Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Требования инспекции
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:*
1) у проверяемой организации:
- представить документы;
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
- представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) -представить документы (сведения) о проверяемой организации*.
Запрос информации у контрагентов
В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов*, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
Ситуация: какие документы инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации в ходе ее камеральной налоговой проверки*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.
Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09, Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).
За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.
Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность*.
Налоговая ответственность наступает, если:*
1) контрагент проверяемой организации:
- отказался представить документы о ее деятельности;
- уклоняется от исполнения этой обязанности;
- представил документы с заведомо недостоверными сведениями.
В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.;
2) контрагент проверяемой организации несвоевременно представил запрошенную информацию о ее деятельности. В этом случае контрагента оштрафуют на основании пункта 1статьи 129.1 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 5000 руб. Если в течение календарного года контрагента уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ)*.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Рекомендация:Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке
Истребование документов у контрагентов
В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК РФ)*. Поскольку состав «иных лиц» в статье 93.1 Налогового кодекса РФ не раскрывается, инспекция может запросить необходимые сведения у кого угодно. Например, у обслуживающих банков или сотрудников, работающих в организации (п. 12 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов*, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
Ситуация: какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации*
Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.
Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений. Таким образом, в ходе выездной проверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок. При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией. Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе. Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.
Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации*. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.
Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. № А56-14074/2010, от 6 декабря 2010 г. № А56-13035/2010)*.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
3. Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:*
- не исполнять требования налоговых инспекций, противоречащие действующему законодательству*;
Полный перечень прав налогоплательщиков приведен в статье 21 Налогового кодекса РФ*.
Внимание: для ускорения документооборота между организациями и налоговыми инспекциями на официальном сайте ФНС России организован интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица» lk3.nalog.ru)
Подключившись к новому электронному ресурсу, любая организация сможет:
- получать актуальную информацию о состоянии расчетов с бюджетом (наличии задолженности, переплате по налогам и принятых решениях по взысканию недоимки или возврату (зачету) переплаты по налогам);
- получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН;
- обмениваться документами при проведении совместных сверок расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;
- составлять и направлять в налоговую инспекцию заявления об уточнении платежей, о зачете (возврате) переплаты по налогам;
- направлять в налоговую инспекцию сообщения об открытии и закрытии банковских счетов, об участии в российских и иностранных организациях;
- направлять документы для постановки и снятия с учета по местонахождению обособленных подразделений, вносить изменения в сведения об обособленном подразделении;
- получать решения налоговой инспекции по заявлениям и запросам, контролировать процесс их исполнения и др.
Полный перечень функций, которые организация может реализовать, воспользовавшись личным кабинетом, приведен в разделе 1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 14 января 2014 г. № ММВ-7-6/8.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса