- если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
- в основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные. Если совершена разовая сделка, а применяемые методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ). Подробно см. 1,2,4. Рекомендация, 3,5. Справочники.
2. Нужно, только если совершена разовая сделка, а применяемые методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню. Так как в данной ситуации организации признаются взаимозависимыми. Т.е.:
- стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям;
- в основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные. Если совершена разовая сделка, а применяемые методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ). Подробно см. 1,2,4,6. Рекомендация, 3,5. Справочники.
3. Да, необходимо. Так как оценить и согласовать стоимость неденежных вкладов должны учредители (п. 3 ст. 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 2 ст. 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Для оценки рыночной стоимости имущественного вклада общество должно привлечь независимого оценщика. Участники общества не вправе определить стоимость имущества, внесенного в уставный капитал, выше оценки эксперта. То есть они могут определить стоимость ниже или в той же сумме, что установил оценщик (абз. 2 п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Для учета доходов и расходов от продажи основного средства используйте:
– счет 91-1 «Прочие доходы», на котором отражайте выручку от реализации объекта;
– счет 91-2 «Прочие расходы», на котором отражайте остаточную стоимость выбывшего основного средства и прочие расходы, связанные с его продажей.
Выручку от реализации отразите в составе прочих доходов, когда право собственности на проданное основное средство переходит к покупателю. Для недвижимости это момент, когда право собственности зарегистрировано. Выручкой признавайте сумму, предусмотренную в договоре купли-продажи (поставки, мены).
Одновременно в состав прочих расходов включите остаточную стоимость проданного основного средства и другие затраты, связанные с продажей. Например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.
Такой порядок предусмотрен в пунктах 30 и 31 ПБУ 6/01, пунктах 12 и 16 ПБУ 9/99, пункте 11 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счета 01 и 91).
Записи на счете 91 делайте на основании:
– договора купли-продажи (передачи, мены);
– акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б);
– свидетельства о регистрации права собственности (по объектам недвижимости);
– документов, подтверждающих расходы, связанные с продажей основного средства (например, акта об оказании услуг транспортной компанией, перевозящей объект, расчетной ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам, производящим предпродажную упаковку, и т. д.).
Такой порядок предусмотрен статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Для субъектов малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов. Подробнее об этом см. Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства.
При отражении доходов и расходов от продажи основного средства делайте проводки:
Дебет 62 (76) Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства» (счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»)
– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства (остаточная стоимость основного средства, право собственности на которое подлежит госрегистрации);
Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76...)
– учтены в составе прочих расходов затраты, связанные с продажей основного средства (например, расходы на услуги оценщика, транспортные расходы и т. п.);
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по затратам, связанным с продажей основного средства.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Если расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают полученный от продажи доход, разница между ними признают убытком. В бухучете сумму убытка относят к расходам текущего периода и включают в прочие расходы единовременно в том месяце, когда произошла реализация (п. 11 ПБУ 10/99).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Рекомендация:Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)
По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:
- если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
- если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
- если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
- если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
- если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.
Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.
На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.
В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.
Доля прямого участия определяется как:
- доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
- непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.
Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяется как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене. Например, для цепочки, в которую последовательно входят четыре организации – «А», «Б», «В» и «Г», долю участия организации «А» в организации «Г» нужно определять по формуле:
Доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» | = | Доля прямого участия организации «А» в организации «Б» | ? | Доля прямого участия организации «Б» в организации «В» | ? | Доля прямого участия организации «В» в организации «Г» |
В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируются.
Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается разъяснениями Минфина России.
Если одна организация участвует в другой организации как прямо, так и косвенно, доля ее участия определяется по формуле:
Доля участия организации «А» (физического лица) в организации «Г» | = | Доля прямого участия организации «А» (физического лица) в организации «Г» | + | Доля косвенного участия организации «А» (физического лица) в организации «Г» |
Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).
Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.
По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен в таблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию. Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо. Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:
- сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
- публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств;
- информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.
Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:
- общедоступные российские и иностранные печатные издания;
- общедоступные информационные системы;
- официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.
Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.
Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.
Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Справочники: Условия признания лиц взаимозависимыми
Условия признания лиц взаимозависимыми*
1) По доле участия.
2) По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием).
3) По другим критериям.
Взаимозависимые лица | Условия признания взаимозависимыми | Основание |
По доле участия | ||
Организации А и В | Апрямо и (или) косвенно участвует в В с долей более 25% | подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует** в организациях: – А (с долей более 25%) и – В (с долей более 25%) |
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ | |
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует в организации – А (с долей более 25%) и близкие родственники*** физического лица F прямо и (или) косвенно участвуют в организации – В (с долей более 25%) |
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ | |
Организация D прямо и (или) косвенно участвует в организациях: – А (с долей более 25%) и – В (с долей более 25%) |
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ | |
Организации и (или) физические лица А, В, С, D (количество неограниченно) | А прямо участвует в В (с долей более 50%), В прямо участвует в С (с долей более 50%), С прямо участвует в D (с долей более 50%)** | подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F | F прямо и (или) косвенно участвует** в А (с долей более 25%) | подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием) | ||
Организация А и организация В |
В имеет полномочия по назначению (избранию): – единоличного исполнительного органа А или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А |
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) |
Физическое лицо F имеет полномочия по назначению (избранию): – единоличного исполнительного органа А или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А |
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) |
Физическое лицо F (а также его родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило (-и): – единоличный исполнительный орган А, В, С или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С |
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) |
Организация D назначила: – единоличный исполнительный орган А, В, С или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С |
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С составляют одни и те же физические лица (совместно с их супругами и родственниками, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) | подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и организация В | В выполняет функции единоличного исполнительного органа А | подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F | Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А | подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С | подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Организация D выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С | подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Другие критерии | ||
Физическое лицо F и физическое лицо G | F подчиняется G по должностному положению | подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) | Безусловно | подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации и (или) физические лица | На основании иных условий, когда отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми | п. 6 ст. 105.1 НК РФ |
Организации и (или) физические лица | На основании иных условий (при наличии признаков взаимозависимости, поименованных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ) по решению суда | п. 7 ст. 105.1 НК РФ |
* Условия признания лиц взаимозависимыми, указанные в настоящей таблице, необходимо применять совместно с положениями пункта 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.
** Доля участия физического лица определяется как сумма его доли и долей его супруга (супруги) и родственников, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).
*** К близким родственникам относятся супруги, родители (в т. ч. усыновители), дети (в т. ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекуны (попечители) и подопечные (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ, письмо ФНС России от 25 сентября 2013 г. № 13-3-08/0022).
4. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения
Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами
Да, может.
Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:
- контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);
- неконтролируемые.
О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.
Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.
Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.
Специальные проверки проводятся:
- на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
- на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
- при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.
Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. По общему правилу информировать инспекции нужно обо всех контролируемых сделках, перечисленных в статье 105.14 Налогового кодекса РФ и совершенных в отчетном году (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Однако в 2014 году применение этого правила ограничено. В 2014 году уведомления не требуется направлять в отношении сделок, совершенных в 2013 году с одним и тем же лицом (несколькими одними и теми же лицами), если их суммарный объем не превысил 80 млн руб. Такой порядок установлен пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
На контролируемые сделки, совершаемые в 2014 году, эта норма не распространяется. Поэтому, определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2014 года, руководствуйтесь перечнем, приведенным в статье 105.14 Налогового кодекса РФ без каких-либо ограничений.
Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.
Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.
Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03-01-18/746, от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.
Ситуация: признаются ли контролируемыми сделки между двумя российскими взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет упрощенку
Да, признаются, если суммарный годовой доход по этим сделкам превышает установленные стоимостные ограничения.
По общему правилу сделки между двумя взаимозависимыми организациями, одна из которых освобождена от уплаты налога на прибыль, признаются контролируемыми, если годовой суммарный доход по таким сделкам превышает 60 млн руб. Это следует из положений подпункта 4 пункта 2 и пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать доходы обоих контрагентов по всем сделкам, совершенным этими лицами друг с другом за год. Для организаций на упрощенке это возможно, если, например, доход от реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимому контрагенту составит 50 млн руб., а стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у этого контрагента, – 20 млн руб. О совершении таких сделок каждый из их участников обязан информировать налоговую службу (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).
В то же время если сумма доходов, полученных организацией на упрощенке, превысит 60 млн руб. (без учета коэффициента-дефлятора), то она потеряет право применять спецрежим и должна будет перейти на общую систему налогообложения. В этом случае оценивать контролируемость сделок нужно по другому критерию. Сделки между взаимозависимыми организациями – плательщиками налога на прибыль признаются контролируемыми, если суммарный годовой доход по ним превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Поэтому в рассматриваемой ситуации информировать налоговую службу о совершении контролируемых сделок нужно в следующем порядке:
1) организация на упрощенке сохранила за собой право применять спецрежим до конца года. То есть величина полученных ею доходов за 2014 год не превысила 64 020 000 руб. В этом случае сообщать о контролируемых сделках нужно, если суммарный годовой доход по ним превысил 60 млн руб. Например, если доход от реализации товаров зависимому контрагенту составил 40 млн руб., а стоимость товаров, приобретенных у этого же контрагента, составила 21 млн руб.;
2) организация на упрощенке утратила право на применение спецрежима. В этом случае возможны два варианта:
- если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно обо всех сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами за календарный год (включая сделки, совершенные в периоде применения упрощенки);
- если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями не превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно только о тех сделках, которые были совершены в периоде применения упрощенки. Например, в первом полугодии организация на упрощенке реализовала товары взаимозависимому контрагенту на сумму 50 млн руб. В том же периоде она приобрела у этого контрагента товары стоимостью 40 млн руб. То есть суммарный доход по сделкам за полугодие с взаимозависимым лицом превысил 60 млн руб. За девять месяцев общий объем доходов организации нарастающим итогом с начала года превысил 64 020 000 руб. При этом объем выручки от реализации товаров взаимозависимому контрагенту достиг 170 млн руб., а стоимость приобретенных у него товаров составила 155 млн руб. В таких условиях с начала III квартала организация теряет право на применение упрощенки и при формировании уведомлений о контролируемых сделках должна ориентироваться на миллиардный стоимостной критерий. Однако о сделках с взаимозависимым контрагентом, которые были совершены в первом полугодии (суммарный доход 90 млн руб.), организация должна проинформировать налоговую службу независимо от того, достигнет ли годовой суммарный доход 1 млрд руб.
Следует отметить, что использование в контролируемых сделках цен, не соответствующих рыночному уровню, может повлечь за собой дополнительное начисление налогов. При этом доначислены могут быть только те налоги, которые названы в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ: НДС, НДПИ, налог на прибыль и НДФЛ. Поскольку единого налога при упрощенке в этом перечне нет, при занижении цены сделки пересчет налоговой базы у участника, применяющего упрощенку, не производится.
Ситуация: как определять величину годового дохода по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами: методом начисления или кассовым методом
Для контроля за применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами методы признания доходов и расходов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.
Метод начисления и кассовый метод – это предусмотренные законодательством варианты отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности при формировании финансовых результатов. Использование одного из этих методов дает бухгалтеру возможность точно определить период, в котором необходимо признавать образующиеся доходы или понесенные расходы. При методе начисления доходы отражаются в учете по мере появления активов (независимо от их оплаты), а расходы – по мере возникновения обязательств (независимо от их погашения). В основе кассового метода, наоборот, лежат именно факты оплаты активов и погашения обязательств. При прочих равных условиях деятельность одной и той же организации может быть прибыльной, если она применяет метод начисления, и убыточной, если используется кассовый метод. Разный подход к времени отражения в учете совершенных хозяйственных операций приводит к различиям в формировании финансового результата деятельности организации, но никак не влияет на условия заключаемых договоров, в том числе – на цену сделок.
Однако для налогового контроля за перераспределением доходов между взаимозависимыми лицами методы, которые используются при отражении операций в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.
Контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие признакам, которые перечислены в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Одним из таких признаков является суммарный годовой доход по сделкам. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать не доход, отраженный в учете каждой из сторон сделки, а сумму цен (совокупную стоимость договоров) по всем сделкам, совершенным за год.
Целью налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами являются цены, по которым стороны сделок реализуют друг другу товары (работы, услуги). Если эти цены соответствуют рыночным, то признается, что база для расчета налогов у обеих сторон сделки сформирована объективно и оснований для ее корректировок нет. Если цены не соответствуют рыночным, считается, что налоговые обязательства сторон искажены и их надо скорректировать. Таким образом, в ходе проверок не контролируются периоды признания полученных доходов или понесенных расходов. Проверяющие анализируют способы ценообразования и сравнивают цены, примененные в сделках, с рыночными ценами. При этом метод начисления или кассовый метод не применяется.
Андрей Кизимов,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
5.Справочники:Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки | Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой | Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой | |
Условия сделки | Годовая сумма доходов по сделке1 | ||
Стороной сделки является иностранное лицо | |||
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) | Любые | Любая | Отсутствуют |
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
|
Любая | Отсутствуют |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
|
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Любые |
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами | |||
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |
Все остальные сделки без дополнительных условий |
Свыше 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
|
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
|
|||
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
|
Любая | Отсутствуют |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
|
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
1 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:
- в качестве года принимается один календарный год;
- в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ (доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса РФ, в расчет не включаются);
- учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2014 года.
Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и письма Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-01-18/349.
Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).
2Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки по которым признаются контролируемыми, утвержден приказом Минпромторга России от 30 октября 2012 г. № 1598.
6. Рекомендация:Как начислить НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг)
Передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Поэтому со стоимости безвозмездно переданных товаров нужно заплатить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Для расчета НДС необходимо определить рыночную цену безвозмездно передаваемого имущества (работ, услуг) в соответствии с требованиями главы 14.2 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг). Если стороны сделки не являются взаимозависимыми лицами, в качестве рыночной цены можно использовать цену, указанную в первичных учетных документах, которыми оформляется безвозмездная передача (письмо Минфина России от 4 октября 2012 г. № 03-07-11/402).
НДС рассчитайте в зависимости от того, как было учтено имущество (работы, услуги), передаваемое безвозмездно:
- по стоимости, включающей сумму входного налога;
- по стоимости, не включающей сумму налога.
В первом случае НДС начислите с межценовой разницы (п. 3 ст. 154 НК РФ). Сумму НДС, которую нужно начислить со стоимости безвозмездно переданного имущества, рассчитайте так:
НДС | = | Рыночная цена безвозмездно переданного имущества с учетом НДС | – | Покупная стоимость безвозмездно переданного имущества (остаточная стоимость с учетом переоценки) с учетом НДС | ? |
18/118 (10/110) |
Во втором случае (если в стоимости безвозмездно переданных товаров нет входного налога) НДС рассчитайте исходя из рыночной цены с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее суммы налога (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Сумму НДС, которую нужно начислить со стоимости безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), определите так:
НДС | = | Рыночная цена безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (по подакцизным товарам) без НДС | ? |
18% (10%) |
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
7. Ситуация:Как оценить рыночную стоимость вклада в уставный капитал
Оценить и согласовать стоимость неденежных вкладов должны учредители (п. 3 ст. 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 2 ст. 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Для оценки рыночной стоимости имущественного вклада общество должно привлечь независимого оценщика. Участники общества не вправе определить стоимость имущества, внесенного в уставный капитал, выше оценки эксперта. То есть они могут определить стоимость ниже или в той же сумме, что установил оценщик (абз. 2 п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).
Пример оценки стоимости имущества, вносимого в уставный капитал организации
А.В. Львов собирается внести в качестве вклада в уставный капитал ООО «Торговая фирма "Гермес"» пять тонн профильных труб, которые он купил за 50 000 руб.
Вклад должен оценить независимый оценщик. Учредители могут оценить стоимость вклада не выше той, которую укажет оценщик.
Допустим, оценщик установил, что рыночная стоимость вносимых материалов составляет 80 000 руб. В этом случае учредители «Гермеса» могут принять материалы в качестве вклада по стоимости их приобретения – 50 000 руб.
Допустим, оценщик установил, что рыночная стоимость вносимых материалов составляет 40 000 руб. В этом случае учредители «Гермеса» могут принять вклад по стоимости, указанной оценщиком, – 40 000 руб.
Решение об оценке должно быть единогласно принято на общем собрании участников (акционеров) организации (п. 3 ст. 9 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 2 ст. 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Оформить его нужно протоколом этого собрания (ст. 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Андрей Кизимов,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
С уважением,
Наталья Иванченко, эксперт Системы Главбух.
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем руководителя экспертной поддержки.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// www.1gl.ru/#/hotline/rules/