право» № 7, Февраль 2014
19.12.2014 г.
С уважением,
Мария Мачайкина, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».