Подтверждением права организации на применение пониженного тарифа по взносам будет являться факт заполнения специальных подтверждающих разделов в отчетности, ежеквартально представляемой в ПФР и ФСС РФ. Об этом сказано в п. 3 Информационного сообщения ПФР от 24.03.2011 «О порядке применения пониженных тарифов страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, некоторыми категориями плательщиков».
При сдаче отчетности сотрудники ПФР или ФСС РФ не вправе требовать документы, которые подтверждают право на применение пониженного тарифа. Но, получив отчетность, они проводят ее камеральную проверку и имеют право прислать требование о предоставлении пояснений (ч.3 ст. 34 212-ФЗ).
Документы, подтверждающие правомерность применения пониженных тарифов (по разным основаниям), перечислены в письме ФСС РФ от 01.12.2010 N 02-03-10/08-12891. Причем такие документы, как трудовые договоры, паспорта, миграционные карты сотрудников – иностранцев, сведения об их прописке для подтверждения пониженного тарифа не требуются.
Кроме того, официальное требование представителей ФСС о предоставлении любых документов должно быть передано организации по установленной форме, а не устно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как проводит проверки ФСС России
ФСС России контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:
- взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- больничные пособия.
Такой контроль сотрудники ФСС России выполняют в ходе проверок.
Об этом сказано в частях 1–2 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Общий порядок камеральной проверки
Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в ФСС России расчет по форме-4 ФСС. Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
При проведении проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Камеральную проверку проводят на территории отделения ФСС. Поэтому, кроме самого расчета, при проверке сотрудники фонда могут использовать лишь уже имеющиеся у них документы, например:
- расчеты страховых взносов, которые были представлены ранее;
- документы, которые страхователь подал вместе с первоначальными расчетами – речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
- выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета.
Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.*
О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование: по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, что указано в штампе. Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ФСС России могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением.
Ситуация: можно ли не исполнять требование ФСС России представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке
Да, можно.
ФСС России может требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. В этом случае проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то такое требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.*
Главбух советует: ответить на незаконное требование фонда все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ФСС России могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.
Как подать документы по требованию ФСС России
Представить документы можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.
Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Пример определения предельного срока для представления документов по требованию ФСС в рамках выездной налоговой проверки. Требование о представлении документов было вручено представителю организации
8 июля 2015 года в организации началась выездная проверка по взносам на обязательное социальное страхование за 2014 год. 9 июля 2015 года проверяющие вручили представителю организации требование о представлении документов в целях проведения выездной проверки. Период, в течение которого организация обязана представить затребованные документы, – с 10 по 23 июля 2015 года включительно.
Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).
Любовь Котова,
заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ПФР ОТ 24.03.2011 «Об изменениях и дополнениях в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
«3. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются (п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ):
а) производство пищевых продуктов (код ОКВЭД 15.1 - 15.8);
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (код ОКВЭД 15.98);
в) текстильное и швейное производство (код ОКВЭД 17, 18);
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (код ОКВЭД 19);
д) обработка древесины и производство изделий из дерева (код ОКВЭД 20);
е) химическое производство (код ОКВЭД 24);
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД 25);
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов (код ОКВЭД 26);
и) производство готовых металлических изделий (код ОКВЭД 28);
к) производство машин и оборудования (код ОКВЭД 29);
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (код ОКВЭД 30 - 33);
м) производство транспортных средств и оборудования (код ОКВЭД 34, 35);
н) производство мебели (код ОКВЭД 36.1);
о) производство спортивных товаров (код ОКВЭД 36.4);
п) производство игр и игрушек (код ОКВЭД 36.5);
р) научные исследования и разработки (код ОКВЭД 73);
с) образование (код ОКВЭД 80);
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг (код ОКВЭД 85);
у) деятельность спортивных объектов (код ОКВЭД 92.61);
ф) прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62);
х) обработка вторичного сырья (код ОКВЭД 37);
ц) строительство (код ОКВЭД 45);
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код ОКВЭД 50.2);
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90);
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63);
ы) предоставление персональных услуг (код ОКВЭД 93);
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (код ОКВЭД 21);
ю) производство музыкальных инструментов (код ОКВЭД 36.3);
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки (код ОКВЭД 36.6);
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (код ОКВЭД 52.7);
я.2) управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32);
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов (код ОКВЭД 92.1);
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) (код ОКВЭД 92.51);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код ОКВЭД 92.52);
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код ОКВЭД 92.53);
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код ОКВЭД 72), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный оран Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н внесены изменения в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) для указанных категорий плательщиков, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР*.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н внесены изменения в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) для указанных категорий плательщиков, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения».
3. ПИСЬМО ФСС РОССИИ ОТ 01.12.2010 № 02-03-10/08-12891 «О направлении информации в отношении применения статей 57, 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ»
«Статьями 57 и 58 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в 2010 году и в переходный период 2011-2019 годов соответственно.
При проведении контрольных мероприятий необходимо иметь в виду, что документами, подтверждающими правомерность применения пониженных тарифов в 2010 и 2011 годах различными категориями плательщиков страховых взносов, могут являться:*
1. Для общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения:
- учредительные документы (устав, протокол собрания учредителей);
- список членов организации, включая инвалидов;
- копии справок медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности у работников организации.*
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 58 Федерального закона 212-ФЗ (в редакции Федерального закона N 272-ФЗ) с 2011 года рассматриваемая категория страхователей обозначена как "общественные организации инвалидов".
В то же время, согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Следовательно, как в 2010, так и в 2011 году право на применение пониженных тарифов может подтверждаться указанными выше документами.
2. Для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%:
- учредительные документы (устав);
- информационное письмо об учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций (далее - ЕГРПО), где указан код статистики по ОКВЭД;
- копии справок медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности у работников организации;
- расчет среднесписочной численности работников, в том числе инвалидов, произведенный в соответствии с приказом Росстата от 26.08.2009 N 184 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников"* (далее - Приказ Росстата N 184).
3. Для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов:
- учредительные документы (устав);
- ЕГРПО, где указан код статистики по ОКВЭД*».