Причем штраф будет начислен в размере 20 процентов от всей суммы налога, которая доначислена по «уточненке». Даже если на дату подачи этой «уточненки» данная сумма налога была погашена.
О нарушениях, допущенных налогоплательщиком, налоговая инспекция уведомлять не обязана. Избегать ошибок в декларации и указывать в ней правильные сведения – обязанность налогоплательщика, а инспекция обязана начать камеральную проверку декларации после ее подачи налогоплательщиком.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как сдать уточненную налоговую декларацию
Корректировка налоговых обязательств
По общему правилу уточненные налоговые декларации следует сдавать за те периоды, в которых были допущены ошибки, исказившие налоговую базу. Если определить эти периоды невозможно, нужно скорректировать налоговые обязательства периода, в котором ошибка была обнаружена. Кроме того, в периоде обнаружения ошибки можно корректировать налоговые обязательства, если ошибка повлекла за собой переплату по налогу. Такой порядок прописан в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.
Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности
Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Подача уточненной декларации, в которой налоговые обязательства организации увеличиваются, подразумевает, что в первичной декларации налог был посчитан неверно. Из этого налоговая инспекция может сделать вывод, что организация нарушила правила учета объектов налогообложения, вследствие чего налоговая база была занижена. Однако сам по себе факт подачи уточненной декларации не является основанием для привлечения организации к ответственности по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Чтобы оштрафовать организацию, инспекция должна провести камеральную налоговую проверку, установить факт совершения правонарушения и вынести соответствующее постановление (п. 1, 3 ст. 108 НК РФ)*. При этом инспекция должна учитывать наличие имеющейся у организации переплаты, подлежащей зачету или возврату. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 февраля 2013 г. № 03-02-07/1/2279.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При подаче уточненной налоговой декларации организация не привлекается к ответственности в трех случаях.
1. Если представит ее до истечения срока, установленного для подачи деклараций (п. 2 ст. 81 НК РФ).
2. Если представит ее позже, но до истечения срока, установленного для уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию:
- о назначении выездной проверки;
- об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке).
Такой порядок предусмотрен в пункте 3 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:
- если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;
- если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.
Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.*
Ситуация: может ли инспекция оштрафовать за неуплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ, если организация сдала уточненную декларацию и доплатила налог и пени по ней в один день
Нет, не может.
Если уточненную декларацию с суммой налога «к доплате» организация сдала в тот же день, когда перечислила эту сумму в бюджет, то у инспекции не будет оснований взыскивать штраф по статье 122 Налогового кодекса РФ.
В рассматриваемой ситуации – когда речь идет об ошибке, из-за которой оказалась занижена налоговая база и возникла недоимка, – действует общее правило, прописанное в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Если организация самостоятельно обнаружила такое нарушение, подала уточненную декларацию и «до представления декларации» погасила долг и заплатила соответствующие пени, то она освобождается от ответственности. То есть от штрафа по статье 122 Налогового кодекса РФ.
Слова «до представления декларации» вовсе не означают «накануне» или «за несколько дней» до подачи декларации. Заплатить налог и сдать уточненную декларацию можно в один и тот же день.
В рассматриваемой ситуации задолженность по налогу образуется в день подачи уточненной декларации*. Именно эта дата должна быть указана в лицевом счете организации как день возникновения недоимки (раздел VI Требований, утвержденныхприказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9). Формальным поводом для начисления штрафа за неуплату налога в этом случае мог бы стать временной разрыв между этой датой и датой погашения возникшей недоимки. Но если недостающая сумма налога и пени уплачены в тот же день, когда организация сдала уточненную декларацию, то этого разрыва не будет.
Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, когда организация предъявила в банк поручение на перечисление необходимой суммы в бюджет (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). И если у организации есть платежное поручение, принятое банком в тот же день, когда инспекция приняла уточненную декларацию, то оснований для наказания у инспекции не будет. В этот день задолженность по налогу, отраженная в уточненной декларации, считается погашенной.*
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. № Ф04-2581/2007).
Внимание: подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: можно ли избежать штрафных санкций, если подать уточненную налоговую декларацию после начала камеральной проверки. По уточненной декларации налоговые обязательства организации увеличиваются
Да, можно.
Если уточненная декларация сдана до окончания камеральной проверки первичной декларации, все действия инспекции в отношении первичной декларации прекращаются. В этом случае налоговая инспекция обязана начать новую камеральную проверку на основе уточненной декларации. Такой порядок предусмотрен пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Одним из условий освобождения от ответственности при представлении уточненной декларации является ее подача до того, как организация узнает, что инспекция обнаружила в отчетности ошибку либо назначила выездную проверку. Об этом сказано в пунктах 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция обнаружит в декларации ошибку, она обязана предложить организации внести в отчетность исправления или дать необходимые пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Причем при рассмотрении подобных споров арбитражные суды подчеркивают, что требование об исправлении отчетности должно быть официальным (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. № Ф04-7572/2004(5772-А27-3), Московского округа от 23 января 2006 г. № КА-А40/13941-05, Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. № А26-1859/2005-210и Уральского округа от 16 июня 2005 г. № Ф09-2464/05-С2).
До тех пор пока организация не получила такой документ, ошибка считается не обнаруженной.* Следовательно, уточненную декларацию можно представить даже после того, как камеральная проверка уже началась. При этом Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество подаваемых за один налоговый период уточненных деклараций. Организация освобождается от ответственности:
- если уточненная декларация представлена до истечения срока уплаты налога;
- если уточненная декларация представлена после истечения срока уплаты налога, но при этом организация перечислила в бюджет недостающую сумму налога и пени.
Об этом сказано в пунктах 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
На этих же условиях организация освобождается от ответственности, если она подала уточненную декларацию до того, как ошибка была обнаружена налоговой инспекцией. Аналогичная точка зрения была отражена в письме Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-61.
Следует отметить, что организация не освобождается от ответственности, если уточненную декларацию она подала по истечении трехмесячного срока, отведенного инспекции на проведение камеральной проверки. Даже если к этому времени акт об окончании проверки не был составлен и решение о привлечении организации к ответственности инспекция не выносила. Это следует из положений пунктов 2 и 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых подтверждается правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2012 г. № Ф09-8834/11).
Расчет пеней
Пени нужно рассчитать в сумме 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа по налогу (ст. 75 НК РФ). День фактической уплаты налога (проведения зачета и т. д.) в период просрочки не включайте*. Это связано с тем, что пени взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа*. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют. Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ
ираздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Пример расчета суммы пеней при подаче уточненной налоговой декларации
Организация зарегистрирована в Московской области и является плательщиком транспортного налога. В апреле 2013 года бухгалтер организации обнаружил, что в налоговой декларации по транспортному налогу за 2012 год налоговая база была занижена (неправильно отражена мощность двигателя). В результате ошибки организация недоплатила в региональный бюджет 10 000 руб.
Недостающие суммы налога и пеней были перечислены 26 апреля 2013 года. В этот же день организация подала в налоговую инспекцию уточненную декларацию за 2012 год.
Последний срок уплаты транспортного налога за 2012 год – 28 марта 2013 года (п. 1 ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ). Доплата по налогу была перечислена с опозданием на 28 дней (с 29 марта по 25 апреля 2013 года). В период просрочки платежа действовала ставка рефинансирования в размере 8,25 процента.
Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога, составила:
10 000 руб. ? 1/300 ? 8,25% ? 28 дн. = 77 руб.
Уплата недоимки и пеней
Ситуация: можно ли сумму налога и пеней перечислить одним платежным документом. Организация перечисляет в бюджет оба этих платежа перед подачей уточненной налоговой декларации
Нет, нельзя.
Сумму недоимки по налогу и пеням нужно перечислять отдельными платежными документами. Это связано с тем, что для налоговых платежей, штрафных санкций и пеней установлены разные коды бюджетной классификации (КБК). Точнее, по-разному обозначается подвид доходов, который указывается в знаках 14–17каждого кода, идентифицирующего налог. Подвиды доходов имеют значения:
- **************1000*** – при перечислении собственно налога (погашении налоговой недоимки);
- **************2000*** – при перечислении пеней;
- **************3000*** – при перечисления штрафов.
Если перечислить недоимку и пени одним платежным документом, налоговая инспекция может счесть, что в бюджет поступила только сумма налога. Даже если эта сумма будет больше, чем указано в уточненной декларации. В связи с этим инспекция может попытаться оштрафовать организацию по статье 122 Налогового кодекса РФ.*
Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что уплата пеней является обязательным условием для освобождения от ответственности при подаче уточненной декларации (см., например, определения ВАС РФ от 18 января 2010 г. № ВАС-17586/09, от 31 октября 2008 г. № 14141/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 17 декабря 2010 г. № Ф03-8424/2010, Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2010 г. № А70-6877/2009, Волго-Вятского округа от 12 ноября 2009 г. № А28-8881/2009-222/21, Поволжского округа от 4 сентября 2008 г. № А57-22478/07, Северо-Западного округа от 14 января 2008 г. № А56-15591/2007). Такая же позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 17 декабря 2010 г. № 1572-О-О.
Однако есть примеры судебных решений, в которых говорится, что статья 122 Налогового кодекса РФ не предусматривает ответственности за неуплату пеней. Поэтому применять эту статью, если организация не уплатила пени при подаче уточненной декларации, нельзя (см., например, определение ВАС РФ от 5 сентября 2008 г. № 11161/08, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2009 г. № А19-8749/09,Поволжского округа от 9 октября 2008 г. № А06-1727/08, Уральского округа от 18 июня 2008 г. № Ф09-4351/08-С3, Московского округа от 29 мая 2007 г. № КА-А41/4573-07).
Чтобы избежать судебных разбирательств, перечисляйте недоимку и пени по налогу разными платежными документами.
Платежные поручения оформляйте по общим правилам.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Статья: Какие есть способы избежать штрафа за неуплату пеней при «уточненке»
Получив уточненную декларацию, налоговики предъявили штраф. Основание – нет платежки на уплату пеней. Способы, которые помогут отбиться от такого штрафа, зависят от причины, по которой не перечислены пени.
Из формулировки подпункта 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик, который самостоятельно обнаружил ошибку в расчете налога и представил в инспекцию уточненную декларацию, не должен платить штраф за неуплату (недоплату) этого налога. Но при условии, что до подачи «уточненки» он уплатил «недостающую сумму налога и соответствующие ей пени».
К применению этих правил большинство налоговых инспекторов подходят сугубо формально. Во-первых, они уверены, что освобождение от штрафа возможно, только если вышеперечисленные условия выполнены одновременно. А во-вторых, признают пени уплаченными, только когда они перечислены отдельной платежкой.
В результате тот факт, что в дополнение к уточненной декларации не поступила платежка с пенями, налоговики могут посчитать достаточным для штрафа по статье 122 Налогового кодекса РФ. Причем штраф будет начислен в размере 20 процентов от всей суммы налога, которая доначислена по «уточненке». Даже если на дату подачи этой «уточненки» данная сумма налога была погашена.*
Однако штрафа можно избежать или по крайней мере свести к минимуму его размер.
Пени не уплачены по ошибке или из-за нехватки средств
Допустим, бухгалтерия обнаружила ошибку в декларации, доплатила доначисленную сумму налога и подала в инспекцию уточненную декларацию. На уплату пеней по налогу на момент подачи декларации денег не хватило, поэтому они были перечислены позже.
Вероятность, что налоговики предъявят штраф, очень велика. Поэтому лучше всего, конечно, таких ситуаций не допускать. Иногда с подачей уточненной декларации можно не спешить, а подождать, когда появятся деньги на уплату пеней. Единственный риск здесь заключается в том, что инспекторы найдут ошибку сами. Или назначат выездную проверку по налогу. Если компания не успеет подать «уточненку» до того, как это случится, избежать штрафа не получится.
Теперь о логике инспекторов, если до подачи уточненной декларации компания не уплатила пени. В этом случае они могут посчитать, что компания не выполнила одно из обязательных условий, указанных вподпункте 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ. А значит, претендовать на освобождение от штрафа за неуплату (недоплату) налога не может. Несмотря на то, что до подачи «уточненки» сумма недоимки по налогу была погашена.*
Арбитражная практика на эту тему в настоящее время очень противоречива (см. таблицу). В некоторых округах судьи поддерживают точку зрения налоговых инспекторов. В других же округах они всегда занимают сторону налогоплательщиков. А есть и такие округа, в которых судьи к единому мнению так и не пришли. Они принимают решения то в пользу компаний, то в пользу налоговиков. Если компания решится на спор с инспекцией, это надо учитывать.
В зависимости от того, как складывается арбитражная практика вашего региона, зависит и выбор правильной тактики защиты интересов компании.
Можно уменьшить штраф, сославшись на смягчающие обстоятельства. Так, в Северо-Кавказском, Волго-Вятском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском округах судьи с позицией налоговых инспекторов соглашаются. В Северо-Западном, Дальневосточном и Поволжском округах судьи решают то так, то сяк. Так что если компания работает в одном из этих округов, убедить судей в том, что штраф за неуплату пеней незаконен, будет сложно. Однако это не значит, что обращаться в суд бесполезно.
В данном случае помогут так называемые смягчающие обстоятельства, о которых говорится в статьях 112 и 114 Налогового кодекса РФ. Изподпункта 3 пункта 1 статьи 112 следует, что суд может признать смягчающими обстоятельствами любые факты, свидетельствующие в пользу компании. А в пункт 3 статьи 114 при наличии таких фактов позволяет судьям снижать размер штрафа как минимум в два раза.
Как показывает практика, тот факт, что компания добровольно уплатила налог и подала в инспекцию уточненную декларацию, судьи уже рассматривают как смягчающее обстоятельство. Дополнительными аргументами в пользу того, что штраф должен быть уменьшен, может послужить, например, то, что сумма пеней была незначительной и до обращения в суд компания ее уплатила. А также то, что выездная проверка по налогу не назначалась и никакой информации о нарушении у инспекции не было.
В данном случае судьи руководствуются пунктом 17 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71. В нем прямо рекомендовано признавать подобные обстоятельства смягчающими. Ведь иначе, опасаясь большого штрафа, налогоплательщики вообще не будут подавать «уточненки» – в надежде, что ошибка так и не откроется.
Суммы, на которые можно уменьшить штраф благодаря вышеуказанным аргументам, могут быть очень существенными. Так, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2007 г. № А56-36355/2006 судьи снизили сумму штрафа более чем в 13 раз, в постановлении Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2007 г. Ф04-427/2007(31388-А75-42) – в 100 (!) раз, а в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 21 июня 2006 г. № Ф03-А73/06-2/1945 и вовсе установили символический штраф, равный 100 руб.
Можно отбиться от штрафа, используя формальные проколы налоговиков. В решении о назначении штрафа налоговые инспекторы часто забывают указать точную сумму неуплаченных пеней. А также период, за который они начислены.*
Этого может оказаться вполне достаточным для того, чтобы штраф был отменен. Подтверждение тому – постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2006 г. № Ф04-8020/2006(28944-А03-6). Компания указала судьям на то, что решение о привлечении к ответственности не соответствует пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ. То есть инспекция не представила достаточных доказательств того, что предъявленный за неуплату пеней штраф является правомерным. В результате решение о штрафе было признано недействительным.
Однако заметим: в настоящее время судьи стараются рассматривать дела по существу. И не всегда отменяют штрафы, если процессуальные нарушения – это единственный аргумент. Поэтому такие доводы лучше приводить как дополнительные.
Можно убедить судей в том, что штраф в принципе незаконен. В Московском, Центральном и Уральском округах судьи точку зрения налоговиков не поддерживают. Если компания зарегистрирована в одном из таких округов, можно надеяться, что штраф за неуплату пеней судьи признают незаконным.
Необходимые для этого аргументы заключаются в следующем. Из прямого текста статьи 122 Налогового кодекса РФ следует, что в ней установлена ответственность лишь за неуплату или неполную уплату налога (сбора). Штрафовать же компанию за неуплату пеней по этой статье инспекторы права не имеют.
Дело в том, что пени – это не налог. Это следует из определения этого понятия, которое приведено в пунктах 1 и 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ. Ответственность за неуплату пеней в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена. Кодекс лишь разрешает взыскивать пени принудительно за счет денег на счете в банке или за счет другого имущества (ст. 46–48 Налогового кодекса РФ). Таким образом, применяя при неуплате пенейстатью 122 Налогового кодекса РФ, инспекторы неправомерно расширяют нормы законодательства. При таких обстоятельствах признать штраф законным нельзя.*
Пени не перечислили, так как на момент подачи «уточненки» есть переплата
Предположим, на момент подачи уточненной декларации у компании есть переплата по налогу. И она превышает причитающуюся с компании сумму пеней. В этом случае многие бухгалтеры не составляют платежку по пеням, полагая, что налоговая инспекция самостоятельно зачтет ее в счет переплаты.
Однако практика показывает, что налоговые инспекторы этого не делают. У них своя логика. Раз компания не перечислила пени и не предоставила заявление на зачет, значит, считать их уплаченными нельзя. И предъявляют штраф по статье 122 Налогового кодекса РФ.
При этом они ссылаются на пункт 42 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5. Там сказано: если переплата по налогу возникла после периода, за который подана «уточненка», компания освобождается от штрафа в общем порядке. То есть если выполнит условия пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Отсюда вывод – если перед подачей уточненной декларации вы не перечислили пени из-за переплаты по налогу, лучше сразу же подать вместе с декларацией заявление на зачет переплаты в счет пеней. В этом случае претензий скорее всего не будет.
Если же заявление не подано и компании предъявили штраф, не исключено, что оспорить его вы сможете только в суде. К счастью,арбитражная практика на эту тему сложилась в пользу налогоплательщиков. Поэтому вероятность, что суд займет вашу сторону, очень велика.
Арбитражная практика в пользу компаний
Судьи практически единодушно признают незаконным штраф, если на момент подачи «уточненки» с доначисленным налогом у компании есть переплата. Приведем в качестве примеров постановления ФАС:
– Волго-Вятского округа от 7 декабря 2007 г. № А17-1004/2007-1011/2007;
– Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2007 г. № А33-15105/06-Ф02-1633/07;
– Дальневосточного округа от 24 мая 2006 г. № Ф03-А73/06-2/1471 иот 30 декабря 2005 г. № Ф03-А51/05-2/4389;
– Западно-Сибирского округа от 31 мая 2007 г. № Ф04-3477/2007(34766-А27-43);
– Московского округа от 25 сентября 2008 г. № КА-А40/8979-08;
– Северо-Западного округа от 26 февраля 2007 г. № А56-6548/2006.
Судей убеждают в правоте компании простые аргументы. Из пункта 5статьи 78 Налогового кодекса РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет уплаты налогов, сборов, пеней и недоимки. При этом такой зачет возможен не только по заявлению налогоплательщика, но и по решению налоговой инспекции. Таким образом, никаких препятствий для того, чтобы самостоятельно зачесть переплату в счет причитающихся с компании пеней, у налоговиков нет. Конституционный суд РФ подтвердил это в определении от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П.
Переплата возникла в периодах, которые предшествуют уточняемому
Теперь рассмотрим ситуацию, когда у компании была переплата по налогу до периода, за который подана уточненная декларация. И эта переплата полностью перекрывает сумму налога, которая доначислена в этой декларации. В этом случае задолженности перед бюджетом не возникает. Поэтому никакой речи о штрафе по статье 122 Налогового кодекса РФ быть не может. Пленум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил это в пункте 42 постановления от 28 февраля 2001 г. № 5.
Казалось бы, само собой разумеется, что нет в этом случае и оснований для уплаты пеней. Однако налоговым инспекторам это почему-то не очевидно. Результат – абсолютно необоснованные штрафы по статье 122 Налогового кодекса РФ. С тем же единственным аргументом – до подачи уточненной декларации не уплачены пени.
Чтобы защититься от подобных претензий, мы советуем одновременно с «уточненкой» представлять в инспекцию заявление о зачете сумм переплаты за предыдущие периоды в счет недоимки за уточняемый период. И в этом же заявлении указывать, что, поскольку недоимка полностью зачтена, оснований для начисления пеней нет.
Марина Голубева, эксперт журнала «Главбух»
Журнал «Главбух» № 5, Март 2009
3. Статья: «Мы не заплатили пени по налогу. Что нам будет?»
Чем рискуете: Компании грозит штраф лишь в том случае, если вы не заплатите пени вместе с недоимкой до того, как станете подавать уточненную декларацию.
Предположим, вы самостоятельно обнаружили недоимку по налогу. В таком случае в идеале в тот же день, когда вы станете перечислять долг в бюджет, вам надо заплатить еще и пени. Это требования пунктов 3 и 5статьи 75 Налогового кодекса РФ. А что если проигнорировать норму закона и самим пени не начислять — в надежде, что инспекторы не заметят? Разберемся.
Да, пока ревизоры не ведают о вашей задолженности и о пенях, риска претензий с их стороны, конечно, нет. Но если речь идет о старой ошибке в расчетах, наверняка вы захотите рано или поздно ее исправить. Тогда придется подавать в ИФНС уточненную декларацию. И тут уже, понятно, факт недоимки неминуемо вскроется.
Так вот, если вы представите в ИФНС уточненку до того, как о недоимке узнают налоговики, но долг с пенями платить не станете, штрафа компании не избежать. Инспекторы выставят его в размере 20 или 40 процентов от неуплаченной суммы налога. Основанием тут являетсястатья 122 Налогового кодекса РФ. Если же государству вы задолжали как налоговый агент, то штраф — 20 процентов от суммы недоимки (ст. 123 кодекса).
Причем в такой ситуации штраф будет, даже когда долг по самому налогу вы погасите, а не начислите лишь пени. Наказание обойдет вашу компанию стороной, только если вы заплатите и то и другое вместе. Так предусмотрено пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ. И оспаривать данный принцип в суде нет смысла. Вот примеры неудачных попыток это сделать: постановления Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, ФАС Северо-Западного округа от 2 сентября 2011 г. № А56-66841/2010.*
Теперь предположим, что недоимку обнаружили не вы, а налоговые инспекторы в ходе проверки. Тогда они выставят вам требование уплатить налог. И в нем же укажут размер пеней, которые начислят на дату отправки вам такого требования. Плюс обозначат срок, в течение которого вы должны погасить задолженность.
Чем вы рискуете, если проигнорируете данное требование контролеров вовсе или заплатите долг без учета предъявленных пеней? В этом случае последние будут «капать» до тех пор, пока вы наконец не погасите недоимку либо не оспорите ее в суде. Либо пока сами инспекторы принудительно не взыщут долг с вашей компании (ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ).
Татьяна Бубнова, эксперт журнала «Главбух»
Журнал «Главбух» № 18, Сентябрь 2012